Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Новогодние рыбалки

Новогодние рыбалки

207-8-1.jpgПодарок от Деда Мороза

Детские воспоминания, наверное, не всегда точны, поскольку память подсказывает лишь самые яркие и легко запоминающиеся эпизоды, но помнится, и все тут, как перед самым Новым годом уходили мы с отцом еще потемну на охоту. Уходили в луга и поля, где чертили свои хитроумные тропы зайцы-русаки.

А новогодним вечером потрескивали звонко и вкусно полешки в титане - топилась баня. Не было еще тогда в наших квартирах газовых колонок и горячей воды из крана. А на кухне что-то шкворчало и пахло умомрачительно вкусно - жарилась и тушилась зайчатина. Мигала огоньками пихта-елочка, стоял запах мандаринов и теплой хвои, и было волшебно-томительно в ожидании Нового года.

Может быть, поэтому и сложилась у меня привычка-традиция перед новогодьем отправляться на рыбалку, за щукой. Словно бы в унисон тем детским охотничьим воспоминаниям, хотя главным увлечением и частицей жизни стала все же рыбалка. Уже не представлялся новогодний стол без заливного из свежей рыбы, пойманной своими руками, а не купленной на рынке или в магазине.

И дело не только в том, что купленная рыба, вероятно, не так свежа, но было в самой поездке, в запахе морозного воздуха и хватках сильной рыбы предвосхищение праздника, где потом и рюмочка ледяной водки с устатку - только в радость, а там уж и шампанское можно откупорить под бой курантов.

И, если не случилось взять на заливное судака - короля оного блюда, - то и щука вполне достойна быть украшением новогоднего стола, если правильно ее приготовить.

QUEEN-ЩУКА... Надо лишь отварить-выварить голову крупной щуки, желательно с ершами и окунями, а потом в процеженном золотистом бульоне потомить и щучьи ломтики. Сочные кусочки из щучьей головы и кусочки мякоти выложить в тарелки с зеленью, лучком, ломтиком яйца и одной-двумя спелыми клюквинами или фигурным срезом вареной моркови - для красоты. Залить полученный натюрморт охлажденным бульоном - и блюдо почти готово. Остается лишь выставить его на холод.

Если рыбы много, то и желатин не нужен. Но для крепости можно приготовить его, залив вначале минут на сорок кипяченой прохладной водой, а потом разогрев при помешивании, чуть-чуть не доводя до кипения. Все это, конечно, попросту, по-рыбацки. Но, бывает, за уши не оттащишь от простого этого блюда, особенно - поутру... первого января. Тогда обычно из еды больше на рассол тянет да на холодненькое...

Все это хорошо и вкусно, но вначале надо как минимум поймать сам предмет обсуждения и готовки - щуку. В принципе, ее можно изловить всего в пяти минутах ходьбы от троллейбусной остановки, на городском водохранилище. Но это было бы слишком легко и банально.

Рыбакам же - чем дальше в лес, тем рыбы больше. Да чтоб усы - в сосульки, да чтоб еще с автобуса - "Стеньку Рази-на" в три горла или "Шумел камыш", а потом - храпака у лунки. Как в анекдоте: мол, в этот раз берем ящик водки, а из автобуса не выходим... А рыба? Коту есть на скромный ланч, и ладно. "Это за полтыщи км ехать, чтобы горстку окунишек коту поймать?" - спросят завистники и домоседы. "Ха, главное - процесс!" - ответит настоящий рыболов.

В этот раз еду один, поскольку средь рабочей еще недели. "Вот и ладно, хоть порыбачу наконец в тишине, - мелькают довольные мысли. - А то, как приедем, сразу - "Ну, за рыбалку!". А потом медведя-шатуна по чапыжнику гонять да на волколаков-оборотней охотиться при луне с пустыми бутылками наголо. И хоть бы раз за три дня удочки размотать..." 

На островах Чебоксарского водохранилища хватает жилищ-землянок. В одной из них, спрятавшейся среди мелколесья, я и намереваюсь переночевать. Живца везу с собой, поскольку нередко бывает трудней поймать мелких плотвичек-сорожек, чем самого хищника, особенно там, где, жирует он, хищник.

Как и всегда зимой, времени не хватает, чтобы в первый день полноценно половить. Пока дойдешь до места, пока расставишь жерлицы - уже и замутнели вечерние сумерки. Так и сейчас. Едва закончил бурить лунки под жерлицы да подготавливать снасти, как потянул вечерний ветерок, пахнущий остро морозцем и смолистым вкусным дымком. Где-то, видимо, на островах уже готовятся к ночлегу. Мороз кусает, и лунки стынут на глазах, покрываются тонким ледком.

Да-а, если снасти оставить как есть, утром будет тяжело и нудно пробивать лунки, высвобождать примерзшую леску, пусть и снегом засыплешь жерлицы на подставках. Я всегда беру с собой небольшую пешню, чтобы не ножом расковыривать лед, но все равно есть опасность повредить леску и пешней. Отец когда-то практиковал в подобных случаях способ сохранения живца в небольшой сетке под диаметр лунки, но в этом случае пропадают шансы на ночную хватку-поклевку. А они случаются. Бывает, ночью хватает налим, а то и судак зацепится перед рассветом. На этот случай я беру с собой летние рогульки-жерлицы. Только, в отличие от рогулек из сухого ивняка, эти - винипластовые, довольно увесистые.

Сейчас приходится ставить эти летние снасти под лед, подвешивая на палках-перекладинах поперек лунок. А сверху уже можно будет подсыпать снега на подставки щедрой горкой да отметить вешками снасти. Если и подмерзнет лунка, то леска в воде уже не схватится ледком и свободно размотается с рогульки во время хватки. А то нередко на обычных вмерзших жерлицах обнаруживаешь утром лишь пустые тройники. Хищник, будучи не в силах провернуть катушку, только накалывается и срывает живца.

Все. Дела сделаны, снасти стоят. Пора к жилью. И уже видится ночь в сонной оторопи и теплой мягко-ленивой дреме на нарах. Бьется живое пламя в печурке, потрескивают дровишки, плача смолистыми слезами, трепещет огонек свечи, мурлычет приемник, и подмигивает эротически сквозь маленькое оконце белотелая Луна. И мне так хорошо в этом тихом одиночестве...

Дергаю на себя дверь землянки, а мне навстречу - клуб дыма и веселое:

- Во, еще один! Третьим будешь?! Наливай, Серега! Ну, за рыбалку!..

Утро открылось ярко и солнечно, почти к обеду. Проспал я в тепле самый рассвет, даже мобильника-будильника не слышал. Отчего-то все болело и сохло во рту. Видимо, что-то съел вчера. Новый год отметили... Неужели опять вурдалаков перегаром травили и гоняли по лесу припадочных троллей? Нет, вроде тихие рыбачки. Вон как мирно спят.

- Подъем! На рыбалку пора!

Торопясь, кипячу чай и заправляю термос. Потом - сразу на лед! А там, на ледовых своих жерличных позициях, начинаю расчищать лунки и проверять снасти. Как и предполагал, лунки схватило лишь тонким ледком, разбивать который можно было и черпаком. Леска одной из жерлиц была смотана с рогульки до конца и до тугой натяжки. Начинаю выбирать ее и чувствую тяжелый зацеп. Коряга. Но тут сдернулась леска и пошла также упористо, но уже по-живому. Рывки и толчки пригибали руку к лунке, и приходилось стравливать леску обратно. Наконец в лунке заплескало, и показалась щучья голова со свирепо-пронзительными глазами. Беру ее багориком. Вот это подарок! Как раз к Новому году!

207-8-2.jpgА потом были еще хватки-подъемы на классические уже зимние жерлицы. Трепетали флажки, алея на белом снегу, и были еще щуки остроглазые, чуть поменьше той, подарочной. Видимо, расщедрился Дедушка Мороз под праздник, сговорясь с местным водяным, а может, просто рыбацкая удача не оставила меня в канун Нового года. Ну, за рыбалку!..

Из рук вырывали!

В предновогодние дни собрался я в Коротни за щукой. Посреди Волги тогда еще стоял вмороженный в лед сухой лес. Ориентиром служил высокий дуб, видимый аж от церквушки коротнинской. А расстояние от церкви до леса - не менее шести километров. Понятно, что только в ясную погоду виден был этот дуб-великан.

Декабрьский лед был еще гладким и местами почти прозрачным. Сейчас, когда перволедье задерживается нередко до декабря, этим никого не удивишь. Но был тот лед относительно толстым и крепким, хоть пляши на нем. Тем не менее, сильно был я удивлен, когда, подходя к лесу, увидел на опушке автомобиль. Это чтоб по такому льду да на машине! Камикадзе!

А "камикадзями" оказались мои товарищи, с которыми мы и ночевали здесь не один раз прямо на льду, в лесу - лешачьем угодье. Только теперь они уже на машине пожаловали, где и ночевали. А сейчас, похоже, домой собрались.

- Эй, чокнутые, в подводники что ли записались? Так не дотянете до Коротней, керосину не хватит, течение сильное.

- А мы на ядерном работаем, счас бякнем еще по двести и - вперед! Будешь?

- Нет, надо обрыбиться вначале. Берет хоть?

- Из рук вырывает! Полный багажник!

- Плавали, знаем. Языком молоть умеете.

- Посмотри.

Заглянул в багажник - и точно: лежат щуки поленьями одна на другой.

- Только, Саня, сразу предупреждаем, живца не поймаешь. Всю мелочь разогнала. Сейчас жерлицы снимем и тебе отдадим живца, какой еще живой.

Снялись товарищи и вручили мне полудохлых сорожек да окунишек. Едва я опустил в лунку квелую рыбку, устанавливая жерлицу, как сильный толчок едва не выбил ее у меня из рук, а на леске неустановленной еще снасти загуляла сильная рыбина.

Щука брала, как в последний раз перед свершениями Апокалипсиса. И наловил я рыбы в этот предновогодний день столько, что и ночевать не пришлось на льду, смеша ворон и пугая Луну полночным воем, ломая дрова...

Александр Токарев, г. Йошкар-Ола