Не спеши
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
Каких только удивительных ситуаций не возникает при ловле рыбы на поплавочную удочку. Все их можно классифицировать.
Удивительные люди, которые ловят рыбу в самых непритязательных местах в окружении "мастеров", не увидевших и поклевки, мне встречаются постоянно. Это, наверное, самая интересная ситуация.
Интересна она тем, что реакция окружения очень разнообразна. Кто-то психует и воспринимает успех соседа как личную обиду. Другой делает вид, что рядом ничего не происходит. Третий пускается в воспоминания, рассказывая о своих бесконечных успехах, которые куда круче, чем у этого странного мужика.
Мне приходилось попадать в такую ситуацию не раз. Бывало, когда оказывался в центре внимания, но бывало и совсем наоборот.
Второй вариант: когда на пруду, озере или речке рыба клюет исключительно в конкретных местах. Если бы это место отличалось коряжником, омутом, нависающими кустами или еще чем, все было бы проще. Но вот голый пруд с однообразным дном, а ловится в одной точке. Речь о карасе. Для меня, ловившего карася сотни раз, он определенно представляется наглой, издевающейся над рыболовами рыбой. Его неустойчивый клев порой абсолютно необъясним.
Казалось бы, что проще ловли карася? Окунек да карасик - и первая рыба в детстве, и самая распространенная сейчас. И переловил я этого карася немеряно и знаю всю его подноготную, а оказалось, что не всю.
Начнем с того, что пару раз побывав в Калмаше и, посмотрев, как там ловят мелочь, да еще и не одну за одной, я для себя решил, что туда ехать не зачем. И не ездил. И тут вдруг сведения, что в Калмаше наловили ладошечного карася, и даже более крупного. Ну, таких баек в городе немало, и среагировал я вяло. На следующий день те же рыбаки наловили еще больше, а когда на третий день эта вакханалия была продолжена, никуда не денешься, надо ехать.
Сомнения были очень сильные, и когда мы приехали на пруд, они только выросли. Десятка два рыбаков сидели с червями, перловкой и даже опарышем. На всю толпу один ладошечный карась все же был. С большой неохотой я расчехлял удочки. Пару часов мы честно отсидели на берегу и ждали шевеление поплавков. Но они не пошевелились. Разочарованные, мы заехали еще на какое-то болото возле ТЭЦ, где поймали трех пятикопеечных карасиков, которых, конечно же, выпустили обратно.
Мы никого ни в чем не упрекали. На то они и рыбаки, чтобы вешать лапшу соплеменникам. Но интрига закрутилась на следующий день.
Обиженные моим подозрением ловцы калмашских карасей на следующий день поехали снова и наловили! И тут стало ясно, что без очной ставки не обойтись. Как ни странно, но обе стороны были к этому готовы.
Выехали в 3 часа ночи, точнее, в начале четвертого. Приехали в то же место, где мы сидели день назад. Но вот тут и началось. Оказывается, что на весь пруд есть четыре места, где клюет карась, и к тому же весьма приличный. Честно говоря, я не пацан и отнесся к этому с иронией.
Меня посадили в конкретную точку, которая была метрах в 20 от той, где я пытался поймать раньше. Авторитетно было заявлено, что там я мог просидеть и неделю без единой поклевки. А места эти ну ни на капельку не отличались друг от друга. Чепуха какая-то, если не сказать, мистика. "Хозяева" - так назовем рыбаков, привезших меня на пруд, - сидели метрах в 10.
Я все ждал, что через полчаса они скажут, что клева нет, а вот вчера... Но они делали все так деловито, что появилась вера в чудо. Но чуда не было. Человек пять, которые приехали раньше нас, не ловили. Ни с берега, ни с лодки. Не ловил минут 15 и я. Да и что там было ловить?
Подошел Миша и спросил, как дела. А какие могут быть дела? И тут убийственная фраза: "А мы ловим". Спокойно так. В 10 метрах от меня люди ловили. Нет, я, конечно, не раз попадал в ситуации, когда кто-то ловит, а другие - нет. Но это зависело от мормышки, от игры, от насадки.
Но чтобы карася?! Чудеса, да и только. Люди ежедневно ловят крупного карася там, где никто не ловит вообще ничего. На такие же точно удочки и на тех же червей. Леска? У них толще. Крючки? У них больше. Ответ и, правда, один: только в этом месте его можно поймать. Я с таким никогда не встречался. Но вот сразу же после стресса случилась поклевка и у меня.
Я давно замечал, что есть такая психологическая фишка: уверенность в успехе. Вот с уверенностью всегда наловишь, а когда сомневаешься - и рыбы не будет. Стоило мне только поверить, что все это не басни, и сразу же начался клев.
И ведь что главное? Карась-то был в 3-4 раза крупнее того, что я видал на этом пруду раньше. Количество рыбаков постоянно росло, а... никто не ловил. Не заметить, что мы ловим, было нельзя, но ничего поделать тоже невозможно. Ветер был сильный, порывистый, да еще и восточный. По приметам рыбу ждать не было смысла, и многие, просидев пару пустых часов, уехали.
По техническим причинам пора было и нам сматывать удочки. У моих учителей на двоих было 19 штук, а у меня - 11. Достойно. И это только подтверждает, что у меня была нормальная удочка и ловить я не разучился. Неужели все-таки все дело в месте? Этот вопрос мучает меня и сейчас.
Проверить за столь короткую рыбалку места на пару метров правее и левее я просто не успел, а Миша сказал, что посади его на другое место, и он не поймает. На сегодняшний день приходится верить этим чудесам, но я это дело проверю обязательно.
Отвезли мы калмашских карасей домой, а сами, уже вдвоем поехали на разведку куда-то за Татарстан. А почему нет, если еще только обед? Тот пруд, который хотел проверить Миша, мы не нашли, а нашли другой. Попетляв километров 7-8 по грунтовке, мы выехали на дамбу, на которой было штук 5 машин. Кто-то плавал на лодке, но были и те, кто сидел на дамбе. У них у всех были золотые карасики величиной с пятак. И никаких перспектив. Я был разочарован, Михаил тоже не сильно обрадовался, но решили посидеть в стороне на берегу.
Ветер продолжал гулять, и мы нашли единственное укрытие от него за камышами. Первые мои забросы на червя принесли штук пять "пятачков". Ловить их мы не собирались, и я не сомневался в скором отъезде. Желание Миши проверить в деле перловку, только оттягивало наш отъезд. Но уже через пару минут из воды вылетел ладошечный карась. Первая моя реакция была в виде удивления, типа: откуда он такой?
И началось. Мы сидели плечо в плечо и таскали приличных карасей. Сначала на четыре удочки, а потом уже только на две. После 15 часов начался настоящий жор. Карась уже не требовал поправить перловку на крючке. Клевал он сразу и надежно. Глубина у самого берега была метра 2, и таскать карасей с глубины было приятно.
Еще приятнее было то, что рыбаки на дамбе так и продолжали ловить мелочь. А узнали мы об этом у аборигена, подъехавшего на "Окушке". Похоже, что это был какой-то большой начальник деревенского масштаба. Он деловито разделся и красиво нырнул с берега. Если все это было рассчитано не на нас, то мужик молодец. Отмахав саженками вблизи наших поплавков, он поиграл мышцами на солнышке и подошел. А у нас минут пять как у карася очередной тайм-аут. И мужик решил, что два "чайника" коротают время.
Он долго обучал нас, как правильно ловить карасей и когда. Причем у нас в это время были только поклевки, а ни одного карася мы не вытащили при нем. Он бы так и ходил павлином, если бы карасям в садке это не надоело. Они начали свою возню, и мужик отвис нижней челюстью. А когда я достал свой садок, реакция у него была классная:
- Ну вы даете!
Мы поняли, что там никто таких карасей не ловит, и пускать нас туда не следовало. Не удивлюсь, если мужик рванул домой за удочкой. Потому как он спешно оделся и "запылил" в сторону деревни.
Вот таким выдался карасиный день. И выдался он благодаря Мише. В Калмаше я бы наравне с остальными ничего не поймал и уехал бы домой ни с чем, а в Кизелях, чей пруд мы "обловили", я тоже вряд ли задержался бы.
А вывод один: нельзя относиться к рыбалке поверхностно. Надо копать поглубже, потщательнее - и рыба будет. И если кто скажет, что в Калмаше одна мелочь, не верьте. Есть там карась, только надо его найти и останется самая малость... Поймать!
На этой бы ноте и закончить, но... Последнее время я ловлю карася все реже, и дело не только в любви к щукам. Десяток прудов, где массовый лов карася продолжается все лето, с каждым годом становятся все менее привлекательными. Горы мусора на берегу растут, и все труднее найти хоть метр чистой травы. Еще печальнее картина на воде. Ветром к берегу прибивает столько мусора, что порой поплавки плавают среди хлама в пыльно-мазутной пленке. Я в таких местах ловить не могу. Не мало мусора встречается и на речках, но там все это как-то перемещается, а вот на прудах стоит месяцами.
Причина еще и в том, что большая часть людей, сидящих на берегу с удочками, - это не рыбаки. Это отдыхающие, гуляющие и прочие люди, которые у воды бывают раз в год, и им не приходится думать о том, в какую клоаку они приедут снова.
Надо что-то с этим делать. Может быть, рыбинспекции штрафовать не за лишний крючек и килограмм рыбы, а за гору мусора вокруг рыболова? Не так уж трудно приготовить себе место для рыбалки, потратив пять минут на его очистку. А если тебе нравится сидеть в грязи, заплати за удовольствие.
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 13(123), 2007 г.