Начни с себя. Окончание. Начало в №14 (196), 2010 г
Окончание. Начало в №14 (196), 2010 г Вернуться к предыдущему материалу
Обсуждая на страницах газеты проблемы, затронутые в “РКГ” № 9 за 2010 г. нашими авторами, Владимир Телельков говорит, что “…Если и стоит начинать разговор с авторами, то нужно начинать с себя и как к затронутым проблемам относятся рыболовы вашего региона”.
В своей статье Андрей Мордяхин затронул вопрос об отношении к браконьерству рядового рыболова, который приехал на водоем провести свой выходной день на природе и сталкивается с грубым фактом беспредела. Тема подталкивает к размышлению, да и сам “не без греха”, когда здоровый мужик с удочками, сжав от обиды кулаки, проходит мимо щуплых людишек, которые нахально перетягивают водоем от берега до берега сетью и явно чувствуют себя хозяевами положения.
Об этом поговорим чуть позже, но мне очень понравилось, как Андрей начал свое повествование. Он в очередной раз делится впечатлениями от новинки зимнего сезона – мормышке “столбик-шарик”. Здесь есть о чем поговорить, и Андрей, надеюсь, ближе к началу ледостава поделится своими наблюдениями об уловистых обманках.
Кстати, мой друг, главный редактор “Нижегородского рыболова” Дмитрий Соколов, выслал мне для испытания на сибирских водоемах несколько “стобик-шариков”. Это мормышка с крупным кембриком-шариком доверия у меня не вызвала, но на практике плотва и окунь ловились на нее активно, если не сказать большего. Одно плохо: присланных мормышек хватило на два выезда. Всему виной мелкая щучка: зубы есть, вот и хватает все, что движется.
Появилась даже идея сделать и провести эксперименты с блеснами “столбик-шарик”. Пришлось подключать к созданию мормышки друзей-умельцев, которые обманки делали с моих слов и набросков на бумаге. В итоге мне достались мормышки разных форм из олова, а вместо латунного шарика – того же размера бусинки разных цветов. Изделия легкие по сравнению с вольфрамками, но уловисты, а так как мои любимые глубины – до четырех метров, оловянные обманки даже предпочтительней.
Андрей пишет: “…Да, хороша приманка. Вопрос, на долго ли хватит ее”. Спорить не буду, лишь напомню о “чертике”, который популярен во многих регионах России, и за 35 (тридцать пять) лет нашего знакомства эту обманку я считаю одной из уловистых. Мне интересно, какое название рыболовы дали “столбик-шарику”, а если его нет, значит – нужно придумать, так что отложим разговоры о зимней рыбалке до наступления ледостава и вернемся к теме о браконьерстве.
Очень дельный совет дала редакция “РКГ”, чтобы рыболовы не рисковали и не связывались с “хапугами”: исход ваших “правонаставлений” может закончится не в пользу законопослушных рыболовов. Плюс редакции еще в том, что рыболовы в Нижнем Новгороде имеют возможность позвонить в инспекцию рыбоохраны, и если заинтересованные в искоренении браконьерства рыболовы будут сотрудничать с рыбнадзором постоянно и их телефоны будут знать егеря, то к ним будет больше доверия, и для браконьеров они будут так же опасны, как и инспекция. Именно по звонкам рыболовов, сотрудничающих с рыбоохраной, рейды будут производиться в первую очередь.
Есть и идея. Создать что-то наподобие клуба “Мобильный инспектор рыбоохраны”, где номера рыболовов будут внесены в картотеку. У инспекторов появятся “лишние глаза”, и в какой-то мере мы хоть и не искореним браконьерство, но значительно сократим безнаказанность “браков”. По предложенному плану хочется выслушать не только рыболовов, но и людей, которые по роду своей деятельности охраняют рыбу.
Далее хочется вспомнить из своей практики встречи с браконьерами. Их много, и только однажды меня поддержала рыбацкая братия, да и происходило это зимой, когда рыболовы на уловистом участке сидели плотной толпой.
Обский залив, который летом жителям краевого центра служит городским пляжем, на этот раз собрал на своем льду полторы сотни рыболовов. Друзья сообщили по телефону, что клев рыбы на пляже активный и скучать не приходится. Хорошая подсказка, тем более неподалеку с пляжем проходит маршрут городского автобуса. Решил блеснить.
С утра и до полудня – ни одной хватки. Чуть получше обстояли дела у плотвичников. Терялся в догадках, так как по Оби шла густая шуга, и рыба не должна была выйти из залива.
Разгадка бесклевья пришла вместе с четырьмя крепкими мужиками, которые приехали на пляж проверять сети. Три сети они проверили при угрюмом молчании всех рыболовов, и… тут меня прорвало, нервы не выдержали, да и на поддержку надеялся со стороны знакомых удильщиков, которые, в крайнем случае, предотвратят драку. Мужики нагло вступили со мной в перепалку, чувствуя превосходство в силе, но тут один за другим нас окружили рыболовы, тоже не хилые ребята. У браконьеров и среди них нашлись знакомые, которые посоветовали “бракам” снять сети и перебраться на другой водоем.
Если бы не сотоварищи, браконьерские орудия лова были б уничтожены, а так мы позволили снять беспредельщикам десять сетей из лески вместе с уловом. И что еще странно: после того, как сети были убраны, рыба успокоилась, получила свободу передвижения и начала ловиться. В тот день в моем улове было 7 судачков и одна щучка.
До самого ледостава на сибирской реке в городском заливе браконьерских сетей больше не было. Хотели еще одни дельцы воткнуть свои сетишки в этом месте под лед, но рыболовы, вспомнив недавний случай, дружно поднялись, в том числе и пенсионеры, и не позволили загадить уловистый участок. Хороший пример, побольше бы таких, приятно вспомнить.
Далеко не уходя от рассказанного, хочется задать вопрос рыболовам. Вспомните, какой был клев, когда вам приходилось ловить рыбу рядом с браконьерскими сетями? Тема для обсуждения в “Спор-клубе” обширная. По моим наблюдениям, любителя блеснить хищную рыбу со льда, такова: рядом с сетями рыба ведет себя осторожно, возможно, запутавшиеся в ловушке соплеменники подают сигнал бедствия. Или это все мои неправильные предположения?
Заметил, что браконьерами мы начали считать всех, кто ловит рыбу сетями. Настоящих браконьеров поймать трудно. Они растягивают свои орудия ловли в безлюдных местах и проверяют их на рассвете, чтобы никто не видел. Есть “рвачи”, которые ловят сезонно, когда рыба, потеряв осторожность, идет на нерест стеной, и за сутки берут рыбы столько, что без особых накладок могут уплатить штраф или “договориться” с инспектором на более меньшую сумму.
В последние годы расплодились браконьеры-“экстремалы”, которым хронически не хватает адреналина. От них можно ожидать всего, чего угодно, и для рыболовов-любителей они опасны. “Зарулив” на водоем на крутом внедорожнике, они, не скрываясь, перетягивают сетями водоем рядом с сидящими на берегу рыболовами. Парни накачанные, на шеях золотые цепи в мизинец толщиной, от таких бежать надо, не то что “права качать”.
Неоднократно, так, между прочим, интересовался у парней (возраст от 20 до 40 лет), почему они именно здесь решили сети бросить, а не уехали на более рыбные обские участки. Ответы практически одинаковы: “Рыбки захотелось”, “Водки попить приехали” или “Главное – процесс, а рыбу можно и на рынке купить”.
У них свои проблемы, свой уклад “хозяев жизни”. За любое замечание в ухо въедут и не задумаются. Идти жаловаться? Кому и куда? А на счет сетей – впервые слышат: кто-то поставил, а они должна за “базар отвечать”.
Нет, господа законопослушные рыболовы-любители, не так все просто, обидно, но в одиночку мы ничего не сделаем. Несколько лет назад мой друг боксер, хоть и на пенсии, встрял в передряги за честь водоема с тремя браконьерами. Одному из них челюсть сломал и в порыве ярости распорол резиновую лодку. Хороший урок был… для нас рыболовов. Друг получил год условно, плюс выплатил компенсацию за лодку, как за новую, и оплатил лечение “пострадавшего”. Есть возражения? Вот и я так же думаю.
Владимир Телельков, г. Барнаул