Неудавшийся праздник
Василий Зиньков, г. Рязань
Рыбак поймет рыбака и даже посочувствует, когда те надежды, которые питали каждого из нас при наступлении очередного рыболовного зимнего сезона, оказались несостоятельными. Все в руках Божьих, как не вспомнить этот постулат любого верующего человека, но, думается, что и человек приложил руку ко всем этим катаклизмам.
Прошедших зим на моем веку немало. Помнится, вроде совсем недавно климат не ерундил, и все наступало и заканчивалось, как задумано Природой. Не раз бывало, что уже в начале ноября ударяли столь солидные морозы, что за единую ночь заковывали озера и пруды среднего размера. Большие водоемы по утрам сплошь покрыты были испариной резко остывающей воды, не поддаваясь авантюрному наступлению мороза. Едешь на рассвете к заветному озерцу, напичканному плотвой, окунем и пятнистыми щуками, рядом с рекой, а она в сплошной паровой завесе, не хуже, чем в турецких банях.
Бывало вечером, накануне мороза, стояла окрест всепоглощающая тишина. Багровый закат ушедшего за горизонт холодного светила воспалял небо за близлежащим лесом, дымы из труб домов деревни, среди которых стоял и наш дачный дом, задумчиво упирались прямиком в небесный свод, соединяя таким образом земное с вышестоящим. Ни единого дуновения даже суматошного ветерка, его величество Мороз занимал всю диспозицию.
В те времена, не припоминаю я, чтобы торговали живцом на рынках, только мотыль и опарыш влет уходил у предприимчивых советских любителей дополнительного заработка. Живца ловили на местах сами, что абсолютно не напрягало, обычно я уже через полчаса ставил половину своих жерлиц на заигрывание с зубастой. (Сейчас же почти все едут с покупным живцом, поскольку надежду на быструю его ловлю давно все потеряли.) Спустя некоторое время уже все снасти чутко сторожили местного хищника. Не было случая, чтобы я без рыбы возвращался домой, причем в любую погоду, и о каких-то прогнозах мы и не помышляли. Вывод отсюда один именно огромное наличие рыбы подвигало ее к клеву, ибо конкуренция в борьбе за прокорм двигала ее брать насадку во всякую пору.
Вот когда бывали праздники перволедья, рыба просто шалела от нового качества своего обитания, забытого за сезон открытой воды. Она весело разбегалась по всему водоему, и наш брат рыбак так же шально разбегался вслед за ней и стучал, стучал легкими пешнями, сноровисто опуская блесенки и мормышки, ставя то тут, то там кумачовые флажки жерлиц, стараясь насытиться этими долгожданными часами праздника, хорошо понимая, что спустя неделю не будет уже такого веселого, азартного утоления рыболовного голода.
А что же мы имеем в настоящее время? А вот что имеем, то и имеем. Вожделенно ждешь первый лед, готовишься с замиранием сердца, бесконечно перебирая и прикупая снасти. А помыслы в буквальном смысле проваливаются на невразумительном ледке ожидания, который через несколько дней исчезает, как призрачное видение. Через неделю, другую следующая попытка зимы самоутвердиться, но не менее осторожная, как и в первый раз. Лед вроде бы уже и есть на малых водоемах, где вполне успешно можно было бы утолить свой рыболовный зуд, ан нет, сиди и жди мороза покрепче, иначе не миновать ледяной купели. Я уже не в первый раз думаю, может природа на современном уровне таким образом сохраняет свои скудные водные ресурсы, потому как рыбак зимний нервно сучит ногами в ожидании безопасного ледостава, а рыба вовсю празднует наступление нового для себя статуса существа уже подледного. Вот и попробуй тут порадоваться вместе с ней. Так было и в конце уходящего года. Пишу в середине декабря, а на улице порхают робкие пушистые снежинки, реденько так, несмело, вроде бы не в то время и не на то место их принесло. Опять оттепель, вновь все вокруг раскисло. Вот уже два раза удавалось мне вырываться на подледную рыбалку, но по иронии судьбы попадал на слом погоды. После становления льда выехал на один из близлежащих прудов, что в 35 км от города. Расклад по погоде не смотрел принципиально, чтобы не пророчить себе неуд, а неуд-то и вышел. Когда выезжал из дома, все нормально было с погодой, а при подъезде к пруду сыпануло навстречу с южным порывистым ветром шрапнелью крупу, да так, что ни зги не видать! Хорошо, что уже на грунтовке был, ехал вдоль поля, а то впору останавливаться. День был рабочий, и на рукотворном водоеме обнаружилась всего пара рыбаков, пасших уже выставленные жерлицы. Они ждали щуку на мелководье, мои же планы были несколько иными, хотя результат по жерлицам был тоже интересен.
На пруду я бывал не однажды со спиннингом, и расклад по глубинам мне был знаком. В моем арсенале на первый выезд были лишь балансиры, раттлины и блесны. В запаснике своего часа ждали чебурашки с резиной. Уже не менее пяти лет, меня кроме хищника, не интересует иная рыба, именно поэтому, желая в совершенстве освоить спиннинг, ловлю в сезон только лишь на него. Зимой же охочусь в таком же ракурсе, только на другие снасти.
Пошел сразу на выход пруда с полива в русло, делая ставку на ловлю по свалу, где более всего должна, по понятиям, держаться солидная щука. Обычно сразу же по приходу на место сверлю десяток, полтора лунок, даю им отстояться и поочередно облавливаю. Свал нащупал сразу и лунки сверлил, стараясь располагать их с полутора метров глубины до шести. Так вдоль свала и бурился. Пока готовил снасти, налетел второй шквал крупы, но прошелестел достаточно быстро. Ясно было, что погода кардинально меняется, а подобный расклад никогда не способствовал успешной ловле. Думать об этом не хотелось, первый выезд на лед и с таким началом, но действительность оказалась как раз в стиле нынешней осени, не желающей пускать зиму на порог. Щука абсолютно не реагировала на мои ухищрения, хотя любой хищник оценил бы мои старания по регулярной смене насадок и по стилю их подачи. Я знал, что рыба подо мной, но расшевелить ее не было возможности, а через час посыпал мелкий, совершенно не зимний дождь. Я не увидел ни единой поклевки, даже непоседа окунь ни разу не боднул мои балансиры, хотя потом я старался поискать и его. Жерличники уныло размахивали зелеными плащами химзащиты, бродили неподалеку от своих “жерличных батарей”, фигуры их рисовали безысходность ситуации.
Может кому-то покажется странным, но я не удручен, как правило, неудачей на очередной рыбалке, ибо несказанно много получаю от самого процесса от начала и до конца. Просто при бесклевье не пополняются запасы положительных эмоций, накопленные еще с предыдущего спиннингового сезона, процесс не имеет того живого интереса, который мы испытываем при поимке рыбы. Удовольствие на рыбалке не купишь, нужно стараться находить его самому, и тут, несомненно, реально сказывается профессионализм ловящего, ибо человек знающий имеет бесчисленное количество подходов к решению проблемы с нежеланием рыбы отзываться на наши ухищрения, понукающие ее к поклевкам и даже у них, опытнейших и всезнающих, бывают откровенные провалы, что несколько утешает.
Дубль номер два по выезду на уже окрепший лед был через неделю, но уже в другое место и в субботний день. Неподалеку от Рязани, в заливных лугах, витиевато петляет малая речка Вожа, растекаясь напротив одного из микрорайонов города в своеобразное озеро приличной протяженности. Речка как бы втекает в него и по прошествии пары километров, образуя два глухих залива, течет себе дальше до впадения в Оку. Прогноз обещал некоторое шевеление зубастой и сильный ветер до девяти баллов. По опыту знаю, ветреная погода для щуки не есть хорошо, однако тут не рассуждаешь, коль выпал свободный денек. Охота пуще неволи тот самый случай.
Затемно по разбитым луговым дорогам, немного поплутав, ибо их там великое множество, подъехал к искомому месту, а там в соответствие с выходным днем любителей рыбной ловли на флажки больше, чем можно было представить. Оно и понятно город недалеко.
Набурив лунок для активной балансирной ловли, споро принялся за привычное занятие. До полудня изощрялся с шустрыми насадками, но хищник не подавал признаков жизни. Щука игнорировала не только мои фирменные “цацки”, но и живых карасиков. Ни одного “загара” у жерличников, ни единой пробежки к поднятому флажку за четыре часа ловли а ведь их там было около сотни. Неподалеку мормышечники обреченно возмущались нежеланием рыбы, наблюдавшейся на экране эхолота, реагировать на их ухищрения. “Всего неделя нормального льда, а уже веет глухозимьем”, подумал я, смотал снасти и переехал в один из заливов речки.
И здесь почти всю акваторию оккупировали флажки любителей “щучатинки”, сколько же их развелось, однако... Едва найдя небольшое местечко для своих лунок, продолжил свои потуги в обнаружении рыбы, но и тут не увидел ни единой “потычки”. Ветер неистовствовал. Жаль, что праздник перволедья не удался, но, может быть, еще наверстаем?