Главная > Статьи > Налим. Реванш. Победа

Налим. Реванш. Победа

23-12-1.jpgРыбалка. Сколько впечатлений навевает это слово! Так и в этот раз, когда, казалось бы, с момента последней рыбалки прошло еще совсем немного времени, а меня уже тянет туда - к коряжистым ямам, песчаным плесам, тихим старицам. Туда, где бьет своим хвостом сильная рыба. Да, не понять простому обывателю нас, рыболовов, готовых в любую погоду, несмотря на любые природные катаклизмы проводить время на берегу любимой реки со снастью в руках, в ожидании ее - рыбы мечты. А она, эта самая рыба всегда живет в голове рыболова, будоража его и заставляя вновь и вновь покидать теплые стены своего дома и мчаться, мчаться навстречу к ней - своей мечте.

У меня была мечта: поймать рыбу ледникового периода, единственного пресноводного представителя семейства тресковых - Его Величества Налима! Первый мой налим был пойман на одной из красивейших рек Марий Эл - реке Рутка. Эта речушка, начиная свой путь в лесах Нижегородской области, впадает в Чебоксарское водохранилище, напротив Козьмодемьянска. Но не об этой рыбалке я хочу рассказать в этот раз. Хотя со времени поимки моего первого налима на этой реке прошло не более месяца. И с тех пор, скажу я вам, загорелся я такой ловлей. Есть в ней что-то загадочное, то, что тянет и тянет меня вновь туда - в ночь, к костру, к чистейшему морозному воздуху. Туда, где неторопливую дружескую беседу у костра нет-нет, да и разбавит звонок колокольчика, и тогда выползет из речной пучины он - красавчик налим.

Неделя подготовки к рыбалке пролетает быстро. Перепроверены все снасти, перевязаны крючки, поводки, отлиты грузила - ложки. И вот наступил он - день Х. В 7 утра заезжаю за напарниками, и вот мы уже мчимся по трассе. Нас ждет еще одна прекраснейшая река, протекающая по нашей республике, - Большая Кокшага. К слову сказать, поймать реликтовую рыбу на прошлой рыбалке на этой реке мне не удалось. Снасти, сделанные для Рутки, не подошли для ловли на этой разлившейся после осенних дождей реке.

Сворачиваем с трассы, на лесную дорогу, ведущую к заветному плесу, где мы останавливались в прошлый раз. Да, дорогу не узнать: огромные лужи, развязшая глина преграждают нам путь. Низкая иномарка чуть ли не на брюхе преодолевает все эти препятствия, но ползет уверенно. И вот уже виден вдалеке знакомый плес, но дорога заканчивается. Дальше идет лишь узкая тропа. Выгружаемся. Чистейший воздух соснового бора бьет в лицо, поют, заливаясь, птицы, светит солнце. Словно и не в ноябре приехали на рыбалку! Упиваясь свежим морозным воздухом, преодолевая заросли ольхи и ивняка, бредем к заветному месту. Настроение после рабочих будней сразу же поднимается в предвкушении удачной рыбалки и приятного времяпрепровождения на берегу красавицы-Кокшаги.

23-12-2.jpgКилометр по лесу за разговорами пролетает незаметно. Выходим к плесу... И вот тут нас ждет первый сюрприз - проливные дожди, шедшие всю неделю, подняли уровень воды в реке, и наш плес оказался полностью затоплен. В воде оказались все перспективные места для установки снастей, место нашей ночной лежанки из сучьев тальника и прибрежной травы, служившей нам под навесом отличной защитой от дождя и ветра.

Оставляем снасти и всю поклажу в лесу и бредем по берегу в поисках нового места. Находим похожий плес. Правый обрывистый берег в этом месте резким свалом уходит в глубокий закоряженный омут, где лежат на дне мощные дубы-колдуны. Здесь, как нам кажется, должна быть дневная стоянка налима, которую он покидает ночью в поисках добычи. Наш берег полог, лишь к началу плеса имеется небольшой приямок с обратным течением.

Готовим место под лагерь. Заново сооружаем навес, рубим тальник, укладываем его слоями прямо на песок, сверху настилаем сухой травы - все, ночное лежбище, призванное защищать нас от природных катаклизмов, готово. Собираем по берегу сушняк, дружно подтаскиваем к лагерю основу для нашего костра - упавшие в весеннее половодье дубы и ели. Ну, вот и подготовились.

Теперь можно приступить к рыбалке. Закидываю фидер прямо между двумя упавшими на том берегу деревьями в надежде поймать живца. Хоть и привезен с собой, купленный в супермаркете живой карп, но все же живец либо резка, пойманная в той же реке, где вы рыбачите, является для налима более лакомой насадкой, на которую случается больше всего хваток. Полудонку, выручавшую меня весной на Рутке во время хода сороги, устанавливаю в начале плеса, в приглянувшемся мне приямке. Время идет, а поклевок все нет и нет. Готовим суп. Я иду чистить картошку, Саша Токарев ушел в лес за дровами, Николай вновь ушел искать своего кота, Stalkera, которого он взял с собой на рыбалку. Кот-рыболов, так сказать. Кстати, после этой поимки коту был отведен просторный багажник моей машины. Жалко животное, пропадет он один в лесу.

И тут колокольчик на полудонке резко брякнул... и тишина. Вытаскиваю снасть - червяк объеден. Перенасаживаю наживку и вновь забрасываю. Поклевок нет. И я продолжаю чистить картошку. И снова дзынь-дзынь- дзынь. На этот раз более уверенно. Подсечка, и вот вместо ожидаемого мной мелкого ерша, столь любимого налимом, вытаскиваю на берег вполне приличного 400-граммового подлещика.

Настроение сразу же поднимается, кричу друзей, чтобы похвастаться. Первым пришел Саша:

- Ну что, насадка у нас уже есть, - говорит он

- Как?! Не отдам. Мое! Карп же есть... - парирую я.

И пусть подлещик костляв и не столь жирен, как карп, но рыба, пойманная своими руками, всегда вкуснее. В итоге останавливаемся на том, что на наживку пойдет все-таки карп. Ура!!! Отстоял!!!

И вот уже все вместе начинаем активно ловить рыбу, но она, видать, об этом не знает. Никакие наши ухищрения не помогают, и лишь спустя полчаса Николай все-таки уговаривает на поклевку небольшого окунька - счастье есть! Время уже перевалило далеко за полдень. Да, короток ноябрьский день. С неба накрапывает мелкий надоедливый дождь. Мы начинаем готовить снасти на того, за кем приехали - расставляем донки-закидушки. Саша расставляет часть своих закидушек на плесе у лагеря, Николай чуть ниже по течению - как раз напротив закоряженной ямы на том берегу.

Я же решаю две закидушки выставить в приямке, где был пойман подлещик, пять закидушек ставлю прямо на перекате между нашим плесом и обрывистой ямой, расположенной выше по течению. Оставшиеся у меня три закидушки и закидушки Александра мы идем ставить прямо в эту яму, потому как на плесе места больше не осталось.

Осторожно спускаемся по обрыву к берегу. Расставляем закидушки. В момент установки последней закидушки на первой происходит поклевка. Колокольчик резко забрякал, а ивовый прут, надежно воткнутый в землю, стал из нее выползать... Кидаюсь к ней и хватаюсь за леску диаметром 0,35 мм. Чувствую на том конце лески заветную тяжесть. Вытягиваю потихоньку леску, но, видимо, моему противнику перетягивание каната быстро наскучило. Рывок. И поводок диаметром 0,3 мм с насаженной на крючок резкой рвется, как гнилая нитка. От неожиданности и обиды сажусь на мокрую землю и нервно закуриваю. Александр подходит, успокаивая меня, мол, поймаем еще... И вот уже курим вместе. Да, есть еще рыба в наших краях, способная заставить рыболовов вновь и вновь ехать в непролазную даль, туда, где живут бобры, кабаны, и бьет в омутах по ночам сильная рыба.

Вот закидушки расставлены, нервы успокоены. И мы устраиваемся под навесом, чтобы перекусить. Сумерки спустились на лес быстро. Темнеет осенью рано, теперь стоит ждать налимьих хваток. Но время уже 7, 8...11, а клева все нет и нет. Идем проверять снасти. Наживка не тронута. Не привлекли налима ни кусочки резаной рыбки, ни мочки червей. Обновляем наживку и идем назад - к уютному нашему жилищу. Пьем чай, разжигаем посильнее костер и устраиваемся на ночлег.

23-12-3.jpgМорозный воздух действует успокаивающе. И мы засыпаем, так и не дождавшись поклевки. Время от времени просыпаемся, чтобы подкинуть дров. Проснувшись, в очередной раз не обнаруживаю Николая. Собираюсь было идти на поиски, но замечаю вдалеке свет налобного фонаря. Заметив меня, Николай показывает мне налима и поздравляет с заочной поимкой. Оказывается, проснувшись, Николай решил прогуляться по берегу и проверить снасти. Постепенно переходя от донки к донке, он услыхал звон колокольчика, со стороны переката - там, где стояли мои закидушки. Колокольчик на одной из них вздрагивал в такт раскачке ивового прута. Подсечка. И вот она - рыба Ледникового периода нехотя выползает на берег. Появляется надежда на дальнейшее продолжение клева. Но хваток снова нет. И лишь утром, когда мы, проснувшись, позавтракав, идем собирать снасти, я вновь вытаскиваю вполне приличного налима, вновь клюнувшего на самой быстрине на перекате.

Видимо, поднявшаяся вода выгнала налима со своих мест и заставила искать пропитания, бродя по водоему в самых, казалось бы, не свойственных ему местах. Да, налим непредсказуем. Но все же неделя подготовки не прошла даром - МАТЧ-РЕВАНШ выигран. Я его победил!