Не "физкультурой" единой...
Соревнования, которые мы проводили зимой среди рыболовов-любителей кстовского нефтезавода и его сервисных организаций, как небо от земли, отличаются от тех, что проводим сейчас. Раньше на двух-трех "пазиках" мы регулярно ездили на Волгу за Воротынец, к Лысой горе. С утра расходились кто куда, а к вечеру приносили на взвешивание свои уловы. Потом было, как полагается, награждение и все остальное, сопутствующее дальней дороге домой.
Лет пять назад со сменой профкомовского спортивного руководства подход к соревнованиям по рыбной ловле удалось изменить. Способствовало этому в большой степени то, что новый специалист профкома по спортивно-массовой работе оказался заядлым рыболовом. Мы скачали из интернета российские правила проведения соревнований по зимней ловле рыбы на мормышку. Адаптировали их к нашим условиям. Руководство профкома эту нашу затею поддержало.
Начали мы проводить такие соревнования по новым для нас правилам традиционно на Волге в марте: в районе Лысой Горы (помнится, тогда был мороз, снегу по колено, а уловы мизерные как во время соревнований, так и после, "в свободном полете"), затем - под Голошубихой и за Лысковом возле Белозерихи.
А вот в марте прошлого года соревнований у нас не было. Вспомним, весна была ранняя, лед таял на глазах. Тогда 8 марта даже общероссийский фестиваль на Гребном канале в Нижнем чуть не сорвался. Да и свежи были в памяти воспоминания о предыдущих соревнованиях у Белозерихи, когда приходилось делать переходы почти по колено в воде, которая стояла на льду.
Учитывая вышеизложенное, профком для страховки принял беспрецедентное по надежности решение: впредь проводить соревнования в январе. В такое глухозимье ехать на Лысую Гору не хотелось. И мы, выбирая между Горьковским морем и Белозерихой, остановились на последней.
Для практического подкрепления своего решения о надежности данного мероприятия профком оформил место проведения соревнований, как положено. За два дня до начала профкомовский шофер свозил в Белозериху представителя МЧС, который замерил толщину льда (она оказалась чуть более 40 сантиметров) и составил соответствующий протокол.
Соревнования были назначены на 25 января. Две недели до этой даты мы провели в ожидании: оправдаются или нет долгосрочные прогнозы, что в этот день будет двадцать градусов мороза? К всеобщей радости, они не подтвердились: температура была просто комфортной - чуть ниже нуля.
Из рыболовов заводских подразделений и сервисных организаций набралось семнадцать команд (по три человека в каждой). Выехали из Кстово на трех "пазиках" еще затемно, в 5.30 утра. Была традиционная остановка в Лысково, где кое-кто прямо у автобусов купил свежего мотыля и червя. По накатанной колее доехали непосредственно до самого берега Волги в районе Белозерихи.
Два года назад в марте мы провели соревнования метров на триста выше места стоянки автомобилей и ближе к самому острову. На середине протоки я тогда поймал сорожку граммов на сто пятьдесят и получил приз за самую большую рыбу. Ближе к острову клевала мелочь: ерши да окуньки. Командные уловы ограничились четвертью килограмма.
На этот раз место соревнований было выбрано примерно в полукилометре от "автостоянки" у Белозерихи вниз по течению, возле небольшого залива. В день соревнований здесь было организовано дежурство МЧС. Добраться до самого участка не составляло труда, поскольку снега на льду было мало. Кстати, по всей Волге накатаны дороги, по которым безбоязненно снуют кроме внедорожников и "Волги", "Жигули", и мотоциклы, и какие-то самодельные "каракатицы" (каких в тех местах немало).
На общем сборе были объявлены условия турнира. Не буду расписывать их полностью, отмечу лишь наиболее характерные моменты. Участок проведения соревнований ограничен флагами. Разрешается пользоваться только одной удочкой. Можно применять кормушку и прикормку. Каждый участник может сверлить неограниченное количество лунок, но пользоваться лишь двумя, помечая свободную флажком. Сверлить лунку разрешается не ближе 5 м от отмеченных флажками чужих лунок. Лунка без флажка считается ничьей.
Участникам запрещается пользоваться электронными средствами для обнаружения рыбы и измерения глубины, мотобурами (да таковые пока никто и не использовал). А вот применение сотовых телефонов для связи между членами одной команды мы разрешили.
По команде все участники двинулись на огороженный флагами участок. Каждый мог пойти куда хочет и с учетом знания водоема по прежним поездкам сюда найти более крупную рыбу. Наличие на участке мест с разными условиями давало возможность показать себя как приверженцам активной ловли с безмотылкой, так и склонным к более спокойной рыбалке.
В заливчике с глубиной около одного метра преобладал окунь, и те, кто нашел к нему "подход", оказались с хорошим уловом. Член нашей команды Евгений, безрезультатно пробурив несколько лунок в разных местах, увидел у старой лунки траву. Зная по опыту, что окуня нужно искать у травы и подводных кустов, он пробурил лунку рядом и, не убирая из нее лед, палочкой проделал небольшое отверстие. Начав ловлю с подсадкой мотыля, он затем на "козу" наловил с этой лунки 960 г окуней.
Большинство рыболовов разместилось на открытой части реки. Здесь на глубине около пяти метров неплохо клевала густера и сопа. Их поклевки были очень осторожны, что потребовало тонкой настройки снасти и умения побудить рыбу взять насадку.
Я ловил на свою "фирменную" снасть для слабого течения: леска 0,1, крючок № 3,5 и выше него на 4 см грузило 3 г, насаживал три мотыля. Тихонько опускал грузило на дно, ждал секунд пять. Потом медленно приподнимал грузило сантиметра на два-три (при этом насадка чуть двигалась по дну). В этот момент кивок еле вздрагивал - поклевка! Бывало, что рыба не беспокоила насадку. Тогда продолжал медленный подъем сантиметров на десять, останавливал проводку. Поклевка! Если ее нет - так же медленно опускал наживку на сантиметр и тут же с ускорением проводил вверх и делал подсечку. И в такой ситуации рыба не выдерживала и бросалась за убегающей насадкой. Так из одной лунки я за второй час соревнований поймал всего 900 г. И хотя клев был в самом разгаре, по сигналу судьи всем рыболовам пришлось идти на взвешивание улова к судейской палатке . Мне было жаль потерянного первого часа соревнований, который ушел на поиски рыбы.
Наша команда с уловом 2,4 кг оказалась на пятом "почетном" месте, если учесть, что всего команд было семнадцать.
Улов команды-победительницы из производства моторных топлив (В. Кучин, А. Завадько, М. Кириллов) был 3,480 кг. Второе место у команды производства нефтебитумов (В. Исаков, А. Котов,
А. Ковезин) с уловом 3,090 кг, третье - у команды производства смазочных масел (А. Жуков, А. Гришвин, П. Карпов) с уловом 2,680 кг. Думаю, это неплохие командные результаты.
В личном первенстве победителем стал А. Котов, он быстро "вышел" на рыбу и сумел поймать 1,910 кг. Самой большой рыбой оказался судак на 720 г, который попался С. Молостову.
Победителей наградили почетными грамотами и ценными призами. Победитель в личном зачете получил зимнюю палатку .
После полудня у рыболовов осталось время обследовать всю ближайшую акваторию. Я с членом нашей команды Александром Иванычем (жаль, не было для него приза как самому старшему участнику) продолжил ловлю густеры на своей лунке. Соседи, участники соревнования, ловившие здесь на слабом течении на снасть для более сильного - мормышку с поводком в 40 сантиметров - и оказавшиеся с меньшим уловом (мол, не видим поклевок), подошли посмотреть мою снасть, а затем связали себе такую же. И дело у них пошло лучше.
"Насытившись" густерой, мы с Александром Иванычем оправились на обследование акватории за островом, обогнув его снизу. Но, потратив на это мероприятие более часа, леща мы так и не нашли.
Возвращались от Белозерихи мы с "приключениями", как и в предыдущие соревнования. Только тогда был март, и легковушки буквально "плыли" над дорогой по "брюхо" в жидкой глине, а нам пришлось почти по колено в такой жиже толкать наш "пазик". На сей раз "пазик" пришлось толкать в гору, дважды выходя из автобуса: к вечеру потеплело, и на затяжном подъеме образовался накат.
Николай Денисов, г. Кстово, Нижегородская обл.
Фото автора