Недосягаемая уклейка
Василий Зиньков, г. Рязань
Фото автора
Весна с необыкновенным теплом наступила столь внезапно, что показалось, засыпали по зиме, а проснулись уже в другом измерении. Буквально за неделю от снега не осталось и воспоминания. Началось великое половодье на малых и больших реках. Разлилась, как никогда, и наша красавица Ока, что лично я ожидал уже пятый год. И причины ожиданий понятны. По большой воде приходит новая рыба, пополняя не только реки, но и пойменные озера. А значит, будет плодотворная рыбалка в этом сезоне. Но это в будущем, а сегодня выделил несколько часов среди бесконечной череды дел в саду, на ловлю первой весенней рыбки – уклейки. Незамысловатое вроде дело после спиннинговых баталий, а поди-ка, поймай малышку...
Протекает по нашей области малая речка Павловка, образующая неподалеку от Рязани солидный водоем, так называемый Седьмой пруд. Мощная плотина, по которой можно подъехать на машине, сдерживает порывы бурной вешней воды, где возле водосброса я и намеревался найти уклейку – бойкую, жизнерадостную рыбешку, населяющую, по сути, каждый российский водоем.
Несколько лет назад случилось мне попасть на этом же пруду в такой момент, когда на нем лежал ноздреватый, синюшный лед, доживающий последние часы своего существования. Вешней воды было не столь много, нежели в эту весну, она была в меру прозрачна, и забереги были небольшими. Погода поражала своей прелестью. Середина апреля. Жаркое солнце в зените в обеденную пору, почти безветрие. Теплынь, особо приятная после зимних, пронизывающих холодов и тоскливых пасмурных дней марта.
В таких благодатных условиях довелось ловить уклею в тот раз. Клевала она не в совсем обычных условиях. Своеобразная ловля обозначилась неожиданно и просто. Как водится, понял я это не сразу. Вначале, как обычно, снарядил легкую удочку, установил полуметровый спуск насадки, которой служили земляные черви-“поддощечники”, которых я находил под досками на садовом участке. Они были с небольшим загаром и напоминали червей навозных, что не могло не нравиться рыбаку.
Нравились они и уклейке. Небольшого кусочка на крючке вездесущей рыбке хватало, чтобы отчаянно тащить поплавок в сторону от стаи.
Забросы снасти осуществлялись на открытые участки воды до льда, где временами были видны всплески рыб. Но вскоре было замечено, что лучше клюет ближе к нему. До края доживающей свой срок ледовой поверхности было не больше семи метров. После осознания, что возле льда клев значительно лучше, я поднял дробинку к поплавку, забросил снасть на край его и потихоньку стащил насадку на воду. Результат меня поразил. Поклевка была мгновенной, едва кусочек червя коснулся воды. Несколько раз повторил такие забросы с одинаковым результатом. Стало понятно, что уклейка или кормится подо льдом поднявшимися со дна микроорганизмами, либо он служил ей привычным, надежным укрытием. Как бы там ни было, но рыбак уяснил для себя, где находится потенциальная добыча, и что она воспринимает кусочек червя за естественный корм. С этого момента ловля рыбы стала как на соревнованиях. Скорость ее вылова просто поражала. Заброс, стаскивание со льда, подсечка, снятие с крючка, опускание в кану. Перерывов в клеве не было даже при неудачной подсечке, когда ловкой рыбешке удавалось удрать.
Удовольствия от подобной рыбалки было получено по максимуму. Не единожды впоследствии мне хотелось выбрать именно такой же момент, чтобы лед находился неподалеку от берега, дабы вновь половить эту бойкую весеннюю рыбку таким же оригинальным способом. Вот и в этот раз во второй половине дня апреля ехал к плотине пруда, рассчитывая на интересную ловлю, не без надежды, что лед еще на воде. И опять погода была прекрасна: солнце в зените, небольшой ветерок, очень тепло, около 20 градусов. Рабочий график позволяет выезжать на рыбалку среди недели, чем я всегда и пользуюсь. На плотине никого, хотя место популярное по большей части у молодых людей.
На этот раз меня ожидало разочарование. Лед был еще жив, но далеко от берега, метрах в двенадцати. Моей удочки маловато будет. Вода мутная, что тоже не способствует удачной рыбалке, поскольку рыба не будет видеть упавшую насадку. Никаких следов выхода уклейки нет. Видимо на этот раз рыбака ждет полный неуд. Однако еще не вечер, достаю пятиметровый углепластик, снаряжаю миниатюрной оснасткой, устанавливаю спуск на полметра, насаживаю парочку опарышей на уклеечный крючок и начинаю искать увеселительницу души.
Надежда покидает рыбака не сразу. Менял места по всей плотине, пробовал разные глубины – рыбы не было. Через час неутешительной ловли принял решение ехать на другой пруд, находящийся в получасовой езде.
Сложил удочку, спустился с фотоаппаратом к подножию водосброса запечатлеть буйство вешних вод, затем уже наверху подошел к бетонному урезу плотины и был крайне удивлен. На воде появились всплески гуляющей рыбешки. Надо же, как резко меняется ситуация. Это в корне меняло дело. Но рыба гуляла опять возле льда, непосредственно напротив сброса воды. А здесь край его был еще дальше от рыболова. Семиметровое удилище в подобном варианте сослужило бы верную службу. Где бы только его взять? По новой снаряжаю удочку и пытаюсь достать шалунью, вышедшую на прогулку. До всплесков уклейки не меньше двух метров. Нет, не достать. Недосягаема сегодня уклейка для рыбака. Недосягаема. Сюда бы прикормку, можно было бы постепенно притянуть рыбу ближе к берегу, но в спешке она была благополучно оставлена дома. Первый летний выезд. Да еще и сборы не по ранжиру.
Заточено все на спиннинг. А с удочкой не сразу и упомнишь, что потребуется. Хватился только, подъезжая к месту ловли. Особо не расстроился, надеялся на близость льда, а на деле вышло иначе. При очередном порыве ветерка с растущей поблизости ветлы что-то легкое падает на воду, и возле падения сразу же возникает водоворот. То ли чешуйки от нарождающихся почек, то ли кусочки коры, это не важно. Важно, что уклейка реагирует на падение. Значит, она на самом верху.
Опускаю поплавок к дробинке. Заброс в место всплеска, и он тут же исчезает в мутной воде. Запоздалая подсечка. Пусто.
Не просто поймать уклейку с самого верха. Перезаброс, а рыбка уже исчезла. Клева нет. Выходит, подлетела именно на всплеск и то только потому, что была неподалеку. Забросы следуют один за другим, без результата. Не отходит она ото льда.
Сожалею о забытом прикорме. Ситуацию можно было бы кардинально изменить, хотя и ненадолго. Течение несло бы облако прикорма к сбросу воды.
Вытягиваюсь при забросе в струнку, с одним желанием – достать до гуляющей рыбы. Постоянно путается снасть. Крючок слишком близко от поплавка, а забросы идут через голову. Снизу не дают кусты. Что-то надо придумывать. Уехать от жирующей рыбы, к которой стремился и так искал по берегу, невозможно.
Увеличиваю длину лесы на два метра. Не знаю, получится ли ловить такой нескладной снастью. Слева тоже кусты, справа ветла нависает. Между ними пара метров, не более. Сбалансированной снастью забросы элементарны, а вот такой – надо постараться. Возвращаю спуск насадки на полметра, иначе заброс не получится, и пытаюсь достать уклейку. Надежда лишь на попутный ветерок, который поможет мне в не совсем удобной для рыбака ситуации.
Вначале резко откидываю назад поплавок с насадкой, и затем такой же резкий замах удилищем. Получилось. Поплавок ложится возле гуляющей рыбы, и тут же следует поклевка. Вытащить нескладную снасть не просто, но в данный момент значения этот факт не имеет. Главное, что я достал до рыбы. Ну, рыбачок, с почином. Держу на ладони выстраданный трофей. Вроде небольшая, незавидная рыбка, а сколько хлопот, чтобы ее поймать.
Потихоньку рыболовный процесс наладился. Крайне медленный и на обычную ловлю уклейки сбалансированной удочкой не тянет в корне. Сетовать не приходится. Раз попал в такую ситуацию, приходится приноравливаться. После вылова восьмой рыбки клев обрывается. Время около 16 часов. Апрель месяц. Еще не лето. В летнюю пору эта незамысловатая охотница до катышей из теста клюет у моей супруги до глубокой темноты, когда уже и рыбачке не в мочь от ее безудержного аппетита. По ледяной же воде время выхода ограничено. Собираю снасти и выезжаю с дамбы плотины. На краю, где низко склоненные ветлы образуют широкие прогалы, с пожухлым, пережившим зиму прибрежным камышом, замечаю всплеск рыбы. Уклейка! Место интересное, стоит попробовать.
Тут же развернул удочку, убрав двухметровый излишек. Заброс. Поклевка. Рыбка. И так дважды. И все. Вот незадача. Сюда бы пораньше. А я провозился на плотине, очарованный воспоминаниями о прежней рыбалке, пытаясь покорить недосягаемую, шаловливую рыбешку, и время упущено. Неглубоко. Видимо выходила на прогретую воду. Вполне можно было половить всласть.
Всласть хотелось и жарежки на ужин отведать. Жаль, нынче не получилось. Теперь уже в следующий раз. Наверстаем. Не забыть бы опять прикормку. Все лето впереди. Поэтому рыбешек отпускаю в родные воды. Любопытно было наблюдать, как робко и нехотя покидали они временное пристанище, когда я наклонил его к воде. Видно привыкли к заточению за пару часов. Возможно, боялись покидать малую воду, не зная, что за его пределами. А вольница ждала их всего в паре сантиметрах, о которой они, видимо, уже не мечтали. Пусть живут и радуют рыбаков новыми поклевками.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 9(383), 2018 г.