Начало осени – пора надежд
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора
Изнуряющая жара, испепеляющая даже само желание поехать на рыбалку, как-то резко выдохлась. Случилось, видимо, определенное изменение в расписании атмосферных фронтов, а по-простому, прошли дожди, и сразу похолодало. Да так, что с утра не грех и курточку надеть.
Июль и август по хищной рыбе получились весьма невзрачными. Некрупная прудовая щучка ловилась исключительно на утренней заре, всего час-полтора после восхода солнца. Не высыпаешься, поднимаясь ни свет ни заря, ехать не ближний свет, а рыбалка получается совсем скуцая. Окунь на Дону отзывался, правда, и в самый солнцепек, клевал вдоль прибрежной травки и на отводной, и на голавлиные крэнки. Но не так, чтобы здорово, а организму при такой температуре не на воде бы, а в воду.
Единственные рыбы, которым, чем теплее, тем лучше, карась и карп. Этих мирных увальней не приходилось долго упрашивать, пусть не ведро, но на парутройку сковородок получалось наловить при любом раскладе. Признаюсь, люблю посидеть где-нибудь в тенечке, поглядеть, как танцует поплавок на зеркальной глади пруда. Люблю… но не слишком часто и не очень долго, почему-то от удочки довольно быстро наступает апатичное чувство пресыщения. Вероятно, эмоции при поплавочной ловле получаются немного не те, что в спиннинге.
И вот пришла долгожданная прохлада. Внезапно, как снег на голову. Но, понятно, перемена радостная и многообещающая. И в первый свой выходной поднимаюсь затемно и мчу к дальнему озеру в предвкушении жадных щучьих хваток.
В эту зиму замор на прудах и озерах приключился масштабный, кое-где задохнулся даже карась. Немало было пустых выездов с робкой надеждой, “а вдруг”, только чуда не случалось, ни щука, ни окунь так нигде и не отозвались за все лето. Не случилось поклевки и там, куда сейчас еду. Но пару недель назад, поплавав безрезультатно со спиннингом, в конце концов, присоединился к супруге, весело таскавшей крупную, как на подбор, плотву. А, если плотва выжила, значит, и щука должна. Просто ей очень жарко.
Озеро довольно большое, вытянутой формы, длина его ровно полтора километра, ширина в среднем чуть более ста пятидесяти метров.
Озеро глубокое, даже у кромки прибрежной растительности глубина достигает трех и более метров. В общем, воблеры вдоль камыша не очень-то погоняешь, разве только те, что с “диповой” лопаткой. Поэтому в коробку я отобрал проверенные “колебалки”, раттлины, различную “резину” под джиг. Ну, и все равно, просто на всякий случай, воблеры. Озеро по всему периметру сплошь заросло камышом, с одной стороны всего четыре места, где можно выплыть: два по краям и два почти посередине, а с другой стороны вообще непроходимый лес. Решил я спустить лодку с ветхого помоста, сооруженного из обломков досок и сухих палок. Никогда им не пользовался, но на привычном месте уже стояло два автомобиля, как впоследствии выяснилось, любителей поплавка, а толпиться мне не захотелось.
Накачав лодку, выплыл. А вода-то как цветет! Зеленая-презеленая, и консистенция ее на вид, как кисель. Улитки кверху брюхом целыми стаями плавают. Током их, что ли побили? Нет, живые, языками шевелят, наверное, этой мутной взвесью питаются. Малька размером со спичку и вполовину меньше вокруг лодки собралось много – это хорошо. Но ни одного всплеска взрослой рыбы. Будем пробовать.
Добрых три часа, пройдя вдоль обоих берегов половину озера, я пытался поймать щуку. Раттлин, “колебалка”, воблер. Вдоль камыша, вокруг острова кувшинок, на глубине – все напрасно, ни единого тычка. В конце концов, раттлин влетел в старую сеть с полуразложившимися карасями, и я развел руками. А тут еще ветер задул во всю мочь. Вырезав из коварного полотна приманку и выбросив зловонное браконьерское орудие, решительно погреб к берегу.
Неудачная рыбалка и закончилась совсем бесславно. Когда вылезал из лодки на тот же хилый помост, переломилось под коленями удерживающее ничем не закрепленные дощечки бревнышко, и вся конструкция моментально распалась карточным домиком. И лодка перевернулась, и сам оказался в воде по пояс. Каким-то чудом, скорее, на автомате успел выбросить на ветки настила спиннинг, выхватить из кармана ключи с брелком автосигнализации и даже вытащить фотоаппарат из мокрого чехла. Самое ценное осталось сухим, ну а сам… только брюки и все, что под ними. Как хорошо, что в машине есть запасные штаны!
Нет, мы не привыкли отступать так просто, когда есть шанс хоть самый мизерный, хотя бы на флангах фронта.
Невдалеке есть еще два озера – одно поменьше, и другое совсем маленькое. Переезжаю. Лодку здесь накачивать не стал, появилась новая идея. Просто посмотрел на воду. А она кристально-прозрачная! И это озера одной ложбины. Как так получается? Немного побросав приманки, исключительно для очистки совести, – ветер совсем разошелся, еду на вдруг всплывшее в памяти лесное озерцо. Почему-то придумалось, что именно там меня и ждет рыбацкая удача. Ага, в самый полдень и ждет.
Дорожка, надо признать, не ахти. Сначала по ненадежному, как пыль, песку, потом через кусты терновника и немного, лавируя зигзагами между деревьев по лесу. Вот и оно, озеро. Без лодки здесь весьма проблематично, побросать спиннинг реально всего из трех точек, причем на двух из-за нависающих веток забросы возможны только с замахом снизу. Все равно решил не доставать плавсредство, попробую так.
А вода-то здесь тоже зеленая! Не проводя никаких аналогий, просто отметил данный факт, повесил небольшой раттлин весом всего семь граммов и, примерно, забросе на пятом поймал щучку. Небольшую, граммов на триста, но, главное, что она клюнула! Через некоторое время цепляется еще одна, а потом еще. Переходя с места на место, между которыми было не более двадцати метров, за непродолжительное время удалось поймать восемь щук. Нет, совсем не трофейных, самая крупная потянула бы граммов на семьсот, но после длительного периода печального бесклевья все это казалось настоящим эльдорадо.
Еще по раттлину кто-то периодически стучал, но никак не засекался. Сначала думал, что щучки толкают, но пойманные брали жадно, взаглот. Потом прямо на глазах, буквально у самого берега приманку атаковал ладошечный окунь, но при поднятии спиннингом свалился с тройников. Так вот, оказывается, кто стучал.
И эта веселая раздача получилась в обеденное время. А если бы с самого утра? Подумалось, что, если даже сейчас спустить лодку, можно наловиться от души. Но, признаться, и так уже наловился до полного умиротворения. Да еще и потренировался в подзабытом умении забрасывать в стесненных условиях. Не только почти без замаха снизу, но и прямо через ветку, обводя вокруг нее плетенку движением спиннинга во время полета приманки. И все так красиво получалось, всего один раз раттлин повис на листьях, и то его удалось благополучно сдернуть. И еще одна причина – на другом конце озерца, не таясь, проверяли свою сетку браконьеры. Показывать им лишний раз наличие и дислокацию рыбы крайне нежелательно, это мы уже неоднократно проходили. А эти, надеюсь, меня в густом лесу не увидели.
Лето на излете. Уже начинает желтеть листва и вянуть трава, скоро и грибы полезут. Опят в лесу и сейчас полно, можно быстро набрать желто-коричневых шляпок в ведерко. Но вот именно здесь растут грибы-зонтики. Сами серые, размером с поднос и на вкус, как курятина. Правда, они будут немного позже. Значит, есть еще повод сюда приехать.
Вот так негаданно “пролетный” и курьезный день закончился вполне позитивно. И на близкую осень надежд заметно прибавилось. Не рыба нас, так мы ее найдем! Хочется в это верить.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 17(367), 2017 г.