Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > NO TROLLING, или Со щучьими воблерами по рельефу

NO TROLLING, или Со щучьими воблерами по рельефу

Валерий Сикиржицкий


Вот уже восемь лет подряд в начале осени я провожу фестиваль, посвященный спиннинговой ловле на воблеры. По возможности участникам выдаются для тестирования разные по характеру приманки, но лучше всего себя показали достаточно крупные и с хорошим заглублением. Часто такими ловят троллингом, но данный вид ловли на фестивале запрещен, благодаря чему объемные диповые воблеры открылись с новой стороны как для многих участников, так и для меня самого. Теперь первую половину осени я посвящаю ловле рельефной щуки на воблеры взаброс.

52-трол1.jpg


Водоемы и места ловли

Чаще всего «воблерить» осенью я выезжаю на небольшие водохранилища. Они имеют небольшую площадь, но интересный рельеф. Я стараюсь избегать водоемов без горок, свалов, глубоких ям, других интересных изменений картины дна. Глубина на моих «воблерных полигонах» в целом небольшая – на большей площади порядка 1,5–2,5 м. На ямах же она увеличивается в среднем до 4,5–5,5, местами до 7–8 метров.

Особенно меня интересуют водохранилища с ярко выраженным затопленным руслом. Если создавшая водоем река была небольшой, то фарватер локален, иногда шириной всего 10–15 м. Но для ловли щуки он как раз и представляет интерес. На русле почти всегда имеются углубления, созданные течением когда-то существовавшей здесь реки. Вот такие затопленные омуты, русловые повороты, резкие свалы на месте обрывистых берегов и стоит прорабатывать воблерами.

52-трол2.jpg

Что касается троллинга в описанных и интересных для ловли щуки местах, то я с трудом представляю, как можно качественно обловить локальную перспективную точку, переплывая ее на моторе. Воблер при этом идет на постоянной глубине, и если он глубинный, то обязательно станет пахать дно или зацепится на верхней бровке. Если же мелководный, то просто может не поднять щуку с глубины. Двигаться нужно по руслу, но зачастую оно не только узкое, но и петляющее, поэтому на троллинге воблер неизменно выйдет на мель. Тут уже прямая дорога к ловле взаброс!

На многих водохранилищах привязка осенней щуки к глубине прослеживалась очень четко. Наблюдая в дальнейшем за этими водоемами, сделал вывод: с наступлением первых холодов на ямах начинает собираться белая рыба, причем собираться массово: и эхолот нередко показывает целые рыбьи скопления, и приманки могут цепляться за чьи-то спины, периодически принося на крючках чешуйки. Вот за такими стаями потенциальной пищи и отправляются «пастухи» – средние и крупные щуки.

52-трол3.jpg

Однако такая ярко выраженная картина осеннего тяготения хищницы к глубине наблюдается далеко не на всех водохранилищах с разнообразным рельефом. Размышляя об этом и сопоставляя факты, пришел к выводу, что успешнее ловля щуки на глубине будет там, где на зиму опадает трава. Если же водоем остается заросшим и в холодное время года, то щука может участки растительности частично и не покидать.

Есть и еще одно наблюдение. На глубине осенью больше щуки бывало на тех водохранилищах, где из мирной рыбы превалирует карась. Являясь теплолюбивым видом, он довольно организованно и массово реагирует на похолодание воды и отправляется на зимовальные ямы. Наличие именно карася в местах ловли щуки подтверждали и браконьерские сети, и собственные случайные поимки этой рыбы за различные участки тела.

Конечно, на русловых ямах можно успешно ловить и другими приманками, в первую очередь, джиговыми. Я уверен, что большие приманки подразумевают и хорошую рыбу, потому часто беру с собой и крупный силикон, но почему-то щука зачастую его игнорирует. Мне известны водохранилища, где трофейные экземпляры зубастой удается поймать в основном на воблеры. Бывали случаи, когда я сам подолгу «окучивал» перспективную 6-метровую ямку различными приманками, в первую очередь джигом, но добивался поклевки щуки только тогда, когда ставил глубинный воблер.

52-трол4.jpg

Не знаю точно, почему так происходит, но сейчас свой список осенних водоемов я условно делю на джиговые и воблерные – по предпочтениям щуки. Есть и смешанные, на которых лучше поочередно проверять разные типы приманок. Так как воблерная ловля на рельефе гораздо менее популярная, чем джиговая, ей я в последнее время уделяю больше внимания. Тем более что, по моим наблюдениям, воблеры как раз хороши до наступления морозов, то есть в первой половине осени.


Техника и тактика

Одной из стандартных схем для ловли крупными воблерами является движение вдоль затопленного русла водохранилища. Обычно я занимаю одну из двух бровок и заброс делаю таким образом, чтобы перебрасывать находящийся передо мной фарватер. Приводнившись наверху берегового склона, воблер как раз заглубится к моменту выхода на русловую глубину. Бывает очень важно точно попасть в нужную точку. Если ее перебросить, то приманка наберет большую глубину раньше, чем нужно, и станет зарываться в дно, еще не дойдя до начала русла. Если недобросить, то необловленным может остаться перспективный береговой свал. Бывали случаи, когда удавалось поймать хорошую хищницу с берегового склона в самом начале движения воблера – он только еще заглублялся, двигаясь по береговому склону, как его останавливала щука.

Когда перспективная яма велика, и перебросить ее всю не удается, якорюсь прямо на глубине. При этом забросом получается обловить только одну бровку. Но несколько раз переставившись, можно в конце концов исследовать всю яму. Такая тактика возможна при слабом ветре или его отсутствии.

52-трол5.jpg

Облавливание береговой бровки – еще одна из рабочих схем для воблерной ловли. Выглядит она следующим образом: двигаясь вдоль берега на расстоянии полета приманки, делаем веерные забросы, «скатывая» воблер по склону. Такая ловля напоминает джиговую, только она более мобильная – проводка получается быстрее.

Заглубившийся воблер всегда довожу до самой лодки. Если стою уже на склоне, то можно немного уменьшить скорость вращения катушки, чтобы приманка чуть подвсплыла и не «забурилась» в дно. Когда же подо мной максимальная глубина, скорость вращения, наоборот, стоит увеличить, загнав воблер как можно глубже, а также дальше под лодку.

Изучая русловые ямы, которые некогда были затоплены водохранилищем, пришел к выводу, что они сохранили прежний характер реки. Вспомним, что часто один речной берег пологий, второй – наоборот, крутой. Так и здесь: на одном склоне речной ямы свал очень резкий, на другом плавный. Что это нам дает?

Зная, какой свал впереди, а какой под нами, мы варьируем дальность заброса и скорость проводки. Так, если под упавшей приманкой свал пологий, заглубляем воблер не торопясь, чтобы он набрал максимальную глубину внизу бровки, а до этого двигался параллельно склону. Если же свал резкий, то, забрасывая приманку на самый верх, где уже мелко, быстрым вращением катушки загоняем ее на положенную глубину.

Точно так же и на конечной стадии проводки – когда под вами подъем плавный, крутим медленно, давая воблеру немного всплывать, если же резкий – не снижаем скорость, пока он не дойдет до лодки или не упрется в начало свала. Если поклевок не было, полезно поменять положение лодки на противоположное (если это позволяет ветер). То есть, постояв на крутом свале, смещаемся на пологий, или наоборот. Попробовав разные варианты, замечаем, где были поклевки, и такого положения придерживаемся в дальнейшем.

52-трол6.jpg

Иногда даже на небольшой яме удается стоять все время по руслу, если направление ветра совпадает с ним. В этом случае скорость подмотки может быть постоянной, и обязательно сохраняем ее до самой лодки – часто щука решается на хватку именно в конце проводки, когда воблер достиг максимального заглубления.

Бывает, что по рельефу точка кажется перспективной – к примеру, классическая русловая яма, но поклевок на ней нет, как ни упирайся. Здесь стоит обращать на две взаимосвязанные, на мой взгляд, вещи – наличие рыбы в эхолоте и характер дна. Обычно хорошие щучьи ямы имеют твердую верхнюю бровку со свалом и мягкую глубокую часть. Бывает, опускаешь якорь и видишь, как веревка продолжает погружаться в ил. На таком участке определенно будут собираться на зимовку караси, что и показывает эхолот. Если же рыбы на экране нет, то вполне возможно, что и дно имеет однообразный характер – без илистых и твердых участков. Такие ямы, по моим наблюдениям, менее перспективны. Характер дна сразу помогает определить эхолот, ну, а дополнительно его можно исследовать джиговой приманкой. Если воблер погружается до самого дна, то и он своими касаниями о грунт «расскажет» о его характере.

Многие объемные воблеры не только не очень хотят лететь, но и стремятся перехлестнуться. Особенно и то, и другое ощущается в ветреную погоду: чем круче забрасываем по отношению к ветру, тем хуже приманка летит и чаще перехлестывается. Поэтому я всегда стараюсь располагать лодку таким образом, чтобы перспективное место было по ветру. Как правило, поступаю так и в джиговой ловле, но там причина несколько иная – чтобы лучше контролировать ступенчатую проводку.


Приманки и снасти

Чаще всего это крэнкбейты длиной от 7 до 14 см и весом 9–46 г. Практически все воблеры довольно упористые, имеют объемную лопатку длиной от 3 до 7 см. Максимально она может составлять около 2/3 длины тела приманки. Классификация заглубления – SDR (Super Deep Runner), иногда DR (Deep Runner). В каталоге производители обычно указывают глубину, на которую уходит приманка. На нее, конечно, стоит примерно ориентироваться, но всегда нужно проверять самому на водоеме. Ведь она зависит от многих факторов – диаметра плетенки, скорости проводки, положения удилища, длины заброса и т.д. Некоторые производители указывают два значения заглубления воблера – на забросе и троллингом. 

52-трол7.jpg

Я ориентируюсь в этом показателе, беря среднее значение. Кроме того, при тестировании воблера производителями часто используются леска, поэтому показатель глубины может быть занижен. Вывод из всего следующий – любой воблер нужно изучать самому, тогда будете точно знать, на какую глубину он заходит. Тестируя новые воблеры, я часто беру с собой в сумку каталог, чтобы сверять показатели заглубления, но полезно бывает маркером написать этот параметр на приманке. 

Мое увлечение ловлей рельефной щуки на воблеры началось с польского Salmo, а конкретно с модели Whitefish. Она есть у меня в размере 13 и 18 см и различных версиях заглубления. Самый большой и глубинный Whitefish быстро заходит при забросе на глубину около 5–6 м. Но чаще я пользуюсь 13-сантиметровым, тоже в версии SDR.

Что касается популярной модели Salmo Perch, то это по сути классика жанра. Этот классический «шед» выпускается в трех размерах и в трех же версиях заглубления: от мелководной (заявлено всего полметра) до глубинной – 5 м при забросе и 11 на троллинге. То есть данной приманкой можно перекрыть различные условия ловли. Глубоководную модель часто используют для троллинга сома и крупной щуки, но на практике подтверждено, что трофеи им можно поймать и при ловле взаброс.

52-трол8.jpg

Отдельной категорией можно выделить составники. Они отличаются от классических крупных крэнков формой тела, состоящей, как правило, из двух частей и соответственно, немного другой игрой – она более размашистая, но тоже очень активная.

У некоторых производителей существует и цельная, и составная версия одних и тех же моделей. Например, у Salmo это Pike 11 и 13 см и Whitefish 13. У Rapala – популярные модели Shad Rap и X-Rap. В каталоге их выделяет приставка jointed, что дословно с английского означает «сочлененный».

Можно отметить еще одну категорию воблеров в моей осенней щучьей коробке – это широкие и тяжелые пластиковые приманки. Они относительно небольшие по длине, но за счет высокого и широкого тела имеют приличный вес. Как пример – приманки от Osko. В первую очередь мне понравились две модели, формой тела похожие на карася. Это 11-сантиметровые Zevs (заявленный вес 46 г) и Evil F (38 г). Отличительная особенность этих приманок – солидная «погремушка» внутри, их приближение к лодке слышно издалека. За счет быстрой всплываемости, глубиной погружения и «Зевса», и «Зла» можно легко маневрировать, максимальное же значение, по моим наблюдениям, – примерно 4,5 м. Кроме того, Evil выпускается еще в более глубоководной версии DR, которую, по предписаниям производителей, можно загнать на глубину 6,5 м.

52-трол9.jpg

Все применяемые мной в рельефной ловле воблеры – плавающие. Им проще задавать нужную глубину и контролировать горизонт проводки благодаря способности всплывать на паузах и идти чуть выше на медленной подмотке.

Как уже говорилось, диповым воблерам с большой лопатой свойственно перехлестываться – когда тройник (обычно передний) еще в полете цепляется за поводок. Особенно этим страдают составные модели, а также приманки с широким телом. Чтобы избавляться от этого неудобства или минимизировать его, ставлю жесткий титановый поводок – уже это частично спасает от перехлестов. Далее при забросе стараюсь контролировать плетенку, чтобы не допускать большого провиса, а на конечной стадии полета, перед приводнением, приостанавливаю ее рукой, чтобы она вытянулась в одну линию. Если же перехлест все-таки случился, еще до начала проводки можно сделать несколько резких движений или потяжек с паузами – возможно, тройник воблера освободится от поводка.

Это касается ловли обычной снастью – с безынерционной катушкой. Кастинговая снасть с мультипликатором от перехлестов практически спасает, но бывает сложно подобрать подходящую катушку или же настроить ее на ловлю «парусящими» приманками. Я, например, пользуюсь кастинговой снастью пока только для крупных приманок – весом 30–40 г, заброс при этом получается дальний, и перебежек практически не бывает. С более легкими приманками «договориться» не всегда получается.


52-трол91.jpg

Один из нюансов, который приводится в пользу троллинга крупными воблерами, прежде всего глубинными, – это медленное набирание ими глубины. Иногда во время короткого заброса приманка даже не успевает заглубиться до своего максимального значения. Оспаривать данный факт не стану, но скажу, что с этим можно бороться.

В первую очередь – толщиной плетенки. Ловить нетяжелыми, примерно до 30 г, воблерами я начинал обычной спиннинговой снастью, которую использовал до этого с другими приманками. Шнур на катушке стоял диаметром 0,13 мм, причем реальная толщина соответствовала указанной на упаковке. И удивлялся, почему воблер с заявленным заглублением при забросе 3 м даже на 5-метровой яме вдруг начинал цеплять дно. Оказалось, что заглубление приманки сильно зависит от диаметра применяемой плетенки – разница вплоть до нескольких метров! Леску я не использую – с ней воблер заглубляется гораздо медленнее и хуже.

Конечно, не все воблеры можно безопасно забрасывать на относительно тонкой плетенке, да и зацепы за затопленные береговые бровки и разные корчи нередки. Поэтому для крупных глубинных приманок я использую снасть попрочнее – здесь диаметр плетенки доходит до значения 0,22 м и разрывной нагрузкой примерно 16 кг. Такой шнур мотаю на мультипликаторную катушку. Используемые мной «мыльницы» имеют высокое передаточное число – 6,6:1 и 7,3:1. Это дает возможность воблеру двигаться быстрее. И тогда все преимущества троллинга при ловле на воблеры сводятся на нет. Ну, а самое главное в ловле взаброс – это ее активность и спортивность.



52-трол92.jpg

Я считаю, что нет заведомо рабочего воблера для рельефной щуки. Обычно говорю, что работает та приманка, которая лучше подходит под условия ловли. Но таких в моей коробке бывает много, и тогда приходится их перебирать. Крупная рельефная щука довольно капризная, и она может клюнуть далеко не сразу. Быстрые поимки происходят при повышенной активности хищника, например, рано утром или поздно вечером, или при благоприятной погоде в течение дня – пасмурной, со средней силы ветром. В остальных случаях пассивных и осторожных «мамок» приходится уговаривать, а иногда и добирать после поклевок.

В этом случае я однозначно могу рекомендовать прием смены приманок. Не раз бывало, что уже много раз побросав по одной и той же траектории, после очередной смены воблера происходит поклевка. Причем определенной закономерности, чем именно понравилась щуке сработавшая приманка, я не вывел. Заглубление я стараюсь выбирать таким образом, чтобы воблер шел как можно ближе ко дну, и обычно меняю приманки по форме и размеру. Можно поэкспериментировать и с цветом, но мне показалось, что для крупной щуки это вторично: на одной осенней рыбалке могла сработать и «кислота», и «голография», и натуральные светлые расцветки. Особенно не следует обращать внимание на расцветку приманки в воде со средней прозрачностью, которая часто и бывает на водохранилищах в это время года. К зиме она немного светлеет, но обычно все равно далека от идеальной. Прозрачность 1–1,5 м – вот те условия, ловлю в которых я описываю.

52-трол93.jpg

Возможно, на озерах с прозрачной водой или некоторых «чистых» водохранилищах все будет несколько иначе, но «мои» водоемы уже который год подтверждают выведенные ранее закономерности.