На яру, у ручья
Юрий Коровин, с. Гремячье, Воронежская область
Фото автора
Реже и реже Дон-батюшка радует нас, рыбаков, устойчивым и крепким льдом; и всё чаще зимняя рыбалка служит лишь продолжением осенней или даже летней. Зимние снасти и ледобур все менее востребованы, а летние удочки можно и вовсе не убирать.
Вот и 2018 год начался отнюдь не со сверления лунок. Оставаться на праздники дома и смотреть скучнейшие сериалы непонятно о чём было просто невыносимо. Посему мы с супругой 3-го января решили отправиться на наше привычное место – на небольшой яр возле высохшего ручья. А пересох-то он по одной простой причине – родники и отводные канавы, подпитывающие его весной и летом, завалили всевозможным мусором, вот и перестал он журчать по берегу Дона.
На перекате, что находится чуть ниже яра, мы летом с нашей плоскодоночки неплохо полавливаем голавликов. Но лодки уже вытащены на берег, и ловить пришлось с берега. С наживкой никаких трудностей не возникло – на улице +4 градуса, черви-навозники и личинки хруща глубже, чем на штык лопаты, и не думали похоже уходить. Трудности возникли, когда мы спустились с обрыва к реке. После обильных зимних дождей вода поднялась так сильно, что подтопила узкую береговую полоску, оставив небольшой глиняный пятачок. На нём мог уместиться лишь один человек, и я поджентльменски уступил его своей жене, предполагая, что это место будет наиболее добычливым. Не успел я присмотреть в прибрежных кустах ещё какие-либо подходящие прогалы, как “добыча” не заставила себя долго ждать (буквально повисла на плетёнке).
С трудом проворачивая катушку, супруга медленно подтаскивала что-то тяжелое к берегу. Так и есть – кусок брошенной сети, а в ней, осклизлые в донном илу, налим и большой судак. С предосторожностями, чтобы не уколоться, я вытянул тухлятину наверх, на грунтовую дорогу.
Пусть обсохнет, а затем этот “подарочек” отправится прямиком в костёр.
Но на этом приключения с сетями, к сожалению, не закончились. Последовал очередной зацеп, и мне пришлось вновь спешить на помощь супруге, которая упорно пыталась спасти недешёвую плетёнку. Впрочем, она и сама, как хорошая ученица, с честью вышла победительницей в борьбе со вторым куском сетки. Потихоньку, потихоньку, раскачав снасть влево-вправо, ей удалось оторвать “злюку” от дна. Судя по количеству крючков и грузил, обнаруженных нами, как минимум трое рыбаков “имели счастье” порыбачить здесь. Второй кусок сети не был исключением в смысле тухлятины: один голавль и пара бирюков.
Не проходит практически ни одной рыбалки без браконьерских “сюрпризов”. Пока они будут в свободной продаже, да ещё и по символической цене, борьба с этим явлением – это борьба с ветряными мельницами. Так что советую всем рыбакам обзавестись простенькой кошкойсамоделкой, ведь не всегда снасть может выдержать вес притопленной сети. А сделать её проще простого: необходим крепкий шнур, кусочек полдюймовой трубы с приваренными к ней 150 мм гвоздями, которые при самом глухом зацепе (дерево, лодочный груз и т.п.) разгибаются, и кошка также будет спасена. И, уважаемые господа-браконьеры, если уж ваша тяга к этому промыслу столь непреодолима, ну убирайте же свои орудия лова из реки, не губите понапрасну рыбу.
Моё блуждание по приямкам в кустах ивняка закончилось нулевым результатом. Голавль и судак не откликнулись на мои приманки и усилия. Оставив высоко на ветках джиговую головку, я поспешил занять место за могучей многоствольной вербой, чуть выше по течению относительно яра. Почему поспешил? Надо было наверстывать упущенное время, ведь по количеству пойманных бирюков счёт был уже 5:0 в пользу Таи (моей супруги). Наше небольшое соревнование было прервано на некоторое время странными звуками, доносящимися с неба. Ба!
Так это же утки! С небольшими паузами вдоль русла пронеслись стаи птиц, штук по десять в каждой. Было странным не то, что они появились здесь, а само направление их полёта – на север. Очевидно, погода и здесь так намудрила, что птичий навигатор окончательно вышел из строя. Бирюки, между тем, полностью прекратили ловиться у супруги, зато у меня клевали исправно. И вскоре при ничейном счёте 5 : 5 мы решили, что победила дружба, и этого улова вполне достаточно для двух порций донской ушицы.
Наша посленовогодняя разведка подтвердила информацию о неплохом клёве рыбы в январе на открытой воде. Подошедший с жёлтого яра под занавес нашей рыбалки односельчанин Сергей вообще удивил нас своим уловом. Больше десятка бирюков, несколько подлещиков и плотвиц, и венец добычи – килограммовый жерех. А вот приличного леща, со слов Сергея, ему вытащить не удалось – помешали береговые заросли. Как выяснилось из разговора, вся рыба была выловлена на боковой кивок, на различные виды мормышек с подсадкой мотыля. Так что у нас наметился ещё один вариант ловли с берега. Надо срочно обновить свой арсенал снастей. Даёшь боковой кивок!
Пасмурная теплынь подвигла на рыбалку не только нас. На противоположном берегу в камышах двое рыбаков на лодке, судя по их разговорам, не скучали, и там рыба тоже ловилась. По дороге домой нам повстречались ещё двое рыбаков, и в их сумках также лежало не по одному десятку бирюков. А вот третий повстречавшийся нам энтузиаст рыбацкого дела шёл на Дон передавать внуку свой опыт ловли налимов на закидушки.
Это всегда вызывает уважение и симпатию. Любовь к настоящей рыбалке, к этому захватывающему увлечению надо прививать с детства, как некогда это делал мой отец.
Розовая короткая полоска вечерней зари на минуту разрядила надвигающиеся сумерки над яром. Эх, короток январский денёк! А может завтра повторить свой поход?
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД 3(377), 2018 г.