Немного об осени
Помню, на вопрос своего знакомого, хотел бы я жить в краю, где, как он выразился, "круглый год лето", я без капли сомнения и наигранности ответил: "Нет", чем, надо сказать, привел его в небольшое замешательство. Ему трудно было представить, что в осенней промозглой слякоти, зимней стуже со снегом и весенней распутице можно находить что-то прекрасное и притягательное.
Так уж сложилось, что на большей части территории России существует четкое разделение времени года на лето, осень, зиму и весну, и нам, рыболовам, это только на руку, а причиной тому - постоянная смена условий и способов ловли, как не трудно догадаться. Однако человеку, не имеющему отношения к рыбалке, коим и является мой знакомый, трудно оценить все разнообразие нашей суровой России касаемо ловли рыбы, и я его не виню за это. Наши ожидания переменчивы, и тот круговорот их, что мы испытываем, не дает нам почувствовать банальной скуки и насытиться. Я думаю, мое мнение разделят многие рыболовы.
Раз уж нынче на дворе осень, то и дальнейший разговор я поведу именно об осени, времени года, которым, несомненно, дорожу, стараясь сохранять как можно дольше в своем сознании ее присутствие.
Сыплет пожелтелый лист, слегка шелестит под ногами. Солнце светит порой ярко, но уже без той запальчивости, что летом, иногда прячется оно целыми днями за непроглядными, жмущимися к земле облаками-тучами. Накрапывает дождь, но и в нем нет былой уверенности, он словно бы сомневается в своей необходимости. Воды сделались удивительно чисты и спокойны, веет от них какой-то кротостью и печалью.
С осенью у меня связаны большие надежды, касаемые ловли хищной рыбы и в особенности - щуки. Летом в пору буйства растительности и солнечного зноя, лишь на короткое время уступающего легкой прохладе, ее поимка почему-то не приносит такой радости, как сейчас. Хотя, надо сказать, радость от пойманной рыбы никогда не исчезает, но осенью, осенью... Теперь ждешь сытого, отъевшегося хищника, продолжающего, тем не менее, хватать от жадности все.
Отправляясь на водоемы значительных размеров, и приманки ставишь покрупнее, чтобы "вдарила" щука, так "вдарила" - со звоном в спиннинг, и на леске после подсечки ходила упрямо, заставляя тебя расслаблять фрикцион катушки. Потянешь ее с глубины, с биением сердца и легкой суетой станешь принимать рукой под жабры: подсачка-то, как всегда, нету.
Ну, а если уж посопутствует удача да не подведет опыт, и окажется рыба на берегу, то непременно засмотришься, как она возится в опавших листьях и пожухлой траве, выказывая усыпанную зубами пасть. И снова полетит со всего размаху приманка и будет прощупывать в поисках голодного хищника дно. Пары две окуней с хорошо заметным горбом будут неплохо смотреться на фоне пойманных щук здесь, среди прощальных журавлиных криков в небе, необъятного золота и вразброд пылающих красками лесов.
Не упускаю возможности порыбачить на небольших реках. Даже в ветреную погоду особый уют царит на их живописных берегах. При случае охотно выбираюсь за щукой в одиночку и не спеша облавливаю известные мне места, полностью уверенный в том, что мне одному принадлежат сейчас их кладовые. В этом просматривается доля эгоизма, и, надо сказать, грешен на этот счет: к рыбалке всегда относился ревностно, но это отнюдь не сказывается самым отрицательным образом на рыбе. Рыбу на малых реках беру, при этом считаясь с собственной совестью, нередко, без ощущения потери, отпускаю ее восвояси с надеждой, что она избежит ударов электрического тока, не попадет к хапугам, ставящим китайские сети, не погибнет на зубьях остроги и уже по весне отнерестится, дав жизнь себе подобным.
А еще с наступлением осени начинается ловля налима. Он выходит из-под своих укрытий и питается тем лучше, чем холоднее и ненастнее погода. В реках, где мне доводилось ловить его прежде, этой рыбы остались сущие крохи. Казалось бы, хищнику этому уделяют куда меньше внимания, чем таким рыбам, как щука, окунь, тот же судак, однако же факт остается фактом: мало налима. Остается усомниться в качестве воды, ведь любимый налимами рак, от которого еще лет 15 назад отбоя не было, полностью перевелся. Но неискалеченных человеческой алчностью водоемов в России еще достаточно, и если представится случай, не упускайте возможности посидеть у потрескивающего костра осенней ночью в ожидании налимьих поклевок. Есть в этом что-то чарующее: осень - ночь - налимы. В гастрономическом отношении этот представитель тресковых очень хорош, в особенности многим известный деликатес - налимья печень.
"Осень, не плод ли чьей-то мудрости ты?", - вопрошал небезызвестный уральский писатель. А ведь действительно так это. И если кто-то из ваших знакомых станет сетовать по поводу прошедшего лета, проклиная при этом осень, не судите строго: скорее всего, он не рыбак, он не осознал того, что дает нам она - ОСЕНЬ.
Рустам Рамазанов, г.Каменск-Уральский
Фото автора (на фото автор)