Несколько фотосоветов рыболовам
Алексей Коломиец
Работая больше года редактором регионального журнала, а также помогая авторам статей для рыболовных журналов, я постоянно сталкивался с нехваткой правильных фотографий у рыболовов. Не секрет, что делать правильные снимки умеют не все. Я собрал несколько правил, которые сам пытаюсь соблюдать. Правила несложные, но о них надо всегда помнить, чтобы фотографии на рыбалках получались лучше.
Горизонт
Часто бывает, что фотографии приходится чуть поворачивать, чтобы выровнять горизонт. Иногда после поворачивания приходится обрезать фото, и часть рыбы или рыболова пострадает. Когда снимаете, помните об этом и держите фотоаппарат ровно по отношению к горизонту.
1а - Эту фотографию невозможно развернуть, не обрезав рыбу или рыболова.
1б - А здесь фотограф вспомнил о горизонте.
Не снимайте очень далеко
Постарайтесь не пользоваться зумом, лучше подойти к объекту съемки на необходимое расстояние. Только так вы получите больше гарантий, что с резкостью и светом будет все более или менее в порядке.
Отрезанные головы
Когда снимаете, берите объект съемки в кадр полностью и желательно чуть с запасом. Очень часто люди с дальнозоркостью не могут рассмотреть границу кадра, и чаще всего наше воображение дорисовывает его. Нам кажется, что хвост рыбы в кадре, на самом деле - мы это придумали! Подсознательно мы боимся проблем со зрением, от этого так и происходит. Но фотоаппарат не обманешь. Обязательно перестрахуйтесь!
2а - Фотографу казалось, что все вошло в кадр, ан нет. Снимок испорчен, а окунь был неплохим.
2б - На этом фото все поместилось в кадр... и даже горизонт учтен.
Резкая рыба
Очень частое требование к фотографиям - рыба должна быть в резкости.
Рыболов - вторичен. Чтобы именно рыба была в резкости - никогда не пользуйтесь автоматическим режимом съемки. Фотографировать надо минимум на полуавтомате. При этом на фотоаппарате нужно выставить опцию, при которой фотоаппарат наводит резкость четко в центре кадра. При фотографировании берем рыбу в центр кадра, чуть надавливаем кнопку экспозиции, фотоаппарат издает характерный писк (таким образом мы фиксируем фокусное расстояние) и после этого берем в кадр все, что планировали: рыболова, дерево, кусочек водоема, выравниваем горизонт и т.п. - после чего дожимаем кнопку и фотографируем.
Темный рыболов
Когда приходится фотографировать рыболова на фоне неба или снега, необходимо включать вспышку. Также необходимо помнить о длинном козырьке бейсболки, который часто отбрасывает глубокую тень в солнечную погоду. Ну и обязательно следите, чтобы ваша собственная тень не падала на объект съемки.
3а - На фоне яркого неба необходимо принудительно включать вспышку.
3б - Та же щука, только со вспышкой.
Рыба бликует
Когда мы вынужденно включаем вспышку - необходимо сделать несколько фотографий. Попросить рыболова держать рыбу в разных положениях, под разными углами к фотоаппарату или солнцу. Также полезно на фотоаппарате включать изображение кривых, по которым видно, зашкаливает ли баланс белого (будут ли засвеченные участки).
4а - На этом фото рыба отбросила блик. Такая фотография не годится для публикации.
4б - Чуть другая поза, и блики на рыбе исчезли.
Портретная съемка
Если вы снимаете близко - часто линзы фотоаппарата искажают то, что вы снимаете. Лицо становится выпуклым, например. Чтобы попытаться избежать этого эффекта, необходимо зумом увеличить объект максимально насколько это возможно, а потом самому отойти на нужное расстояние. В этом случае фотоаппарат нужно держать ровно, ибо увеличение сильно реагирует на сотрясение фотоаппарата и кадр может получиться нерезким.
5 - Этот человек научил меня делать как можно больше фотографий и чаще включать режим "макро".
Глубина резкости
Глубина резкости достигается большим числом диафрагмы и более короткой выдержкой. То есть чем дальше объект, тем лучше за ним все можно рассмотреть. Однако на полуавтоматическом режиме фотоаппарат сам подбирает пару диафрагма/выдержка.
Помочь ему мы можем, только установив ISO на минимальное значение. (Я чаще всего снимаю на 80.) При этом необходимо помнить о балансе белого. Я особо не мудрю и чаще всего снимаю на установке "солнышко". И только если уже достаточно темно сумерки или сильная облачность - тогда ставлю "тучку". Очень редко увеличиваю ISO до 100 или 200 - но не больше. Иначе появляется "зерно", которое сильно видно при увеличении и обработке фотографий.
Макросъемка
Не ленитесь включать макрорежим. Фото, когда приманку хорошо видно во рту рыбы, очень ценятся. Только не забудьте вернуть фотоаппарат в исходный режим, иначе последующие кадры будут отсняты не в фокусе.
6а - Приманки во рту рыбы снимаются только в режиме "макро".
6б - Особенно ценны такие фотографии зимой.
Серийная съемка
На моем фотоаппарате есть два режима, в которых я могу запомнить установки фотоаппарата. Один режим - это серийная съемка. Когда ктото рядом вываживает рыбу, я быстро достаю фотоаппарат и включаю P1 - дальше ловлю момент, когда рыба вот-вот покажется на поверхности, беру в кадр это место и рыболова и нажимаю спуск и держу. Фотоаппарат делает серию снимков и очень часто я ловлю момент с брызгами, с прыжками рыбы и т.п. Не все получаются, но очень часто в серии я нахожу 1-2 удачных снимка. Иначе такой момент поймать просто невозможно!
7 - Согласитесь, что ради такого кадра можно позволить рыбе и сорваться.
Съемка с паузой
Второй режим у меня настроен на серийную съемку с паузой в 20 секунд. Когда я снимаю сам себя, я ставлю фотоаппарат, навожу резкость на то место, где потом буду стоять, нажимаю спуск и иду на место фотографирования. Как только фотоаппарат пропищал и началась фотосессия, я стараюсь менять позы, держать рыбу под разным углом и прочее. Бывает так, что я нахожу место для фотоаппарата, выставляю резкость, нажимаю спуск и иду на место фотографирования, при этом оставляя рыбу около фотоаппарата в воде. Как только фотоаппарат начнет снимать - я начинаю вываживание. Иногда получается.
8 - Один кадр из 57 - получился.
Кто-то снимает вас
Как правило, когда вы ловите рыбу и отдаете фотоаппарат другому человеку - он однозначно нарушит все, что написано выше. Чтобы избежать хотя бы некоторых ошибок, постарайтесь не забыть сделать следующее: - Отдайте фотоаппарат уже включенным и обязательно скажите, чтобы напарник держал его строго ровно, нажал на спуск, пока фотоаппарат не щелкнет.
Лучше продемонстрировать этот щелчок, сделав любой кадр. Часто люди боятся что-то испортить или сломать, поэтому нажимают на спуск нежно и коротко. При этом фотоаппарат может пискнуть (что резкость наведена), а человек - подумать, что снимок сделан.
9 - Фотоаппарат надо отдавать уже включенным и вами настроенным. - Обязательно переспросите, входит ли в кадр вся рыба и ваша голова. Остальное - не так важно.
- Обязательно попросите сделать несколько фотографий, при этом не смотрите на фотографа, а смотрите на рыбу. Командуйте фотографом, не глядя на него, а глядя на рыбу! Говорите четкими короткими громкими фразами: "Еще! Теперь вот так! Еще!.." и после каждой команды снова улыбайтесь.
Это непросто, но вполне по силам. Двигайте рыбу, поворачивайте ее и свое лицо относительно солнца. Горизонтально, вскользь, вертикально и т.п. Чем больше вы сделаете фотографий, тем лучше.
10 - Смотреть надо на рыбу!
- Постарайтесь взять рыбу сразу правильно, с учетом положения фотографа и солнца. Взять ее так, чтобы ваши руки и пальцы рыбу не загораживали, а поддерживали.
11а - Рыбу надо поддерживать.
11б - ...а не загораживать своими руками.
- Если вас снимает ваш друг - не ленитесь позировать! Попробуйте поводить рыбу в воде на приманке. И пусть вы рискуете, что она сорвется (вы же ее уже сфотографировали!) - фото вываживания крупной рыбы для автора часто важнее самой рыбы. И последний, самый важный совет - делайте больше кадров! Не пять, а тридцать пять! Часто фотоаппарат сам меняет различные настройки и невольно попадает в нужные. Ваша задача - только менять свое местоположение относительно объекта съемки и снимать, снимать, снимать.
Дома удалите ненужные кадры уже на компьютере. Если существует угроза нехватки аккумулятора в длительной поездке, следует помнить, что фотоаппарат сильно расходует заряд аккумулятора при просмотре отснятых фотографий. Наберитесь терпения, посмотрите отснятый материал на компьютере. Также в длительных поездках я совсем отключаю дисплей и пользуюсь видоискателем. Например, при поездке на Байкал мне хватило заряда одного аккумулятора на всю поездку!
12 - Одна из самых удачных фотографий, сделанная моим другом. Горизонт правильный, рыба не засвечена, вся попала в кадр (на грани фола), лицо рыболова видно, рыбу держу правильно, улыбаюсь!
Можно еще поговорить о правильной установке баланса белого и тому подобное, но, как правило, у меня до этого не доходит. Чуть добавляю контрастности в фотошопе, правильно поворачиваю изображение, кадрирую и убираю лишнее из кадра - и готово. Надеюсь, мои советы помогут рыболовам делать больше удачных снимков, соответственно, больше радовать своих коллег по увлечению!