Главная > Статьи > Небольшой репортаж с Большого озера

Небольшой репортаж с Большого озера

Александр Андреев
НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ №1(78) январь-февраль, 2020 г.

Какой-то нездоровый тренд просматривается в моей зимней рыболовной практике. Если 3-5 лет назад можно было похвастаться хорошими уловами густеры, окуня или щуки, а если копнуть еще на пару лет раньше, то и приличными уловами судака, то последние два года – сплошное разочарование. Порою даже приходится гнать от себя мысль продать к чертовой бабушке весь зимний шмурдяк: глядишь, и на лоджии станет свободнее, и на новую катушку из топовой серии денег хватит. Останавливает лишь тот факт, что рыбалка в зимнее время – это хоть какой-то способ разрядки в ожидании летнего сезона…

Небольшой репортаж с Большого озера Александр Андреев

Но что-то я увлекся лирикой. Как видно из названия моего очерка, речь пойдет об одном конкретном водоеме Нижегородской области. Точнее даже не столько о самом водоеме, сколько об одной из самых запоминающихся зимних вылазок на лед за последние два года.

А было это около двух лет назад. Зима как-то не торопилась вступать в свои права – Новый год встречали практически без снега. И лед вставал плохо – толком открылся только 4 января. До этого в декабре ездил лишь на разведку на одно пойменное озеро – без особых успехов. Настоящее же открытие состоялось именно в январе. Накануне вечером долго размышляли с братом, куда направиться. Все разговоры вели нас на Суру. И мы уже почти все решили, но в самый последний момент както совсем неожиданно развернулись в сторону совершенно незнакомого нам озера.

ОЗЕРО БОЛЬШОЕ

Все, что нам было известно про этот водоем, так это то, что оно находится где-то в районе села Медяна Пильнинского района. По слухам, время от времени народ ловил там окуней, плотву и… ротана. Немного поплутав по окрестностям села, наконец выехали на живописный берег Большого озера. Название, кстати, ему не зря такое присвоили. На одной стороне водоема стеной возвышался густой лес, состоящий из сосен, дубов, вязов и лип. Противоположный берег, куда мы выехали прямиком сквозь село, представлял собой широкий луг. При хорошей погоде проезд на берег оказался возможен и для монопривода.

Небольшой репортаж с Большого озера Александр Андреев

Нам повезло: мороз намертво сковал дорожную грязь, а отсутствие снега позволило подъехать практически к самому озеру. Водоем, судя по всему, когда-то давно был частью реки Суры – имеет выраженное русло и вытянутую форму длиной в несколько километров. Кроме того, есть и другие типичные речные признаки: у берега, где мы остановились, глубины были небольшие, от полуметра до метра с небольшим. У “лесного” же берега глубины достигали 4-6 метров, а местами, возможно, и более того. Ширина озера порядка 100-150 метров. Кстати, среди местных жителей я ни разу не слышал, чтобы кто-то называл это озеро Большим. В основном о нем известно, как об озере в селе Медяна.

КАК МЫ БАЗАР СОБИРАЛИ

Народу на льду оказалось довольно много. Нашлись даже смельчаки, отважившиеся выехать на чистый, как каток, лед на легковушках. Никогда не понимал людей, которые рискуют не только своим авто, но и жизнью таким образом. Водоем был нам совсем незнаком, так что решили первоначально сориентироваться по местным рыбакам, которые жались к лесной стороне озера, организуя небольшие базары. В толпу по этическим соображениям не полезли – просто расположились в сторонке от ближайшего базара, решив, что глубина и у нас окажется подходящей.

Небольшой репортаж с Большого озера Александр Андреев

Я взялся за безмотылку, брат традиционно ловил на мотыля. Глубина в месте ловли составляла четыре метра. И это всего в каких-то 3-4 метрах от берега. Поклевок поначалу не было, пришлось пробурить несколько лунок и как следует потрясти мормышку, прежде чем на лед была доставлена первая плотвичка. Рыба взяла примерно в метре от дна. Уже в самом конце проводки, когда рука была вытянута вверх, кивок резко загнуло. Еще несколько таких же рыб на разных лунках попались мне по аналогичному сценарию.

С подсадкой мотыля дела шли еще веселее: брат вытягивал плотвиц одну за другой, не меняя лунки. Я не стал долго упираться и тоже начал подсаживать личинку мотыля. Как и ожидалось, количество поклевок увеличилось. Никаких ухищрений при работе со снастью не требовалось. Как раз наоборот: стоило положить удочку на лед, как кивок начинал покачиваться, сигнализируя, что кто-то заинтересовался приманкой. В какой-то момент поклевки стихли, а когда последовал очередной загиб кивка, на льду оказался окунь, который впоследствии оказался не единственным. Дабы добавить немного динамики происходящему, я размотал легкий блеснильник с балансиром-пятеркой Kuusamo Tasapaina X-PRO. Этот малыш – любимец в моей коллекции, но даже ему не удалось соблазнить полосатого в этот день – рыба исправно брала лишь мормышку с подсадкой мотыля.

Часам к одиннадцати клев практически прекратился. Народ начал бродить в поисках рыбы. Мы решили перекусить у машины, а заодно попробовать ловить на небольшой глубине. Пробурили несколько лунок – и сразу попали на активную плотву, которую мы стали аккуратно, боясь быть замеченными, потаскивать и тут же убирать в ящик – прием, который я подсмотрел в ролике у известного безмотыльщика и автора нашего журнала Александра Зайцева.

Кроме плотвы, периодически попадался и окунь. Отдельные экземпляры были вполне приемлемого размера. Но, несмотря на конспирацию, наш праздник длился недолго. Очень скоро вокруг нас заскрежетали буры, вгрызающиеся в сухой лед, а вокруг нас стал рассаживаться народ. Разумеется, клев ослаб. Это было вполне ожидаемо, так как глубина в этом месте едва превышала метр, и лишние телодвижения и пятна света от пробуренной лунки серьезно настораживали рыбу. Но хотя активность рыбы и снизилась, однако полностью поклевки не прекратились. Время от времени на лед извлекались то окунь, то плотвичка. В один момент кто-то надавил на леску так, что я едва не выронил из рук удочку! Спустя несколько секунд на льду оказался упитанный ротан. Честно говоря, никогда не понимал, за что многие так ругают эту рыбу.

Небольшой репортаж с Большого озера Александр Андреев

На вид он не так уж и безобразен. Я бы даже сказал, что это по-своему красивая рыба. Да и в гастрономическом плане ротан весьма неплох. Как выяснилось, на этом озере ротан не такая уж редкость. А мой экземпляр – это малек по местным меркам. Некоторые рыбаки ловят его целенаправленно на небольшую вертикальную блесну с подсадкой сала или кусочка куриной кожи. Попадаются экземпляры до 700 граммов! Я бы не поверил, пока не увидел в тот же день своими глазами примерно такого красавца, пойманного недалеко расположившимся от меня рыболовом. Как выяснилось в процессе завязавшегося разговора, удачливый рыболов целенаправленно ловил ротана в этом мелком месте и уже успел достать несколько таких же крупных “головешек”.

К сожалению, январский день очень короток. Солнце катилось за горизонт, и мы неохотно стали собираться, ободряя себя мыслью, что скоро снова сюда вернемся. И вернулись… правда, только весной. Но это уже совсем другая история.

P.S. Несколько лет назад на страницах нашего любимого журнала я рассказывал об одном похожем водоеме – озере Барабанское. Позже до меня дошли слухи, что какие-то “нехорошие люди” насилуют озеро сетями и электроудочками. Раньше такого безобразия на этом водоеме не влечении такой публики, но я на некоторое время решил отказаться от публикации подробной информации о любимых водоемах как в социальных сетях, так и в журнале.

Небольшой репортаж с Большого озера Александр Андреев

Вот и про Большое озеро долго не хотелось рассказывать. Но, как мне кажется, мир меняется отнюдь не только в худшую сторону. Например, если несколько лет назад принцип “поймал – отпусти” был чем-то диковинным для многих рыболовов-любителей, то в последнее время все больше рыболовов часть улова, а то и весь улов, отпускают. Да, по-прежнему есть огромный потенциал для улучшения, но в целом, как мне кажется, тренд положительный, и это радует. К тому же, я уверен, наш читатель – человек разумный, бережно и с любовью относящийся к тем богатствам. которыми нас одарила наша уникальная природа.

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ №1(78) январь-февраль, 2020 г.