Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Несговорчивая щука

Несговорчивая щука

Василий Зиньков, г. Рязань
Фото автора

Глядя на вялотекущие, неторопливые потуги идущей зимы, вспоминается малоснежье зимы прошлого года и, как следствие, отсутствие весеннего разлива рек, невысокий, даже мизерный подъем вод в прудах и озерах, жаркое, иссушающее лето, породившее какую-то патовую ситуацию с клевом зубастого хищника на Рязаньщине.

305-14-1.jpg

По весне, после икромета, щука еще по полной программе охотилась, возвращая утраченные силы, неплохо ловилась на движущиеся приманки, часто клевала на червя у любителей «закидушных» снастей, грохотала глухими ударами то тут, то вдалеке, но потом надолго затихла. Приезжаешь на водоем, а там полная тишина: ни всплеска хищницы, ни удара, только в шалости, слишком резвая «беляшка» вильнет хвостиком на поверхности, и тишина… Не изменилась ситуация кардинальным образом и с приходом похолодания в начале осени, в сентябре, а годом раньше хищник заявлял о себе уже с 20-х чисел августа.

Спиннингисты в ожидании необыкновенного жора зубастой активизировались повсеместно, а вот объект их вожделенного интереса активизироваться не желал. 

Не один уже раз возвращался я с рыбалки не только без рыбы, но и, не увидев ни единой поклевки, и это с проверенных рыбных мест. Рыбаки - народ достаточно фантазийный, любят приврать да добавить к тому, что было и чего не было, всегда в свою пользу. Тем не менее, все, кого я спрашивал об успехах на спиннинговом поприще, скромно потупив глаза, признавались в поимке главным образом двух-трех «недорослей», редко кто хвалился щукой возле килограмма, а это уже показатель определенной динамики. Места ловли у всех разные, а результаты - один похож на другой.

Собирался в очередной раз, тщательно выбрал водоем и время, сверил самые разные прогнозы, которые сошлись на одном: меня ожидает небывалый клев хищницы. Кто против этого устоит? Жор щуки - это феерия поклевок и полный садок рыбы, бессонная ночь накануне отъезда и бесконечный «драйв» от регулярной поимки зубастой. Это же не лещ, лопатой, выходящий на отмель, это самонадеянный хищник, с разлета прыгнувший на железную или пластиковую обманку и яростно сопротивляющийся из-за того, что так глупо повелся. Это ж пережить надо, только тогда и поймешь…

Чуть свет на ногах. Машина укомплектована рыбацкими «штучками» с начала сезона, собираю пропитание на день и отчаливаю. Езды чуть больше часа. Город спит, но самые неугомонные уже рассекают утреннюю полудрему областного центра. 

Относительно цивилизованная дорога закончилась, начались пойменные луга. Везде, где вода, клубится густым покрывалом туман, посеребренные травы полегли от ночного морозца. Настроение приподнятое. Оно приподнятое всегда при очередной поездке на рыбалку от предвкушения необычно активного клева рыбы, а тут еще жор щуки предрекают, хотя поверить в прогноз не позволяет собственный опыт - при таком высоком давлении щука пассивна, играет она в застойные игры. Но это опыт говорит, а есть ведь и исключения из правил, да и давление высокое уже не одну неделю, может, попривыкла… 

Из-за перелеска робко и по-осеннему несмело выдвигается чубчик солнышка, брызнув по замерзшей траве пляшущими лучиками, отчего засверкали травы изумрудными переливами. Можно и до рыбалки не доехать, стой и любуйся. Ловлю себя на мысли о зашоренных горожанах, вылетающих из своих жилищ в погоне за временем, где им до этих переливов, хорошо, если в пробках заметят, что день солнечный. 

Луговые дороги, как в зоне автогонок, за виражом яма, за ямой вираж покруче прежнего, руль просто свистит между рук. Ценю я свою машину: по «пересеченке» гонит отменно, проглатывая ямки и бугорки в одно касание, только «туки-туки» под днищем шершавятся, но это все посуху, а вот как российские грязи брать будем, пока не знаю, не баловало лето обильными дождями.

Семь километров автогонок позади, тихо подъезжаю к озеру, взятому в плен осенним туманом. Я хорошо знаю, что оно здесь, но его не видно, оно в плену. Озеро плоское с топкими берегами, заросшими камышом, нужно знать, где остановиться, чтобы комфортно спустить лодку. Прошлый сезон в эту пору здесь великолепно ловилась щука-травянка, судя по прогнозу и сегодня оторвусь по полной, как бы, только, не оторваться от действительности.

На парковке у дерева уже стоит белая «Нива», двое рыбаков без пяти минут на воде.

Взаимные приветствия, короткий обмен новостями, и с моим пожеланием удачи они растворяются в молочной спелости тумана. Спешно снаряжаю свою лодку и ныряю в туман вслед за ними, процесс уже захватил. Ставку делаю на прибрежную ловлю воблерами вдоль камыша, по сути, рыбные места прошлого сезона. Вспоминается фильм «В бой идут одни старики», у меня тоже на полочку возле кормы выложены несколько «покоцанных» на прошлых рыбалках воблеров, так сказать, ветераны локальных войн с озерными террористами.

Начинаю ловлю, тихо двигаясь вдоль камышовых стен, «сканирую» метр за метром травяные заросли. Пока воблер ничего, кроме травы и грязи, не приносит на крючках. Терпеливо наращиваю темп в освоении пространств, не больше трех забросов с места. Ищу активную рыбу. Озеро не шелохнется, только малек брызгами разбегается от движения приманки. Малька полно, а щука «зашухарилась» и помалкивает, возможно, выход задерживается. 

Пытаюсь ловить с различными паузами с тем же успехом. Пройдя одну прибрежную сторону озера, переплываю на другую, но и здесь успехи нулевые. Кто же все-таки составляет эти самые прогнозы? Конечно, луна в той самой фазе, когда щука должна неистовствовать, но давление выше крыши, да полное безветрие, вода вся в зеленой взвеси от цветения. Видимо, прошедшее жаркое лето кардинально повлияло на хищника, сдурел он от почти горячей воды, пребывает в пассивной неспешности, молча.

Сохраняет себя природа как может. Не помогают и «забугорные» снасти. Туман незаметно растворяется в наступающем утре, и я обнаруживаю своих коллег по увлечению на середине озера. Любопытно. Я, значит, надрываюсь в прибрежной ловле, а они что-то пытаются охватить по центру. Похоже, ловят на джиг - там около трех метров глубины.

Плыву узнать, как дела и на что обратить внимание. Один ловит на резину болотного цвета, другой - на колебалки, оба обрыбились по одной небольшой щучке, а я со своими прошлогодними наработками в нулях. Ну что же, будем пробовать то и другое, поскольку в прибрежной полосе щуки не обнаружено. Вероятно, как ушла она с жары на глубину, так и не возвращалась. Значит, кормовые запасы и здесь вполне ее устраивают. Начинаю джиговать, меняю резину по цвету и размерам. Тщетно.

Заряжаю «колебло», собрав все свое терпение, пытаюсь сооблазнить, завлечь хищницу, пробую и «монотонку», и ступеньку, предлагая ей разные варианты игры. Нет, не ведется, ни у меня, ни у соседей. Тишина. Хотя б ветерок себя обналичил, ну не любит щука такую неэмоциональную погоду. 

«Блеснильщик» ловит вторую, небольшую. Размер не столь важен, главное - он ее пересилил, «задолбал» своей монотонностью, а я со своими играми безрезультатен. «Джиговик», постоянно передвигаясь, уходит в другой конец озера. 

Нет, мне такая ловля не с руки, иссушает она мою душу своим однообразием. Мне интересно искать места стоянки рыбы в прибрежной зоне, предполагать, что именно у того кустика осоки и стоит в засаде хищница, максимально точно положить воблер или блесну в намеченную точку, подвести, мягко твича, насадку до засады, и как награду получать бурный всплеск хищницы или резкий рывок шнура. Вот зачем я еду на рыбалку. Хотя, конечно же, каждый рыболов находит именно свой интерес в этом увлечении, ведь сколько у нас любителей ловить только на джиг и не на что иное. 

305-14-2.jpg

Плыву опять к берегу в камышовые кущи, где полоска зарослей отделяет прибрежное мелководье от акватории озера, должна же она выйти на прогретую воду к полудню. 

Подул небольшой ветерок, озеро оживилось, зеленая муть цветущей воды стала уходить к другому берегу, оживляюсь и я. Заряжаю испытанного бойца в верхних слоях воды - Dead. Глубина немного больше полуметра. Именно в таких местах я и люблю ловить щуку, здесь она хватает на воблер, не задумываясь, и такое вытворяет, «мама, не горюй». Конечно, она здесь некрупна, но именно за ней я сюда и ехал. За полчаса ловлю две небольшие щучки, ухожу от нуля, и вдруг слышу в заливе за стеной камыша солидный всплеск рыбины.

Она - это она. Выбираюсь на исходную позицию и начинаю полосовать забросами залив. По центру травяные заросли, прятаться ей больше негде. Воблер отрабатывает, любо дорого смотреть, а результата пока нет. Но я-то знаю, что она там. Не менее получаса занимаюсь облавливаниваем травы. Тишина. Вот зараза, до чего же она сегодня несговорчивая. Давай, зубастая, не забывай, что у тебя сегодня «невиданный жор». 

На очередном забросе нижний тройник цепляет поводок и воблер, выводя отчаянные зигзаги, фонтанирует по поверхности. И рыба не выдерживает, вскипает бурун, но щука насадку не берет - не убедительно он двигался, непонятно для нее. Экая досада, зато я точно знаю, где она базируется. 

Еще несколько проводок не дают результата. При очередной попытке воблер упирается в траву, и я рывком выдергиваю его, спасая от зацепа, но неудачно. Он падает в трех метрах от лодки в ту же траву, мощный бурун возникает в месте падения воблера, и щука на тройнике беснуется, пытаясь освободиться. Опешив от неожиданной развязки, вывожу добычу, что тоже непросто, ибо рыбина забилась в самые кущи. Получается, воблер приводнился в буквальном смысле ей на голову, и она не устояла. Кто бы мог подумать, что она встанет так близко от меня, хотя почему бы и нет. Ловлю и передвигаюсь на лодке я крайне тихо.

Ну, что же - это заслуженная награда за день моей непрерывной работы, ведь щука сегодня, вопреки оптимистическому прогнозу, крайне несговорчива.