На шелковник
Александр Грипинич
И бродил уныло парнишка по берегу великой русской реки, и вопрошал умоляюще всех встречающихся ему рыболовов: “Дядь! На что ловите, а?..” Дяди отмалчивались, отшучивались, ругались и дразнились – дяди были суеверными. Некоторые откровенно издевались: на траву, мол, ловим…
Откуда было знать бедному юноше, что на сленге “травой” называются водоросли, шелковистые на ощупь и растущие на камнях. Нашелся все же добрый человек, который вытащил однажды снасть из реки и показал нечто несуразное – висящую на крючке прядку зеленоватой тины. Я глазам своим не поверил.
“Несуразность” – это первое, что приходит в голову при виде нежных водорослей, которые, якобы, очень любит рыба. Кроме “шелковника”, их в разных местах называют: “тина”, “тинка” , “зелень” , “трава” – все эти названия я буду употреблять.
Преодоление психологического барьера – наиглавнейшее условие удачного зачинания любого дела, – но при ловле на шелковник этот компонент играет решающую роль! Дело в том, что рыба действительно любит эти водоросли и берет на них уверенно, но, чаще всего, очень плавно. Ловля происходит почти исключительно на течении рек с твердым дном: выше перекатов, ниже перекатов на участках со средним и быстрым течением, на глубоководных плесах... На тихой воде у меня был однажды опыт ловли плотвы на “траву” , но и то – я забрасывал снасть подальше и медленно подтягивал ее на себя, делая очень короткие остановки.
Кроме того, однажды на карьере мужики рассказали мне о том, как один рыболов успешно удил карася (!) на “тину” в пруду. Возможно все! Приоритет в уловах на шелковник составляют плотва, голавль и язь, но могут попадаться подуст, карп и лещ, были случаи поимки на “зелень” окуня, судака и жереха, пескаря и уклейки. Невероятным фактом моей рыболовной биографии остается бешеный клев на “траву” в 2012 году ельца на одной небольшой реке.
Так вот, об особенностях поклевки на “шелковник” . Поплавок перемещается по течению реки и не спеша уходит в воду – как при зацепе. Сразу хочется поддернуть удилищем леску в попытке сохранить крючок. Несколько таких “тренировочных” подсечек – и навсегда разувериваешься в желании рыбы питаться “подножной ботвой” , по крайней мере – поданной на рыболовном крючке.
Снасть
Удилище 5-6 метров, хорошо сбалансированное, так как держать его в руках придется все время ловли, со “средне-медленным” строем, если не собираемся охотиться специально за голавлем или язем – в этом случае удилище должно быть пожестче.
Катушка инерционная, потому что с насадкой (а иногда и с рыбой) придется постоянно общаться – контролировать скорость и глубину проводки приманки, осуществлять “игру” шелковника на крючке.
Основная леска 0,28-0,30 мм должна быть хорошего качества, как можно более мягкой и эластичной, без “памяти” . Поводковую леску нужно брать как раз жесткую 0,14-0,16 мм. Длина поводка колеблется от 65 до 80 см, короче 65 см ставить не стоит – поведение приманки в толще воды будет неестественным.
Грузило скользящее, обтекаемой формы (“оливка” , “грушка” ), наличие на поводке подпаска оказывает, скорее, отрицательное воздействие. Крючок необходим с плавным загибом и коротким цевьем.
Для хорошей сигнализации я рекомендую поплавок с килем и довольно длинной антенной, грузоподъемностью 4-5 граммов и огружаемый на 2/3 тела на спокойной воде, с одной нижней точкой крепления и пенопластовым шариком на кончике антенны, окрашенным люминесцентной (светоотражающей) краской: при вялом клеве плотва, случается, долго теребит “зелень” на крючке, при этом поплавок, погрузившись полностью под воду, продолжает медленно двигаться по течению. Необходимо не пропустить момент полной остановки поплавка, в чем и помогут шарик на кончике антенны и поляризационные очки. Рекомендую краску розового цвета: она наиболее заметна в разных погодных условиях. Я окрашиваю шарик пастой гелиевого стержня и наношу для закрепления два слоя моментального клея на основе цианоакрилата – проще простого!
Насадка
Теперь о самой насадке. Наиболее перспективными точками развития шелковника можно назвать быстрые каменистые перекаты. В начале сезона после паводка рыба берет на “траву” весьма активно, а вот с сырьем проблемы – помимо подходящих мест обитания, важным фактором скорого роста приманки является свет, коего в это время дефицит в мутной воде.
Вся зелень в такие моменты бывает сосредоточена на одном-двух более-менее освещаемых камнях на мелководье. Разные реки по-разному приходят в “норму прозрачности” , для сбора первой “травы” надо искать наиболее прозрачные – в холодильнике ее можно хранить до двух суток. Длинные и удобные для насаживания пряди шелковника в ранневесенний период обнаружить трудно, но проголодавшаяся за зиму плотва мало обращает внимание на “эстетические” факторы еды и жадно хватает все мало-мальски зеленеющее на крючке, вот только короткие “мшистые” кусочки шелковника трудно заставить удержаться у жала с бородкой – зато каким бывает первый клев в сезоне на “траву” ! Именно об этих моментах взахлеб рассказывают рыболовы жарким июльским полднем, когда не удается “тинкой” соблазнить даже захудалую рыбешку!
Шелковник можно заготавливать на весну впрок – высушивая или замораживая небольшими порциями. Морозильная камера – вариант более предпочтительный, приманка после оттаивания будет выглядеть во время рыбалки естественней, нежели размоченная, но повторно замораживать нельзя, для того и порции маленькие.
В процессе своего развития шелковник меняется: сначала он очень нежный, мягкий и светло-зеленый, затем темнеет, упрочняется, приобретает блеск и особую “шелковистость” , а далее грубеет и теряет свою привлекательность для рыбы.
Способ насадки этой приманки я предлагаю следующий. Берем прядку “зелени” длиной 8-10 см и толщиной со спичку, выше колечка или лопаточки крючка обвиваем прядку вокруг лески 3-4 раза и за оба конца водорослей аккуратно стягиваем их вниз к крючку, можно и жало крючка слегка запутать в водорослях.
Полученная таким образом насадка из зеленых нитей длиной сантиметров пять берет свое начало от лопаточки (колечка) крючка и свободно болтается в воде, жало крючка при этом остается открытым. Насколько большим должен быть пучок “зелени” – зависит от конкретных условий и аппетита рыбы. Нужно обязательно во время рыбалки варьировать длину и форму нитей шелковника.
Место и время
Существуют три типа мест для ловли на “траву” : сезонный, стабильный и периодический. Начнем с сезонных мест. На глубоководный плес после переката – участок реки с ровным небыстрым течением – рыба начинает собираться еще по высокой воде и очень часто берет на “траву” лучше, чем на что-либо другое. Допускаю, что ослабленную зимовкой плотву шелковник привлекает, в первую очередь, как источник витаминов.
С прогреванием воды и падением ее уровня следует перемещаться вслед за рыбой вверх по течению ближе к перекату, т.е. к местам нереста. После нереста плотвы на плесах становится мало, и в дальнейшем проверять глубоководные места с медленным течением нужно после летнего перерыва с конца сентября по первый лед: рыба готовится к зимовке, приближается к ямам, иногда у нее проявляется зверский аппетит. Именно в осеннее время на 3-5 – метровых глубинах выпадает счастье побороться с каким-нибудь “монстром” – плотвой весом под килограмм.
Время суток для удачного клева на глубоководье – вопрос болезненный. Весной не имеет значения утро ли, вечер ли, день ли: если клюет, то всегда – а вот осенью время выхода рыбы на кормежку, как правило, строго определенно и выясняется эмпирически.
Точки стабильного клева рыбы на “траву” стоит разделить на две группы: границы быстрого и среднего течений сразу за перекатом и прямые участки движущейся воды с перепадом глубин. К первой группе мест относятся и участки реки за перекатом с обратным течением. Редкий рыболов способен пройти мимо такого места! Единственный совет: уделяйте больше времени прощупыванию границы возврата обратной струи в основную – там стоит плотва покрупнее.
Основная струя, уходящая все дальше и дальше от переката, будет образовывать участки течения с разной скоростью и глубиной. Здесь самые терпеливые и физически развитые рыболовы могут попытать удачи в поимке голавля на шелковник: вся масса плотвы будет держаться на участках с меньшей скоростью течения вблизи основного потока, а голавль – в самой быстрине. Это не значит, что на “медленной” струе голавль не схватит приманку, это значит, что плотвы в быстром потоке не будет!
Наиболее удобными из участков второй группы будут те, где дно на протяжении 30-50 метров постепенно понижается, т.е. там, где быстрое течение переката заканчивается выходом на яму или плес. Рыболову в этом случае следует располагаться как можно выше по течению от предполагаемой траектории проводки снасти, зайдя в воду как можно дальше. Хочу заметить, что при ловле на течении надо хотя бы на шаг, но в воду зайти: рыболов, торчащий как плющихинский тополь на берегу, рыбу сильно нервирует.
Самый оптимальный период ловли на участках реки второй группы – с середины мая (когда река возвращается в берега) до начала октября. Бывают исключения. Самого позднего голавля на “траву” я поймал 15.10.1999 года (1,2 кг). У меня был случай поимки десятка плотвиц 9 ноября при снегопаде. Один местный рыболов рассказывал о ловле крупного (700-900 граммов) подуста в середине ноября на шелковник и о невероятном просто клеве примерно в этот же период мерного килограммового голавля в течение одного дня – вода была столь прозрачна, что рыболовы видели и саму голавлиную стаю, и то, как голавль берет “траву” губами. Все эти случаи неожиданного нерядового клева произошли на прямых участках струй, выходящих на яму.
Периодические места для ужения на шелковник носят такое название из-за того, что не каждый год туда выходит питаться рыба. Подавляющее большинство таких мест имеют право на существование в конце весеннего паводка, когда вода выше нормального уровня на 20-30 сантиметров, т.е. до удобной “летней стоянки” рыболов в сапогах не дойдет.
Хочу обратить ваше внимание на то, что болотные сапоги – это некий “эталон” дальности входа рыбака в воду при ловле на течении. Проверять периодические места на предмет наличия клева весной нужно постоянно, летом и ранней осенью – периодически. На моем любимом перекате есть несколько таких мест. Одно из них находится на выходе течения на яму как раз на той траектории, где я летом обычно располагаюсь в сапогах. За последние пятнадцать лет я всего три раза попадал на хороший клев плотвы на шелковник в первой декаде мая – остальные пробы были безрезультатными.
Проводка
Итак, главное в способе ведения “простейшей приманки” на примере стабильных мест 2-й группы. В зависимости от глубины места заброс осуществляем выше по течению с таким расчетом, чтобы поплавок принял вертикальной положение прямо перед нами – угол между леской и направлением струи 900. Сразу после этого делаем максимальную придержку поплавка до предела видимости кончика “антенны” (поплавок с одной нижней точкой крепления) и стараемся отпускать снасть как можно точнее по направлению струи с тем же предельным натяжением.
Через каждые 2-3 метра проводки необходимо на 1-2 секунды увеличивать натяжение лески до полного утапливания поплавка, возвращая затем поплавок в исходное состояние предела видимости. В какой-то момент происходит явная поклевка, т.е. мы явно видим, как кончик антенны исчез под водой или остановился. Рука автоматически производит заброс в исходную точку, топит поплавок в одних и тех же местах, вытаскивает следующую рыбку.
После третьей плотвы голова начинает соображать: “Ага, после максимальных задержек поплавка снасть с насадкой зигзагообразно перемещается на все более и более близкие к рыболову траектории проводки. Рыба стоит в точке поклевок. Зачем же кидать дальше, тратить силы на придержку снасти (да и постоянно тонущий поплавок несколько нервирует), если можно забросить ближе, осуществив ровную проводку прямо “на рыбу” ! Делаем.
Одна, две… пять проводок – ничего, кроме мелких “пощипываний” . Рука смеется над головой и направляет поплавок в старое место. Те же движения, там же поклевка. Голова не успокаивается: “Ага, значит рыба сегодня пассивна, и шелковник попадает ей прямо в рот в строго определенный момент времени и места. А значит...” – но тут внезапный порыв ветерка направляет снасть намного ближе, чем было задумано, проводка получается совсем невнятная (но внатяг), а плотва попадается! Позвольте, мы же проводили над этой точкой “траву” в один из нерезультативных пяти забросов? Т.е., дело не в стоянке рыбы?..
Не в стоянке… Никто не знает, что в точности происходит под водой, но мне представляется одна простая и не мной первым озвученная формула: приманка, рекой рождаемая, будет съедена рыбой, не испытывающей острое чувство голода, только в случае своего естественного поведения в толще воды. Плотва никогда не бывает голодна на кормном “зеленом” перекате, и случаи бешеного клева, когда совершенно неважно, куда ты бросаешь снасть и как ее ведешь, связаны, наверное, с “неместной” , проходной плотвой. Но ловить-то нам хочется всегда, а значит, и еду рыбе надо ухитряться подавать “на блюдечке с голубой каемочкой” !
Если прядка шелковника имеет одинаковый удельный вес с водой, то ее “трясет, качает и подбрасывает” на течении в самых различных уровнях и направлениях, но по одной и той же, знакомой рыбе, траектории. Плотва ждет ниточку “зелени” справа, а вы движением лески перемещаете “траву” в противоположную сторону – сытая рыба за ней не кинется.
Зигзагообразная проводка, о которой рассказано выше, есть главный способ определения наиболее аппетитной подачи такой интересной насадки, как шелковник. И на прямых участках реки с приличным течением необходимо строить самые различные “зигзаги-лесенки” с максимальным заглублением “травы” , пока не поймаешь оптимальную траекторию “клевой” проводки.
На стабильных местах 1-й группы “лесенка” больше напоминает ломаную линию, похожую на зубья пилы: перпендикулярная струя стремится “втянуть” поплавок в основную струю, а мы его не пускаем, чуть подтягиваем на себя и позволяем обратно приблизиться к сильному течению. Таким образом, крючок с “травой” постоянно курсирует вверх-вниз, к тому же на границе струй, находя рано или поздно чей-нибудь нетерпеливый рот.
Там, где плотва привыкла питаться шелковником, ее можно поймать в светлое время суток при любой погоде, по крайней мере, с мая по сентябрь, надо только искать к ней подход без устали и лени!
Наибольшая проблема в таких точках заключается в абсолютной флегматичности плотвиных поклевок, которые могут продолжаться на протяжении 10-15 метров струи и закончиться несвоевременной подсечкой, когда уставшие глаза пошлют неверный (но как ожидаемый!) сигнал об остановке поплавка – видимость на границе струй всегда очень плохая. Наиболее оптимальный вариант – это не торопиться с подсечкой, но премудрющая сытая плотва способна и “травку” съесть и полузаглотанный крючок выплюнуть.
На плесах же рыба опускается “пастись” к камушкам на дне, причем, чем больше камушек, тем больше на нем “травы” , тем больше за ним плотвы и тем легче получить “мертвый” зацеп. Надо ухитриться обнаружить подобный камушек, натяжкой лески провести крючок над ним и остановить шелковник сразу за таким “порожком” на максимально длительное время – до значительного сноса приманки в сторону от донного препятствия. Определяющим фактором успешной ловли в таких местах является фактор усиливающегося натяжения лески в момент остановки снасти над “вкусным” камнем, т.е. течение тянет снасть не к нам, а от нас. Значит, либо с берега, либо с лодки мы всегда найдем удобную проводку над несколькими “порожками” . Вот, в основном, и все, что хотелось мне рассказать о ловле на шелковник. Жаль, что такая роскошная приманка находится в забвении у большинства современных рыболовов.
Нижегородский рыболов • №4 (81) июль-август 2020 г.