Навигация в осенний период
В связи с осенним периодом эксплуатация маломерных судов становится опасной. Погода в этот время года непредсказуема, ветер усиливается, что создает на водной поверхности волнение. Температура воздуха и воды становится ниже с каждым днем. Судовладельцы одеваются в тяжелую теплую одежду, которая стесняет движения.
Для подавляющего большинства маломерных судов с наступлением холодов навигация заканчивается. Однако некоторые судоводители продолжают выходить в плавание до становления льда и могут оказаться в условиях, приводящих к обледенению судна. Обледенение - явление крайне опасное, так как приводит к потере остойчивости судна, и, если не принять своевременных мер по его освобождению ото льда, опрокидывание судна неизбежно.
Обледенение судов происходит при температурах наружного воздуха ниже 0 градусов С и при температурах забортной воды ниже 8 градусов С. Сильное обледенение может иметь место при плавании в штилевую погоду с температурой воздуха от 1 до минус 5 градусов и происходит в результате сильного парения, тумана или переохлажденных осадков.
В случае падения в холодную воду наступает переохлаждение тела, и шансов спастись становится меньше. Поэтому перед выходом на воду нужно проверять техническое состояние своего судна, его укомплектованность спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами. Спасательные жилеты должны быть обязательно надеты как на пассажиров, так и на судоводителя, а не храниться под сиденьями и в труднодоступных местах судна.
Обеспечение безопасности пассажиров - прямая обязанность судоводителя (КоАП РФ ст. 11.10.). Нарушение правил обеспечения безопасности влечет наложение административного штрафа от 300 до 500 рублей.
Если все же случилась беда, необходимо соблюдать простые правила: Оказавшись в холодной воде, постарайтесь зацепиться за какую-нибудь точку опоры.
Не делайте резких движений, подавите в себе внутреннюю панику. Через 30-40 секунд вы перестанете остро чувствовать холод, почувствовав легкое внутреннее тепло.
Постарайтесь освободиться от тяжелой верхней одежды, оставьте на себе нижнее белье, носки, перчатки, головной убор. Помните от 40 до 60 процентов тепла уходит через голову, поэтому не снимайте головной убор, даже мокрый.
В холодной воде сила кистей рук и ступней ног снижается в несколько раз. Оказавшись в воде, оцените обстановку. Что лучше для вас: плыть к берегу или держаться за лодку и ждать помощи, или дрейфовать вместе с лодкой и в удобном месте выбраться на берег.
Если вы приняли решение плыть самостоятельно, не делайте резких движений, следите за дыханием (оно должно быть ровным). Постоянно контролируйте направление вашего продвижения, иначе дистанция до спасительного берега может значительно увеличиться.
ГИМС МЧС России настоятельно рекомендует судоводителям маломерных судов не выходить в плавание при условиях, способствующих обледенению, чтобы исключить неоправданный риск, быть предельно осторожным и не подвергать свою жизнь и жизнь Ваших пассажиров опасности!
Н.М. Семягин,
государственный инспектор Нижегородского отделения Центра ГИМС МЧС России