Настоящий «джигит»
Василий Зиньков, г. Рязань
Фото автора
“Джигитами” в рыболовно-спиннинговой среде называют истинных любителей ловли на джиг. Для этих рыбаков: если спиннинги, то лишь джиговые, соответствующих параметров и кондиций; если приманки, только предназначенные для ловли хищников возле дна. И это повествование не о любителях джига вообще, а о моем приятеле Александре, который, кроме джиговой ловли, не признает ничего более.
Что же касается меня, то “джигит” я осенний, когда щука, с похолоданием воды, уходит за кормовой рыбой в придонные слои. Летом же я увлечен только твичинговой ловлей на воблеры. И если конкретизировать мой возраст занятия джиговой ловлей, то он очень скромен – всего-то второй сезон, хотя спиннингом увлекся достаточно давно. Поэтому откровенно признаю себя среди начинающих. Джиговая ловля существенно отличается от ловли на воблеры. Если в твичинге рыболов находится в постоянном движении, работая насадками и веслами в поиске клеевых мест, то ловля на джиг с лодки, прежде всего, статична.
Ловля с лодки предполагает забросы снасти и выемку их, лишь изредка работая веслами при смене места поисков хищника. Если на водоеме нет конкретного русла и сильного ветра, то забросы, обычно, производятся по секторам – по кругу. Передвигаешься нечасто. При этом весь мир рыбака сосредоточен на кончике спиннинга, ибо именно этот кусочек удилища сообщает ему о правильном движении приманки, о рельефе дна, и, конечно же, о вожделенной поклевке. А за каждой поклевкой реально может находиться весьма солидная рыбина.
В период активного жора хищника поклевка ощутимо передается в руку, держащую удилище, но это явление не столь частое. В период неблагоприятных погодных условий, а по осени они почти постоянны, хищник малоподвижен, ленив и вяло реагирует на игру приманок, что сразу же сказывается на регистраторе поклевок, все том же кончике, который может едва уловить прижатие насадки щукой. Стоит ослабить бдительность, и ты без реальной добычи в этом случае.
Ветер вносит свою лепту в данные моменты. Он создает ненужные провисы шнура, и едва заметная поклевка при шнуре натянутом будет совершенно обезличена при его провисе. Поэтому внимание рыболова буквально приковано к кончику спиннинга. Увлеченный джиговик весьма ревностно относится к выбору как звонкого удилища с высокочувствительным модулем бланка и чутким кончиком, так и к применяемым насадкам, от которых, безусловно, зависит качество и количество улова.
С Александром, которого я любовно называю Санькой, поскольку он вдвое моложе меня, мы в очередной раз сговорились выехать на один из прудов нашего края. Несколькими днями ранее он там с друзьями успешно ловил щук. Каждая поездка с опытным рыболовом для начинающего любителя джига в моем лице всегда ценна новыми наработками. Саня уже более десятка лет занимается именно джигом и приобрел весьма солидный потенциал. Опыт его высоко котируется и среди друзей, ибо они знают, что там, где прошел на своем суденышке настоящий “джигит”, больше делать нечего, рыбы там уже не найдешь.
Как известно, на прудах, где в выходные дни рыбаков немало, часто лодки с их хозяевами двигаются по местам, недавно пройденным и обловленным одним из коллег. Нередко там, где без успеха пытался ловить один, успешно ловит другой. Здесь, как известно, решающее значение имеет мастерство и применяемые насадки, а выбор и применение их в конкретной обстановке опять же определяет опыт. Здесь же очень важно время активности хищника. То есть кто-то прошел участок водоема в поисках рыбы в период ее пассивности и остался ни с чем, а следующий рыболов, проходя там же, но уже при выходе щуки на охоту, будет иметь совершенно иной результат. Так вот, по местам, пройденным Саней, ходить неразумно, ни в том, ни в другом случае, поскольку рыбы там, в настоящий момент, нет. Она у него уже на кукане.
Мы с ним в этом сезоне вместе едем всего лишь второй раз, в силу разности графиков работы. Любопытно то, что и на этот раз в ненастный день с дождями и ветром и, как следствие, заторможенной хищницей. Зато планируемая рыбалка среди недели, и надо думать, другие желающие в такую погоду вряд ли еще найдутся. Так оно и оказалось. Пруд, неподалеку от большого села, по рассказам моего “джигита”, изобиловал щукой, что и привлекало к нему множество заядлых спиннингистов.
Едва рассвело, мы были уже на воде. Водоем занимает значительную площадь затопленной когда-то балки. Ярко выраженного русла не имеет. Самые большие глубины – чуть больше шести метров – встречаются редко, на середине, в основном, от четырех до пяти метров. Хищник рассредоточен по всей площади пруда, неподалеку от своих пастбищ кормовой рыбы. А подросший за сезон малек всегда там, где ему комфортнее.
Погода, как уже упоминалось, не баловала спиннингистов. Свежий утренний ветер, низко идущие, серые, лохматые, набухшие дождем тучи не обещали нас оставить сухими, в чем мы вскоре и убедились.
Первую поклевку я увидел около девяти утра, едва заметную. Кончик удилища скромно отсалютовал, но подсечка выявила солидную тяжесть. Щука шла упористо, однако резвость ее поражала рыбака.
Увидев лодку, она так “ломанулась” в родные глубины, что смотала не менее двух десятков шнура.
– Надо же, – подумалось мне, – Рыба явно заторможена, судя по поклевке, да и температура воды не способствует резвости, а задор, как у летней.
Три раза хищница сматывала шнур, лаская слух спиннингиста песней фрикциона. Наконец сдалась, поднялась наверх и обреченно “зыркнула” глазом. Устала.
– Трешка, не меньше, – констатировал я при ее появлении, однако, после пленения добычи стало понятно, что ошибся.
Потянула уже дома на 2600. В воде рыба кажется более весомой.
Первый раз на водоеме, не зная конкретных мест нахождения хищника, и опередить “гуру” спиннинговой ловли, своего спутника, по результату, это ли не достойное начало. Лучше бы такие мысли не появлялись у учеников, когда они опережают учителя. Саня свою первую щуку поймал лишь полчаса спустя. Но через следующих полчаса он ушел в отрыв еще на три позиции. У меня же поклевки были, но хищницы скептически отзывалась о моих приманках, лишь прикусывая хвостики виброхвостов. После подсечки они дожевывали их, полагаю, в задумчивости и атмосферной заторможенности. Давление зашкаливало в низших значениях. Однако на Санькиных щук оно не оказывало ни малейшего влияния. Его приманки явно были в фаворитах.
Вскоре я подсек вторую претендентку на место в моем кукане. Она была немного меньше первой, но сопротивлялась крайне агрессивно. Настолько непонятно для осенней заторможенной хищницы, что когда она выскочила перед лодкой со своей коронной свечкой, я опешил от совершенно непристойной резвости хищницы.
Именно после поимки этого и начались мои неудачи. Профессионал в джиге с завидной регулярностью вытаскивал одну рыбину за другой, а у меня были лишь пустые поклевки. Что-то в моих приманках было не так. Понимая, что определяющим в этом состязании был опыт, я регулярно спрашивал удачливого рыбака, на какую “резину” он ловит. Саня любезно отвечал, но такой у меня в наличии не было. Каждый водоем определяет свои правила игры. Саня эти правила знал, а новичку было уготовано испытание в начальной фазе знакомства с прудом. Диалектика обычной рыбалки.
Проще всего было попросить удачливый силикон у наставника, но я не спрашивал, а он не предлагал, потому что, как я понимаю, учитель должен быть на голову выше обучающегося, а иначе не будет заметно разницы в рангах. И потом мне нужно было до конца убедиться в том, что приманки, на которые я легко ловил на других прудах, здесь действительно не имеют места быть. Что и говорить, за день ловли мое убеждение обрело прочность. Я так и остался с единственной щукой, хотя и неплохих кондиций, а Санька сумел убедить на поклевки многократно больше щук.
Меньше килограмма рыба отпускается, а почти весь улов он дарит многочисленной родне, оставляя себе всего лишь одну-две штуки. Для него важно при возвращении домой быть на высоте своего звания “настоящий джигит”, подтверждая его весомыми уловами. Вот такой он, мой приятель Александр щучий “колдун”, да и только. Кажется, что хищницы выделяют его проводки и приманки среди множества других и добровольно прыгают к нему на крючки.
Что касается автора статьи, то он в накладе тоже не остался. Это я не про щуку, а про значительное обогащение опыта всего лишь за несколько часов совместной рыбалки. Нужные приманки вскоре были приобретены и через три дня на все сто отработали свое предназначение, благодаря подсказкам приятеля Саньки. Без сомнения, он заслуживает признания и рыбацкой благодарности. Идя по “джиговой тропе” неподалеку от него, и, находясь постоянно с ним на связи, я приобрел массу полезных знаний в ловле щуки на джиг.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №23(397), 2018 г.