Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Нашествие

Нашествие

Василий Зиньков, г. Рязань 
Фото автора 

Иначе и не назовешь то количество жерлиц, которое я увидел на пруду, когда зарождающийся день проглянул сквозь серую пелену облаков, низко стелющихся над заснеженным полем. Перволедье. Выходной день. Ожидалось, что охотников за щукой будет много, но не настолько. Профессиональные жерличники с трепетом ждут этого момента – становления льда. Но сколько на водоемах людей случайных, мало или вовсе непонимающих процесс ловли на эту старинную, нехитрую снасть. И здесь нашествие, как результат.  

Ожидалось, что охотников за щукой будет много

Жерлицы в разнообразии стоят на прилавках рыболовных магазинов, живец продается тут же. Установить снасть на водоеме несложно. Набурил лунок, опустил ближе ко дну шустрого карасика на тройничке и сиди, покуривай в ожидании подъема флага. Многие мормышечники именно по первому льду неподалеку от своих лунок ставят и рядок жерлиц – на удачу. Может поэтому и желающих столько, что снасть проста и доступна каждому. 

Ветер, еще не остановивший свой бег предыдущего дня, дул навстречу автомобилю рыбака, едущего в ночи, подвывая в рейлингах. Когда он заводил свою нехитрую песню, слышимую даже сквозь негромкую музыку Авторадио, я понимал, что на водоеме ветер “не хилый”. И все бы ничего, но через шоссе местами переметала поземка. А это было уже хуже. Три километра пути после трассы занимало поле, вдоль которого шла дорога на пруд. Выпавший двумя днями раньше снег, наверняка уже в переметах этой дороги. Неделя была с небольшими морозами. Однако была надежда, рассчитанная именно на выходной день. Самые ранние рыбаки, ставящие по три десятка жерлиц, наверняка уже проторили путь. Так оно и оказалось. Но дорога была действительно переметена, глядя на которую, я понял, что в следующий раз придется добираться уже с иным средством доставки рыболова от трассы до самого водоема, если снег не растает в ближайшую оттепель. 

На белом покрывале пруда было шумно. Изначально, на том крыле, где предполагал вести ловлю, насчитал около десятка огней налобных фонариков. Я даже забеспокоился, что места, которые наметил для рыбалки, уже заняты. Надеялся в этот раз на постановку своих жерлиц в районе коряжника, на русле, где ловил щуку на спиннинг до самого ледостава. Выйдя на снежный ковер ледового покрытия, увидел занятную картину: весь пруд был в перемещающихся светлячках огней. Стало ясно, что на водоеме в этот день нашествие рыбаков. Нашествие не столько их самих, сколько изобилия снастей. Если за каждым светлячком насчитать минимальный десяток жерлиц, то на пруду будет густо от склоненных ко льду флажков. А ведь наш народ с десятком вряд ли поедет в даль-далекую за жадной в начале зимы щукой. Но относительно жадности щуки по перволедью – тоже домыслы. И она в очередной раз доказала это без слов, игнорируя снасти рыбаков. Очередность действий у меня отработана. Вначале сверлю лунки на все жерлицы, заготавливая и в запас несколько штук. И не потому, чтобы пометить те места, где предполагаю ловлю, хотя при таком наплыве рыбаков факт этот имел место, а для того, чтобы потом не грохотать ледобуром. Полагаю, действия разумны и оптимальны. Иной раз задержишься, и снасти ставишь до потенциального времени утренней активности хищницы. По зиме оно возле девяти утра и, как правило, до десяти. И то лишь в начале становления льда. Определяющей точкой отсчета лично для меня являются утренние часы. Если щука вышла поутру, то флажки будут регулярно манить к себе практически весь день. Если же она не проявила себя спозаранок, то надежды на дальнейший клев мифические. 

Когда я, наконец, поставил все свои жерлицы и огляделся, то был поражен. Вся плоскость огромного пруда, насколько позволяла зоркость глаз, в рассветных сумерках наступающего дня, была заставлена жерлицами. – Бедная, несчастная щука, – подумалось мне. – Как ей разобраться, где добыча без крючка, и чего стоит опасаться? Сколько же сегодня будет выловлено рыбы? Как ей сохранить свою популяцию, не поддаться на соблазны любителей рыбной ловли? Среди недели я здесь вижу трех-четырех рыбаков, а сегодня что-то неимоверное. 

Действительность же оказалась совершенно иная. Не думал, что рыба столь умна и прозорлива. Такое впечатление, что хищница ведет реальный отсчет времени по дням. Может, мои догадки наивны и забавны, но мне кажется, что щука понимает, что если по всему пруду слышен грохот ледобуров, значит, – у рыбаков наступил выходной день. Лучше пару дней попоститься, отлежаться под корягами, нежели угодить на крючки. А что? 

Мои размышления вполне имеют место быть. Многие знают, как на рыбных прудах по разведению карпа кормят рыбу. Стучат по трубам металлических настилов, стоящих в воде, с которых происходит закорм. И тут же бросают корм в воду. Рыба привыкает к регулярным сигналам и вырабатывает условный рефлекс на звуки, после которых получает еду. Мотив здесь тот же, с той лишь разницей, что после грохота ледобуров рыбе надо перестать кормиться до наступления дней тишины. 

Отсюда и появляется тот опыт на уровне генов, передающийся следующим поколениям. Именно исходя из полученного и накопленного опыта, матерые хищницы не ведутся на приманки рыбаков. Самая крупная рыба, выловленная здесь же, не превысила трех килограммов. 

Ситуация на водоеме сложилась на этот раз занятная. Весь он опутан жерличными снастями, а результативность не поднимается выше нуля. Рыба оказалась гораздо умнее рыболовов, хотя прогноз по клеву предрекал вполне нормальную ее активность. Вся эта громадная масса заряженных жерлиц так и простояла в задумчивости до конца дня. 

Устроился возле прибрежных камышей противоположного берега, напротив замерших жерлиц. Достал удочку с безмотылкой и начал ловить плотвичек и окуньков, обходя лунки по очереди и пополняя поредевшие ряды живцов в кане. На мормышку тоже ловилось неважно, по одной-две рыбки с лунки. После каждого прохода приманки оглядывал район своих жерлиц. Делать это было непросто. Если бы не забуренный в лед ледобур, помечавший начало постановки снастей, то они просто потерялись бы в этом частоколе флажков. Наступало золотое время выхода хищницы, однако ни один флажок не зафиксировал ее намерений. 

– Ну, рыбак, сегодня тебе, похоже, быть без рыбы, – сказал я себе, но глаз со снастей не сводил. 

Оставалась слабенькая надежда на последующее развитие событий. Такое иногда случалось. При полном игнорировании выставленных живцов с утра, хищница вяло и невнятно, но все же определяла свои предпочтения в течение дня. В начале зимы это не исключалось. Хищница проявила себя в двенадцатом часу дня, но не на русле, а на поливе у моего юного соседа. Небольшая щучка три раза поднимала один и тот же флажок, может, забавлялась, играя с живцом, но на третьей попытке, заигравшись, ошиблась и попалась в руки рыболова. 

Ожидалось, что охотников за щукой будет много

Не оставила вниманием фортуна и преданного ей рыбака. И заявила она о себе уже в третьем часу после полудня, именно в тот момент, когда я грузил кану с живцами в санки-волокуши с намерением идти снимать снасти. Весь день напролет не сводил с жерлиц своих глаз с желанием увидеть “зажженный” флажок, и напрасно. А тут отвлекся, а сосед, тоже снимавший свои снасти, кричит о поднятом флажке. Флажок действительно стоял. И он не просто стоял, он “горел”, как фантазийный сон несбывшихся надежд. Он магнетически манил к себе и давал реальный шанс рыбаку размочить счет. Боясь спугнуть неожиданную удачу, тихо подошел к нему и ждал сигнала о подсечке. Разноцветная катушка не двигалась – понятно. Если не укололась и не выбросила приманку, щука стоит на месте, переворачивает в пасти живца. Стараюсь предугадать дальнейшие действия рыбы. Катушка слегка повернулась. Отлично. Процесс пошел. Заглатывает. Еще повернулась нехотя. Рано, еще рано. Вот когда уверенно пойдет, тогда. Так будет у меня сегодня счастье? Ну, давай же! Возрадуй рыбака, потерявшего надежду. Медленно, нехотя, но пошла. Выбор слабины лески, подсечка. Есть. 

Ну, надо же, на последних минутах. Об этом мечтает каждый рыбак, сматывая снасти. Ну как вернуться домой без солидной рыбы с первой жерличной рыбалки нового сезона? И я не вернулся. Без рыбы. Хотя случаи бывали. А вот сегодня, несмотря на нашествие, фортуна не оставила без удачи своего рыбака. В нашем случае и одна рыбина – неслыханная щедрость. 

К слову сказать, из не менее двух сотен жерлиц, стоящих в зоне видимости нашего крыла пруда, более никто успеха не имел. 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 1(375), 2018 г.