Новый Салауш
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 11(121), 2007 г.Как чувствовал, что надо съездить в свои заповедные места раньше, но раскисшие дороги и ремонты (то квартиры, то машины) все откладывали мою поездку.
Да и в этот раз от уговоров пришлось перейти к угрозам. Середина мая - а я не побывал в Салауше, в этой забытой Аллахом татарской деревни. Половину ее уже расселили, когда поднимали воду, а сейчас уже ходят слухи, что и остальное затопят. Находится она на правом берегу Нижнекамского водохранилища в месте впадения реки Иж в Каму. Но не на самом берегу. До разливов Ижа около трех километров, до Камы - около семи.
Едем в самое пекло, но по плану на реке я окажусь, когда жара уже спадет, и до темноты я комфортно буду бродить по берегу со спиннингом и только в крайнем случае возьму в руки удочку.
Солнышко шпарит, как будто оно не меньше меня страдало от бесконечных дождей. И это радует. Я люблю солнышко, люблю раздеться и загореть. Организм мой легко переносит все обгорания, и не нужно следить за тем, не пора ли набросить рубаху.
По мосту в Крындах всегда еду медленно. Надо успеть разглядеть сколько воды, сколько рыбаков, и порой даже удается понять, каков сегодня клев. Вот и в этот раз было понятно, что Иж разлился до предела, а десяток рыбаков, сбившихся на пятачке в плотную компанию, ловят подлещика.
При въезде в Салауш тоже важно оценить ситуацию. Луга, вопреки моим ожиданиям, затоплены не под завязку. Видал я и намного больше воды. Нет, сегодня все складывается удачно. Сейчас высажу свой "десант", выпью обязательную чашку чая, чтобы никто не обижался, и бегу. Бежать километра три - не расстояние. Пихаю в свой видавший виды рюкзак одноместную лодку, коробку с приманками, электронасос, банку с червями, полуторалитровую бутылку воды и... И понимаю, что донесу я все это, хотя и не без усилий, но вот надо ли? Солнышко еще палит, а уверенности в том, что лодка пригодится, нет. И обратная дорога, после обмена воды на рыбу, скорее всего, будет тяжелее. Нет, лодку я возьму утром, при втором походе, а сейчас поброжу по берегу и оценю обстановку.
Без лодки мой рюкзак мне нравится больше, и я стартую. В руках - спиннинг и легкая удобная удочка.
В деревенском ручье полощутся гуси, и пара пацанов сидят на берегу с удочками. Рядом валяются велосипеды. Счастливцы. Мне пилить пешком в болотных сапогах. До болота дорога пересушена, и сплошные коровьи следы, засохшие до состояния бетона, очень мешают. Нет ни единой площадки, чтобы безопасно поставить ногу. Даже после дождей, когда ноги расползаются, идти легче.
Но вот и долгожданное болото. Пять неизменных ручьевин, с наваленными бревнами, досками и прочим хламом, миную легко, даже не распуская сапоги. А вот дальше - полтора километра по песчаным холмам, на которых еще только-только пробивается травка. Думается, что кроссовки сейчас были бы очень уместны.
Взбираюсь на самый высокий холм, и открывшаяся панорама шокирует. Кругом вода. Столько воды не было никогда. Вдалеке пасется деревенское стадо, как раз в том месте, где я обычно и начинаю свой спиннинговый поход. Обалдевшие от жары коровы залезли в воду по самые "бюстгальтеры", и даже изощренный пастуший мат не в силах вытащить их оттуда.
Подхожу ближе и вижу, что берег мой изрядно затоплен, и это не просто меняет планы, а рушит их. Островок сухой земли так мал, что я обойду его и за час, но хуже то, что до самых желанных закоряженных мест я просто не доброшу.
Но ноги несут вперед. Пастухи говорят, что воду резко подняли вчера. Обидно. Дождались. Не зря я так рвался в Салауш раньше.
Слева, где между берегом и стеной камыша всегда была полоска воды, сегодня ее значительно больше. Но там не бывает щука, пару раз я попутно ловил там какую-то мелочь на удочку. Возвращаюсь туда без особого энтузиазма, наловить сотню плотвичек и окуней - дело не сильно веселое. Но надо. Деревенские родственники по инвалидности лишены возможности рыбачить и всегда ждут от меня рыбу.
Удочка с глухой оснасткой, где вместо основной лески у меня всегда кусок плетенки. Давно взял за правило не выбрасывать обрывки плетенки после замены ее на спиннинговой катушке и всегда ставлю их на удочку. Надежность гарантирована, а клев она не ухудшает. Поводок из лески 0,16. Крупная рыба его может порвать, но в этом ведь тоже есть своя прелесть.
Захожу в воду по колено и бросаю к камышам. Как поплавок падает на воду, я не увидел, хотя не отвлекался. Красноперка! Ее легко узнать по поклевкам. Она берет прямо с поверхности, берет столь стремительно, что не сразу к этому привыкаешь.
Поплавок смещается к грузилу, и червяк болтается в 10 сантиметрах от поверхности. Да какое там болтается? Несколько раз было ощущение, что поплавок тонет раньше грузила. Но еще удивительнее, когда вокруг поплавка получается водоворот. Поплавок еще не шевельнулся, а уже пора подсекать. При водовороте приманку берет исключительно самая крупная красноперка. В моем случае это 300 граммов и больше.
Водоворот чем-то напоминает атаку пираньи. А подсечку можно сравнить с ловлей хариуса на муху. Муха исчезает с поверхности, а поплавок приходит в движение позже. Но всю прелесть поклевки крупной красноперки на словах передать не возможно.
Комментарий
Красноперка чаще всего встречается на заросших участках водоема - в заливах, старицах. Ловить ее лучше всего на тиховодье в "окнах" среди зарослей камыша, кувшинки, рдеста. Весной и летом лучше клюет на заре, в холодную погоду - со дна, в жаркие дни - в полводы или у поверхности. Взрослые особи достигают 30-35 см и весят до 500 г, но встречаются и 2-килограммовые экземпляры.
Ну, а самым замечательным стало то, что, немного поошибавшись, я в итоге перешел на ловлю только крупной рыбы. Сложного в моей тактике было не много. Я делал по берегу пять шагов, заходил в воду, забрасывал к камышам приманку и тут же волоком тащил на берег бунтующую на мелководье красноперку. Вторую в этой точке надо было ловить минут через десять. Снова сместившись на пять шагов, я вытаскивал очередную красавицу. Дело в том, что схватка с крупной рыбой на время распугивает стаю, и надо переходить к другой. Попытки поймать вторую всегда заканчивались тем, что клевала мелочь. Но берег был длинный, а конкурентов не было.
Через какое-то время я понял, что при такой ловле насаживать целого червя - пустая трата времени. Сходов намного больше, причем далеко не мелочи. Красноперка столь непривередлива, что даже самый безнадежный обрывок червя она атакует мгновенно. При таких скоростях ей некогда оценивать состояние насадки.
Раз пять я обрывал поводок и в итоге решил обойтись без него. Клев не стал хуже и я пожалел, что терял время. Один раз крупная красноперка оборвала всю оснастку, но поправил я все быстро.
Замечу, что при такой ловле, когда червяк в 10 сантиметрах от поплавка, надо использовать самый маленький поплавок без антенн, за которые часто захлестывается леска. Почему обязательна столь короткая рабочая часть? Все просто: во-первых, увеличив ее до метра, начинаешь ловить мелких окуней и плотву, как только червяк проскочил рабочую зону. А она у красноперки всегда в самом верхнем слое. Во-вторых, при таком варианте ускоряется и сама ловля, потому как поклевка следует мгновенно. Всплеск поплавка привлекает крупную красноперку, не зря же она ловится и на блесны, и, бросившись именно к поплавку, она хватает червя.
Устав от такой интенсивной рыбалки и привыкнув к прелестям крупной рыбы, я потерял интерес и собрался домой. Был уже восьмой час вечера, и заметно потяжелевший мешок напомнил о том, что путь мой легким не будет.
Хорошо намяв сапогами ноги, я дошел до дому и впервые засомневался: а надо ли мне в 4 часа утра снова идти за красноперкой? Ну, хорошо. Не надо. А что я буду делать в деревне? Работать меня не пускают - от меня больше вреда. Пойду в кроссовках, а сапоги понесу в рюкзаке. Тоже не радость, но придется переложить тяготы жизни с ног на спину.
А потом был короткий отдых, деревенская баня и, наверное, что-то еще. В итоге проснулся я в 9 утра. Нет, я просыпался и раньше, но сон в избе был так сладок, что хотелось вернуться в него и пребывать там как можно дольше.
Собрав свои рыболовные манатки, я пошел в кроссовках. Нет, это, конечно, не сравнимо с сапогами, как бы удобны они ни были. В итоге я легко добрался до своего вчерашнего места и столь же легко наловил красноперки.
К полудню я уже изрядно порозовел, причем в самых неожиданных местах. Ближайшими ко мне людьми были пассажиры пролетавших самолетов, и моя предельная нагота ничьей нравственности не угрожала. Зато новое наблюдение: ловля красноперки голяком не менее эффективна, а личный рекорд в 370 граммов установлен именно в таком непотребном виде. Надеюсь, что это не будет воспринято как рекомендация. В целом же за два этапа я поймал много крупной красноперки, а всю мелочь тут же возвращал в речку.
Природа подарила мне замечательные два дня. Вышедшему из-за туч солнышку радовались величавые лебеди, располагавшиеся непривычно далеко. Обычно они любят сопровождать меня в плаваниях на лодке и даже в хождениях по берегу. Непуганые ондатры вели себя столь развязно, что пару раз я даже выходил из воды. А на песчаной дороге то и дело попадались ужи. И бесконечное множество разноцветных птичек. Все они почему-то строят гнезда не на деревьях и кустарнике, а прямо в траве, и когда идешь, они изображают галдеж и даже базар, отвлекая от своих жилищ. Мне, конечно, не до них, но ведь там куча лисиц, о чем говорят здоровенные норы.
Нет, жить в деревне, конечно, не просто, но рыбачить, мыться в бане и спать в избе надо как можно чаще.
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 11(121), 2007 г.