Главная > Статьи > Неожиданные приключения охотников за ротанами

Неожиданные приключения охотников за ротанами

Алексей Трембицкий, г. Климовск

Для меня ротан очень интересная рыба: и с точки зрения ее ловли, и с точки зрения ее вкусовых качеств. Ротан, как хищник, резво хватает наживку и, засекшись на крючок, обычно уже не сходит с него. Заснув на льду, он оживает в тепле и продолжает жить несмотря ни на что. Случается, и что, вытащенный из морозилки, ротан оживает и начинает плавать.

Неожиданные приключения охотников за ротанами

Интересное начало

Мой сосед Николай – большой любитель половить ротанов, не так давно рассказал, что в одном из прудов водятся весьма увесистые экземпляры по 400 и более граммов. Выход таких гигантов случается обычно по первому льду, длится не более двух недель, после чего местный ротан благополучно засыпает до весны. Информация меня очень заинтересовала. Таких крупных “головешек” (одно из народных названий этой рыбы), я еще не ловил. В итоге мы решили съездить на чудо-пруд в компании с еще одним рыболовом, живущим в нашем доме, Фаридом.

Я стал готовить снасти. Если раньше мы ловили ротанов окуневой блесной с подсадкой кусочка мяса (и еще иногда добавляли один крючок на основной леске, примерно в 20 см от блесны), то теперь оснастка выглядела иначе. Фактически речь идет о жерлицах, применяемых на водоемах с течением: концевой груз на основной леске, выше которого привязан поводок с довольно крупным крючком.

Длина поводка при этом составляет около 5-7 см, а привязывается он на расстоянии 10-12 см от концевого груза. Кстати, в качестве последнего можно использовать обыкновенную стальную гайку (лучше оцинкованную, так как она не ржавеет) под ключ на 17. Такого веса вполне хватает для водоема со стоячей водой. Важно, чтобы груз держал основную леску в натяжении, но при этом не был чрезмерно тяжелым: ротан, почувствовав сопротивление, может выплюнуть наживку.

Теперь о последней. В качестве наживки можно использовать сырое мясо или дождевых червей (на крючок цепляют примерно двух-трех червей среднего размера). Первое “блюдо” предпочтительнее, поскольку мясо лучше держится на крючке. И так как рот у ротана большой, крючок с мясом легко извлекаются и используются далее по назначению не один раз. Черви для повторного применения обычно не применяются; побывав в пасти ротана, они теряют свою привлекательность и идут на прикормку.

Если использовать свинину, то она быстро блекнет в воде, говядина же сохраняет красный цвет дольше, и это иногда сильнее привлекает ротана. Говядину с тонкими прослойками жира следует нарезать ровными вытянутыми кусочками ("соломкой", как принято говорить в кулинарии). 200 граммов мяса хватит на весь перволедный сезон ловли ротана (то есть на несколько рыбалок в течение 15 дней).

Но, вернемся к нашей совместной поездке на многообещающий пруд.

Первый выезд

Итак, снасти готовы, приманка тоже. Дождались льда. Приехали. Рыбаков мало. День будний. Погода пасмурная. Забурились. Лед еще не мощный, сантиметров 6-8. Казалось бы, выход ротана обеспечен. Но не все так, как хотелось бы…

Расставили снасти. Фарид сразу стал ловить на игру: он такую рыбалку больше всего предпочитает. А мы с Николаем расставили жерлицы и ждем поклевок (другими словами – удим на "стоячку").

Немного еще остановлюсь на наших снастях. Как я уже говорил ранее, это типичные жерлицы. Только правильная зимняя жерлица предполагает наличие флажка, который непременно должен "загореться" в случае поклевки, а упрощенная – поставушка, может не иметь сигнализатора поклевки вовсе. У меня было лишь три классических жерлицы, а остальные – поставухи в виде обычных катушек, выполняющих роль мотовил (можно было использовать и другие мотовила).

В принципе, ничего страшного в упрощенных снастях нет. Если лунка быстро не замерзает, поклевку не пропустишь. Засекшийся ротан потянет катушку по льду. Но вот если морозец чувствительный, то лунка непременно начнет затягиваться ледяной корочкой, и это совсем нездорово (и поклевку прозевать можно, и рыбу не поймать, поскольку, почувствовав сопротивление лески, ротан постарается выплюнуть приманку). Поэтому, если нет полноценных жерлиц, имеющих платформу, закрывающую лунку, препятствуя ее преждевременному замерзанию, то лучше прикрыть лунку хоть чем-нибудь, например, кусочком фанерки или ДСП с прорезью для свободного прохождения лески (так, в частности, поступает Николай).

Итак, ловим. Фарид вскоре выудил приличного ротанчика; как позже выяснилось, почти на 400 г. Вполне достойно. А у нас с Николаем тишина. Тогда мы тоже взялись за кивочные снасти, есть у нас такие. Но час прошел в полной тишине, у всех. Я сходил к соседям, к противоположному берегу: у них на троих только три рыбки... Стало понятно, что клева сегодня не будет. Пришлось собираться.

Я последовательно сматывал свои снасти, раздумывая над тем, что в другой раз выполню их более правильно. За этим занятием и не заметил, как у одной из жерлиц выскочил флажок, а когда увидел, то решил, что это ветер... и спокойно продолжил сворачивать снасти. Когда дело дошло до жерлицы с выскочившим флажком, я вытянул ротана, не такого крупного, как поймал Фарид, но и не совсем мелкого. Вот так я познакомился с первым загаром в своей жизни, точнее с первым пропущенным загаром. В другой раз буду более внимательным.

Мы провели в разных частях водоема еще около часа в поисках рыбы с помощью кивочных снастей, но больше поклевок не было. Приняли решение приехать в другой раз.

Повторный приезд

В том же месте, в тот же час оказалась наша компания – Николай, Фарид и я – ровно через неделю. Уже подъезжая к месту, заметили на льду рыболовов. Стало быть, клюет… Небольшой морозец и рассеявшиеся тучи добавили бодрости и азарта.

Выбрали место. На пробу поставили несколько поставушек, а Фарид, как всегда, начал уговаривать рыбешку на свой кивок.

– Однако, – заметил Николай, спустя минут сорок.

– Вот именно, – ответил я ему.

Это мы о поклевках. Точнее об их отсутствии.

Не буду долго утомлять рассказами о наших поисках стоянки ротанана в этот раз, об очередных расспросах других рыбаков, об общем недоумении всех ловивших в тот день рыбаков и пр. Скажу кратко: поймали по одной рыбке, и все! То есть, ровно, как и в прошлый раз. Из приятного в воспоминаниях осталась лишь оригинальная конструкция жерлицы у одного из рыбаков, представляющая собой уголок из оргстекла с плечами разной длины (я такого раньше не видел). В самом центре угла – отверстие для оси (в качестве последней может использоваться карандаш, любая веточка, металлический стержень и пр.), вокруг которой уголок может свободно вращаться. Когда происходит поклевка, уголок падает на другое плечо (конец которого помечен красным цветом) – это означает “загар”. Ось при этом не дает уголку окунуться в лунку.

Да, не самым веселым оказался наш второй поход за ротаном. Однако половить ротана хотелось очень, и было ясно, что не за горами наш очередной выезд. Вот только куда?

Бог троицу любит

На этот раз Николай предложил съездить на ближайшую “лужу”, так мы теперь называем один маленький прудик в пяти минутах езды от дома. Раньше там ловился ротан, правда, только на игру, так что жерлицы-поставухи брать бессмысленно. Я согласился. Но зато взял с собой подмогу – доченьку Анютку. Все равно, думаю, ничего не поймаем, так хоть прогуляемся в кои-то веки.

Приехали. И стали ловить. То есть клев на этот раз был: ротанчик, пускай и мелкий, но попадался с завидным постоянством. Анютке нравилось вытягивать из воды темных “головешек”. Интересно, что с одной лунки больше двух рыбок не ловилось, приходилось отходить в сторону, сверлить очередную лунку и снова вытаскивать парочку рыбок.

И тут я вспомнил, что взял с собой подводную видеокамеру. Тогда мы с Анютой решили посмотреть, как выглядит “подводное царство” в пруду. Оказалось, что очень даже интересно. Свои холмики, ямки, затопленные ветви кустарника и даже зеленая растительность. Но самое главное – рыба. На экране видно, как стоит ротан под водой. Не в кучке, а каждая рыбка сама по себе.

Тогда я говорю дочке:

– А давай запишем, как ротан наживку хватает, а потом будем по компьютеру сделанную запись смотреть.

– Давай! – загорелась дочка.

Опустили объектив в лунку. Долго при этом искали объективом приманку. Но вот нашли. Анютка играет кивком, а я объективом ловлю эти кадры. Вдруг замечаю рядом ротана…

Главное было не потерять из вида рыбу и колеблющуюся наживку. И это у нас получилось. Удалось запечатлеть и записать поклевку. Очередной ротанчик после подводных съемок оказался на льду.

В общем, мы весело провели время. И уже готовились собираться в обратный путь. И вдруг у меня произошла очередная поклевка, и я почувствовал что-то более весомое, чем вытаскиваемые до этого рыбки. Оказалось, что на этот раз приманкой соблазнился “зверь” покрупнее. Это был тоже ротан, но гораздо большего размера, чем мне доводилось когда-либо выуживать. По местным меркам, можно сказать, трофей. Возможно, граммов 400 или даже больше… Именно за такими мы собирались на охоту в наши прошлые выезды. И кто бы мог подумать, что мне посчастливится выудить желаемого “монстрика” на данном, казалось бы, не перспективном прудике?! Вот уж правду говорят, что никогда не знаешь, какая рыбалка тебя ждет.

Дома мы с удовольствием смотрели наши видеозаписи, одну из которых спустя неделю мой товарищ Владимир выложил на сайт нашего местного рыболовного клуба. Через два дня, возвращаясь вечером домой, я почувствовал себя местной знаменитостью. Знакомый рыбак, поздоровавшись, сказал, что у меня получилось классное видео с клюющим ротаном. Вот такие сюрпризы дарит нам порой рыбалка!

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 1(375), 2018 г.