Незабываемая рыбалка
На юге Пермской области находится большое село Рябки. В этом селе на небольшой речке был большой хороший пруд. И было в нем достаточно рыбы: окунь, сорога, карп, толстолобик, налим и другие виды. Но ближе к осени стала протекать плотина, и, чтобы не затопить дома, пруд потихоньку спустили. Что делается в этом случае, всем известно. И местный народ, и пришлый сетями выцедили и речку, и остатки пруда. Рыбу, как говорят, таскали мешками. Но вот все успокоилось, начался ледостав. Стала поступать информация, что в речке, где был пруд, ловят сорожку, окунишек и уклею. Якобы даже были обрывы.
На работе друзья предложили: "А не слетать ли на бывший пруд, мелочь подергать? В обед?". Взяли по удочке, наживки и один бур на всех. В пятницу после 5 вечера на "Жигулях" рванули, куда хотели. Я с Виталием сел на ямку, а Василий с Виктором поднялись выше по течению.
Мы пробурили по лунке, закинули по удочке, глубина - чуть больше полутора метров. Виталий вытащил небольшую сорожку. У меня же кивок как-то странно шевелится, покачиваясь. Мне это надоело, и я дернул. Ну вот, так и знал: зацеп. Отцепа, конечно, с собой не было, придется отрывать мормышку. А жаль ее. Минуты три посидел и начал тянуть. Коряга на крючке сидит неподъемная, а леска всего 0,12 мм.
Попробовал тянуть посильнее, и коряга вдруг стала приподыматься. Но тут какие-то толчки стали передаваться по леске. Видимо, рыбка обернула леску вокруг коряги. Подтащил под лед и хотел рукой через лунку взять корягу и отцепить мормышку. Но нет, тяжесть вдруг увеличилась, и пришлось опустить ее на дно. И так в течение минут шести: то кверху, то книзу. Наконец леска лопнула. Мормышек, свинцовых шестигранников, была целая пачка. Четыре мормышки уже остались подо льдом.
Подошли Виктор с Василием, у них в кулечке граммов по 400-500 мелочи.
- А как у Вас?
- Да никак, пусто. Хочешь поиметь обрыв? - предложил я Виктору.
- Какой еще обрыв?
- Да вот, готово, держи, - сказал я и передал ему свою удочку.
- Ну, этого хулигана мы вытащим, - произнес Виктор, и началась упорная борьба. Минут через восемь опять все было кончено. Все! Завтра с утра едем сюда и посмотрим, кто кого!
Дома я напаял несколько белых серебряных мормышек с крепкими крючками и приготовил удочку с леской
0,22 мм. Утром мы уже были на льду.
Я сел на свою лунку, друзья расположились рядом в метрах полутора от меня. Не прошло и десяти минут, как вновь начались странные знакомые качания кивка. Подсечка! Есть! Та же тяжесть на леске, но леска-то! Сейчас - ого-го! Слона выдержит. После недавней простуды не хотелось купаться голыми руками в лунке.
- На, вываживай! - предложил я Виктору.
- Улов пополам! - поставил он условие.
- Хорошо, пополам так пополам.
Василий мухой слетал до машины и принес топор. В мгновенье на месте лунки была вырублена приличная майна.
А Виктор все держал рыбу, то отпуская ее, то вновь подтягивая. Через несколько минут в майне что-то появилось. Мгновенье - и огромный карп занял все пространство майны. Попытка зацепить его крюком привела к тому, что утопили крюк. Стоим на коленях вокруг карпа и не знаем, что делать. А карп стоит, лениво шевеля плавниками и хвостом, во рту мормышка, и недоумевает: что это с ним такое?
Наконец оцепенение прошло. Василий с Виталием с двух сторон просунули под карпа руки и выкинули его на лед. Мощное тело рыбины весом килограммов 6-7 отливало тусклым медным цветом. Это был настоящий красавец, достойный резца Родена. Он лениво открывал рот, как бы спрашивал: "Ну что, ребята, добились все ж своего?"
Полюбовавшись соперником, продолжили ловлю. Прошло еще несколько минут, и второй карп таким же способом оказался на льду. Мимо то в одном, то в другом направлении по берегу проходили рыбаки. Чтобы не травмировать их психику, карпов складывали за трубы понтона на берегу.
Клевало лишь в моей лунке-майне. Друзья стали канючить: "Пусти нас тоже в эту майну". Долго выдерживать их стоны я не смог, и вот уже все четверо сидим над одной большой лункой. Тот, у кого поклевка, вываживает рыбу, а остальные достают удочки, чтоб не мешать. А мимо все идут и идут по берегу рыбаки. Видят: сидят четыре мужика в куче, голова к голове, ну ясно, что они там делают.
- Ну как, клюет?! - кричат они нам.
- Нормально! - отвечаем им. - По третьей наливаем!
В ответ понимающий смех. "А там выше на омуте карпа на 2 кг поймали, а другой на 5 кг леску порвал", - докладывают они нам.
Нет, это не для нас, чтобы леску рвало. В это время у кого-нибудь на удочке сидит очередной карп. Не будешь же при зрителях его доставать. Набегут, обурят, разгонят. Что ж, это обычная тактика любого рыболова.
Под вечер набежали местные ребятишки и обнаружили наш улов за понтонами. Всего на четверых мы поймали 17 карпов, самый большой - 10,2 кг. На мою удочку - 9 результативных поклевок. У всех были и сходы, и обрывы.
Поймать карпа зимой - особой проблемы нет, особенно там, где он есть. Снасть: леска толще 0,2 мм, крупная белая мормышка с надежным крючком, 5-6 "малинок" на крючке. Мормышку опускаем почти на самое дно и иногда медленно играем. Поиграли, пауза минут на 5. При любом подозрительном поведении кивка следует подсекать.
Если на леске появилась тяжесть, нужно тут же стравить 2-3 метра лески. Леску держать между большим и указательным пальцем, зажимая ее и тормозя. Карп тянет упорно, настойчиво, без рывков, но через 5-7 минут устает, и уже можно его подтащить ко льду. При тонком льде лучше пробурить майну, при толстом - разбурить лунку пошире. Багор здесь явно не лишний.
Карп клюет по первому льду в основном в оттепель и по последнему - в теплую погоду. На наших водоемах каждый год то там, то тут ловят карпа по несколько штук за "выход". А попасть на "выход" любой рыбы - большая удача для рыбака.
Николай Смирнов, г. Чернушка, Пермский край
Фото автора