Главная > Статьи > Неудавшийся поход на Ловозеро

Неудавшийся поход на Ловозеро

Александр Андрианов, г. Ставрополь

Однажды я познакомился с туристом – руководителем группы походов выходного дня Московского туристического клуба, и мы, будучи разными по возрасту всего на пять лет, нашли темы по интересам. Я несколько раз побывал в его походах по Подмосковью, убедился в его профессионализме и нашёл в нём доброго приятеля.

Поход на Ловозеро. Александр Андрианов, г. Ставрополь

У Андрея (так звали моего нового единомышленника) было много идей по проведению летнего периода в паре со мною. В том числе, рассматривался вариант похода на Кольский полуостров с прохождением самого Ловозера до устья реки Афанасий, подъёмом на бечеве вверх по ней, с последующим волоком к речке Чёрной и сплавом по ней в Ловозеро. Учитывая опыт Андрея, я не сомневался в успехе этого похода, и уже с мая 2008 года мы начали готовиться к нему. Чтобы окончательно убедиться в моей готовности к походу, был проведён мастер-класс с выходом на два дня в Подмосковные леса. Там я познакомился с другими участницами планируемого похода. Собственно, их я уже видел раньше в походах выходного дня, и совместный поход стал поводом для сближения.

Старшая была Татьяной, в походах выходного дня отличалась собранностью, готовностью всем помочь, любознательностью и качественной экипировкой. Младшая тоже звалась Татьяной и тоже была знакома с Андреем по походам выходного дня, больше того, она входила в его группу. Обе участницы горели желанием покорить Север и вдумчиво готовились к этому. Планировал Андрей поездку на август, а в качестве плавательного средства для нашей четвёрки он выбрал свой катамаран грузоподъёмностью 400 кг. Проще было бы, конечно, идти каждому на своей байдарке, но у девушек плавательных средств не было вообще. Да и навыков водных походов как таковых.

Собственно, слишком много отрицательных факторов совпало, и преодолеть их было не в наших силах. Отчасти сам поход не был до конца продуман, но в день отъезда, 22 августа 2008 года, мы собрались на вокзале, после объявления посадки сели в вагон и в установленный час отправились в город Оленегорск.

Обнаруженные в поезде недочёты в экипировке – вместо настоящих рыбацких резиновых сапог у одной Татьяны были бахилы от ОЗК, у второй – простые полусапожки, решили исправлять по ходу “пьесы” – купить в Ловозере.

В Оленегорск мы прибыли по расписанию – серое небо не предвещало ничего хорошего, но оно не испугало нас. Андрей в день приезда отмечал свой день рождения, получал от нас поздравления и подарки, но не забывал об обязанностях старшего группы. Пока мы ожидали его на вокзале, он договорился с транспортом, и спустя минут пятнадцать после приезда в Оленегорск мы ехали в село Ловозеро, а точнее, на мыс Семёрка, находившийся на берегу самого озера. Словоохотливые водители любят рассказывать всякие небылицы о туристах, такой же балагур попался и нам. Он поделился информацией о строгости надзорных органов в области, но мы как-то легко восприняли эту информацию и, что говорить, совсем не придали ей значения. Добрались до озера, где нам предстояло переодевание в походную одежду и обувь, сбор катамарана, упаковка вещей в гермомешки, проведение инструктажа и переход из озера Поповского в Ловозеро. И далее – до устья реки Афанасий.

Мы медленно выгребали вдоль берега, исчезла из виду Семёрка, впереди замаячил выход из озера Поповского в Ловозеро. Неожиданно из кустов показалась корма катера с надписью: “Инспекция ГИМС МЧС”, и для нас это был сюрприз. Ни в один из своих походов я не брал спасательный жилет, его не было и у других участников походов. Мужчина с борта катера через репродуктор потребовал остановиться, пришвартовать катамаран к берегу и подняться на катер для составления протокола. Вежливые инспекторы по всем правилам составили протоколы о нарушениях, не стали брать с нас штрафы, обязав уплатить их после приезда домой, а корешок квитанции с отметками банка выслать в адрес Ловозёрского отдела ГИМС МЧС. После этого нас безо всяких препятствий отпустили.

Поход на Ловозеро. Александр Андрианов, г. Ставрополь

Это мероприятие заняло достаточно времени, было около 18 часов, когда мы тронулись в путь. Ловозеро встретило нас попутным ветром и мелким дождём. Невзирая на такую погоду мы шли по максимуму – до 22 часов и, пройдя порядка 12 километров, остановились на ночлег.

Планы по движению сорвались по независящим от нас причинам, и основной рывок мы отложили на следующий день, 25 августа 2008 года. Место стоянки было живописным – песчаный берег постепенно переходил в травы и мох, кустарник предшествовал высоким хвойным деревьям, в траве краснела бочком брусника, кое-где рос гонобобель.

Поздний отбой затянул и подъём, а я, по укоренившейся привычке, кашеварил. Уже в это утро начались тёрки с “завхозом” из-за её нерасторопности и нежелания уложить все припасы в один мешок, выдавая продукты дежурному с вечера на весь предстоящий день. Завтрак прошёл только после 10 часов, и после сбора мы, наконец, двинулись дальше по озеру.

Еще в предыдущем переходе Андрей посадил меня посредине катамарана, и длинным веслом я грёб, наклоняясь со своего места то вправо, то влево. Сзади на правой гондоле сидел сам Андрей и выгребал что есть мочи, а на левой гондоле сидела Татьяна и обеспечивала выгребание веслом слева. Свободная от работы Татьяна сидела на катамаране впереди меня и по мере уставания гребущей веслом подруги, меняла её. Поскольку навыков у них не было, а старания хоть отбавляй, катамаран постоянно рыскал, а то и вовсе начинал вертеться. Андрей как мог выравнивал ход. То он, то я кричали неудалым помощницам: “Не греби! Табань!!!” Когда дул попутный ветер, я разворачивал изготовленный вечером парус, состоящий из двух жердей и натянутой между ними полиэтиленовой плёнки. Хотя парусность катамарана на ветру и так была высокой.

Нужно отметить, что в погоде преобладала переменчивость, где солнце было нечастым гостем на небе, а в основном набегали тучи, то и дело угрожая нам дождём. Общее впечатление от похода сложилось преимущественно, как о продолжительном пребывании под гнётом серых туч, под непрерывно моросящим дождём и в редких случаях яркой солнечной активности, что уже позже отразилось в стихотворении:

Ещё не гроза, но воздух заряжен,
И ветер порывистый тучи пригнал,
Размыт горизонт далёкого кряжа,
Ворчит, разбиваясь о берег, волна.

Сквозь тучи с небес рассеянным светом,
С трудом пробиваясь, на воду упал
Ослабленный луч последним приветом
От лета. Минута … и гибельный шквал

Всю землю зальёт, разрывами молний
Расколется небо, тяжёлый раскат
В ушах прогремит, пространство заполнив!
Всё будет ещё, всё притихло пока….

Не прошло и двух часов нашего вертлявого перехода, как неподалёку от впереди лежащего острова Вунхемсуол, появилась моторка с надписью “Рыбнадзор”. У одного из мужчин, сидящих на ней, в руках виднелся автомат Калашникова. Другой прокричал в нашу сторону – “Ловля рыбы приостановлена в связи с начавшимся сегодня запретом – нерестится сиг. Просим покинуть акваторию озера!” Мы продолжали сближение с катером до возможности вести разговор без технических средств. Предварительно Андрей предупредил меня о том, что разговор будет вести только он. После длительных разговоров и объяснений, что у нас другие цели, другие снасти, и маршрут, позволяющий уйти из озера вверх по реке Афанасий, инспекторам явно не хватало.

Поход на Ловозеро. Александр Андрианов, г. Ставрополь

Они настаивали, чтобы мы ушли с озера. Андрей дал команду причалить к острову, тянущемуся узкой полосой неподалёку от нас. Обойти работников “Рыбнадзора” представлялось затруднительным, остаться на острове до темноты и двинуть в сторону устья реки Афанасий мы даже не помышляли – оказаться с простреленными баллонами посреди озера явно не хотелось. Справа от нас виднелся остров, заросший деревьями и выглядевший сказочным. А дальше был берег с каменной грядой на горизонте – там шли так называемые Хибины. Длительные размышления Андрея окончились замысловатой фразой, смысл которой – найти такое занятие, помешать осуществлению которого нам не сможет никто. И как вариант, он предложил пойти в Хибины. План начал приобретать сторонников – было предложено оставить катамаран в лесу, налегке дойти до этих гор, выйдя позднее к Сейдозеру, о котором каждый из нас что-то слышал ранее.

Продолжение следует.

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 18(368), 2017 г.