Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > На ярмарке щучьего жора

На ярмарке щучьего жора

Василий Зиньков, г. Рязань 
Фото автора

Это время каждый спиннингист ожидает с вожделением, заранее предвосхищая бурю восторженных эмоций от регулярной и щедрой поимки хищника в осеннюю пору, когда тот усиленно накапливает запасы жирка для благополучной зимовки. Именно в эту пору и мы восполняем уровень адреналина, также необходимого для зимней поры, когда верный друг “спин” сиротливо отдыхает в углу.  

20-13-1.jpg

Вести с водоемов приходили разноречивые: тут клюет, там и не думает, в реках вроде зашевелилась, в прудах пока помалкивает. А что нынче ждать на озерах, которые второй год не заливаются весенним разливом Оки? С озер вестей не было. За рекой, на солидном удалении от “одномоментных спиннингистов”, в 12 км от ближайших жилых деревенских построек, в заливных лугах широким плоским блюдом разлилось сравнительно немалое озеро Прыщино, которое никто как только Прыщ и не называет. 

Надо ли говорить о том, что мысли мои постоянно вертелись именно вокруг него, этого озера, с таким занятным и, как бы, не совсем благозвучным названием. Причины для того были. Летом я ни разу не посещал его, ловя, и не без успеха, на водоемах, близлежащих к дачному дому, а это совершенно в другой стороне. Я знал, что среди лета щука на Прыще не активна и на искусственные приманки ведется неважно, если позарятся на воблер, то лишь одни недомерки, а вот по осени, с наступлением похолодания, совсем другое дело. 

Два сезона назад я просто классно ловил на Прыще зубастую, причем, слабо разбираясь в твичинговой ловле, многое еще было за гранью моего понимания многообразия воблеров и особенностей их проводки. Тем не менее, по несколько “травянок” я всегда привозил домой. И вот, дождавшись начала щучьего сезона, тщательно выверив время, погоду и прогноз, выехал еще затемно из города с расчетом посвятить рыбалке весь день от зари до зари. Выплываю на акваторию и забираю вправо вдоль камыша, который перемежается с зарослями элодеи и кувшинки. С утра довольно прохладно, около шести градусов. 

В моих планах ловля на прилегающих к камышу территориях, а ближе к обеду, с обещанным прояснением на небесах, перейду на отмели в камышовых заливах: щука любит выходить туда на прогрев. С какого воблера начнем? Пусть попробует Crazy Banan. Воблер замысловатой, изогнутой формы, по рисунку похож на банан, отчего, думаю, так и назван. Игра его очень интересна. 

Щука не проявляла себя до начала восьмого, и что ей мешало? Кто этим ведает? Ясно кто, но почему она не подает признаков жизни до определенного времени и после периода активности также резко затихает, для меня пока еще загадка. До первой поклевки я прошел на своем судне приличное расстояние вдоль камышей левого берега, не забывая искать нужную насадку и менять эпизодически манеру ее подачи. В общем, занимался терпеливо тем, чем и занимается каждый спиннингист. 

Первая травянка проявила себя в небольшом заливе, где вездесущий окунь сноровисто совершал набеги на малька в присущем ему стиле: то появляясь на поверхности, вспенивая воду, то исчезая на время. Именно здесь я и поставил вертушку от второго номера, надеясь развлечь себя хотя бы полосатым. Окунь не повелся, видимо умчался дальше, а вот щучка себя обозначила. Именно блесна и раззадорила хищницу своими вибрациями, положив начало этой интереснейшей рыбалке. Обычно меня утомляет ловля вращающимися блеснами, которая почти исключает игру приманкой, что скучно. В свою очередь, я и блесну редко веду монотонно, стараюсь подтвичивать мягко, чтобы лепесток замирал на мгновение на грани срыва, вот тут-то щука и повелась. Она надежно села на все крючки и была доставлена в лодку. После этого я развернул подсачек и приготовился к активной ловле, ибо первая поклевка для меня всегда обозначает начало выхода, что, разумеется, не является аксиомой. 

Однако в этот раз я не ошибся хищница начала активную охоту. То тут, то там стали слышны глухие всплески, в основном на границе камыша. Малек веером в страхе рассыпался вокруг того места, где появлялась зубастая. Памятуя о том, что местная щука привычна к блеснам, на которые ее ловят рыбаки с близлежащих деревень, ставлю вертушку четвертого номера и на второй проводке завлекаю следующую хищницу. Эта сразу же проявила свой неукротимый характер. Стоило только вывести ее на поверхность, как она взвилась вверх и стала на хвосте, отчаянно тряся головой. Природа наделила хищницу, одну из немногих, таким образом искать путь к свободе, и надо сказать, умеет щука этим даром пользоваться как никто другой. Частенько именно в такие моменты тройник непостижимым образом выскакивает из пасти местного “аллигатора”. И тут важна именно своевременная и надежная подсечка, ну и качественные крючки, разумеется, что щука, и не одна, мне и продемонстрировала на Оке в середине лета. 

Поняв, что начался активный выход хищницы, ставлю другой воблер и начинаю размеренный твичинг. Щука думала недолго, через пару метров уверенная поклевка, спокойный, даже несколько вальяжный выход к лодке, кувырок через голову, и пятнистая была такова. Ну да я без печали, когда она настолько активна. 

Интересно, а там, где я недавно впустую бороздил воду вдоль камышей, там сейчас есть щука, или она только на этом удачном месте проявляет свою активность? Разворачиваюсь и паркуюсь на пройденных местах, нисколько не сожалея, ибо сразу же ловлю хищницу. Значит, она преспокойно стояла и ждала условного времени для того, чтобы я в этом и убедился. 

Пройдя обратно весь свой предыдущий маршрут, уговариваю еще пару хищниц, занявших свое место на кукане за транцем лодки, а столько же не захотело на нем пребывать и остались для следующего раза. Постепенно клев сошел на нет, время близилось к обеду. Пора подкрепиться и рыболову. 

После часового отдыха перехожу на ловлю в камышовых заводях. Они отгорожены от основной акватории полосками камыша и образуют некие отдельные водоемы. Глубины здесь небольшие: от полуметра, с многочисленными травяными зарослями. Ставлю своего любимца, ветерана локальных войн, испещренного царапинами и ссадинами от схваток с зубастыми – воблер-поверхностник с очень малым заглублением Dead – это его стихия. 

Любит щука понежиться именно на отмелях, когда еще жаркое, осеннее солнышко прогреет воду. Впрочем, и нам на солнце в эту пору необыкновенно приятно, хотя и прохладно. Передо мной длинный залив, со свободной от травы поверхностью в середине. Воблер пулей летит к изголовью залива, ритмично двигаясь вдоль травы. Где-то в середине – мощнейший всплеск, рывок удильника, подсечка, хотя она при таком нападении не актуальна, рыба засекается добровольно. Что вытворяет хищница на мели, мама моя! Феерия прыжков с попыткой освободиться от тройников. После бесплодных попыток зубастая ломится прятаться в траву, я удерживаю ее, спиннинг и шнур позволяют, но ей удается найти себе “захоронку”. Подплываю к месту сражения и накоротке выдворяю беглянку, находя ей место на кукане. 

20-13-2.jpg

До отъезда на меляках, в заливах еще три поклевки с незаурядными эмоциональными выплесками как со стороны щук, так и с моей. А как иначе? Пока есть возможность, кто жирком запасается на зиму, а кто адреналином. 

Такие рыбалки бывают не столь часто, как нам хотелось бы, и потому памятны. А все-таки удивительна эта пора —  ярмарка осеннего жора хищника.