Нарушители и браконьеры
К браконьерам Дмитрий относит т.н. злостных нарушителей. Тех, кто ловит сетями, жаками, "зыбками"... А нарушителями называет, к примеру, "резинщиков", в несколько раз превышающих разрешенное на снасти количество крючков. "Резинка" для ловли чехони - традиционная в Нижнем Новгороде снасть. И обычно ее оснащают 7-10 крючками. Однако во время нереста количество крючков что на поплавочке, что на донке (в том числе с резиновым амортизатором) не может превышать двух.
Вот и приходится чуть ли не каждый день проводить разъяснительную работу, вручая время от времени копии Правил рыболовства. На первый раз все ограничивается предупреждением. А вот на второй... при приближении нашего катера иные рыболовы быстро перекусывали леску или пережигали ее зажигалкой - резиновый амортизатор быстро прятал "концы в воду". Но к чему это "детство", если можно спокойно ловить на два крючка?! И ведь рыбы, как оказалось, на два крючка ловится ничуть не меньше, чем на десять: те же 3-4 кг чехони. Это нам сказали те законопослушные рыболовы, что восприняли требования инспектора как руководство к действию.
Кстати, на уловы все жаловались, вспоминая с благодарностью советские времена до образования рукотворного Чебоксарского моря, когда чехонь ловилась куда более крупная и в куда более приятном количестве. Попадались чехонины-"сабли" до 50 и более сантиметров в длину! А теперь основная рыба - 25-30 см.
Из двадцати примерно нарушителей на троих все же были составлены протоколы, ибо вместо того чтобы исправить ситуацию в свою пользу, они ее усугубили: попытались "качать права". Тут же звонок в ГУВД, выяснения личности и протокол, по которому каждому нарушителю придется уплатить от 1000 рублей.
Обычно в таких случаях нарушитель пеняет на заводы и фабрики, отравляющие воду, на ГЭС с плотинами, на браконьеров-сетевиков, пытаясь всячески занизить степень своей вины. Все верно. Есть и случаи отравления воды промышленными стоками, и сотрудники ГЭС о рыбе в последнюю очередь думают (если думают вообще), и браконьеров с сетками еще хватает... Но! Не совсем понятно, как грехи других могут искупить грех самого рыболова-любителя? Ну давайте тогда всю свою жизнь обвинять в отсутствии рыбы дядю Пушкина, в то же самое время нарушая закон. Или, может, начнем с себя?
К примеру, взять спиннингистов. По себе знаем, насколько сложно удержаться от соблазна половить с берега уже давным-давно отнерестившуюся и "отболевшую" щуку. Ну, не логичный запрет на береговой спиннинг в двухмесячник, ей-богу. Но уж если такой запрет есть, давайте всем миром бороться за его отмену, в то же самое время соблюдая этот самый запрет. И Пушкин здесь, конечно, ни при чем: рано или поздно придется начинать с себя.
Кстати, по спиннингистам и в тот день, и ранее мы наблюдали весьма показательную картину: ни одного спиннингиста. Видимо, что-то хорошее происходит и в этой области нашего общественного сознания.
За три часа добрались до первого котлована. Здесь уже больше доночников. На донках много крючков не ставят, нет смысла. Не было смысла проводить и просветительскую работу.
Тогда запустили "торпеду" и начали исследовать котлован на предмет сетей. Сетей было мало. Как объяснили Дмитрий с Николаем, среди дня браконьеры уже не ставят, боятся. Стараются поставить поздним вечером и ранним утром вместе с уловом снять. Ну, на это и ночные рейды бывают. (Кстати, сразу после этого дневного рейда Дмитрий и Николай в составе внушительной группы пошли в ночной, на Оку.)
Сделав "круг почета" по котловану, на самом выходе зацепили-таки одну сеть. Стояла она, видимо, уже достаточно давно: успела спутаться, забиться грязью и убить запутавшуюся рыбу. Такие вот брошеные сети вообще никак простить нельзя. Хоть как-то понятно, когда человек, нарушая закон, ловит рыбу для еды. А когда ловит, чтобы она в сетях протухла? При температуре +16 градусов запутавшаяся рыба погибает быстро, а уже через сутки начинает гнить и, извините, издавать тошнотворный запах. Но справились и с этим.
Этой вытащенной сетью и поставили точку в непродолжительном, но плодотворном рейде. Можно было бы покататься с "торпедой" и еще, но сотрудникам рыбоохраны уже надо было готовиться к очередному рейду, который начался через 2 часа после того, как закончился этот...
Через четыре недели закончится нерестовый запрет. Но работа рыбнадзора, конечно, на этом не прекратится. И мы надеемся, что по приглашению Нижегородского отдела рыбоохраны еще не раз сможем выехать на самые разные водоемы области и навести там порядок.
Можете помочь в деле борьбы с браконьерством в Нижегородской области и вы, уважаемые читатели. По фактам браконьерства и загрязнения водоемов звоните по телефонам: (831) 215-11-90, 215-11-91.