Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > На север

На север

173-11-1.jpgОкончание. Начало в № 14 (172), 2009 г.

Итак, маршрут путешествия выбран - Архангельская область, страна неизведанных речек, где живут черные окуни, огромные щуки и, конечно же, крупные хариусы. Приехав на место, первым делом - на рыбалку.

Не успели далеко разойтись, Серега тут же ловит на вертушку первого небольшого хариуса граммов на двести. Раздираемые любопытством, тут же, как дикари, потрошим его и съедаем с солью. Для речной рыбы вкус очень необычный, мне, честно говоря, во многом напомнил селедку.

Серегин почин подгоняет нас последовать его примеру. Я отправляюсь на мост (тот, что стал препятствием для нашего автомобиля). Для начала пробую самую примитивную снасть: крючок с насаженным червем и несколько грузиков. Забрасываю вниз по течению и потихоньку подтаскиваю. Чувствую поклевки, подсекаю. На крючке болтается тупорылый усатый пескарь. Дальше дело пошло лучше: клевала некрупная сорожка (сантиметров 15 от носа до хвоста), попались пара ельцов, ну и наконец - троечка некрупных, но очень резвых хариусов с ладошку.

Самого крупного хариуса в этот день поймала Людмила. Нужно сказать, выбрала она довольно интересный способ ловли. Буквально "на ощупь" нашла в реке симпатичную ямку, встала прямо перед ней по пояс в воде и, вооружившись нехитрой снастью - обычной поплавочной удочкой с червем в качестве насадки (причем удилище даже без катушки, леска просто привязана), - совершала такие манипуляции: забрасывала на пару метров против течения, ждала, когда поплавок снесет метра на четыре, затем повторяла действие. В результате из этой ямки ей удалось выловить пару сорог граммов по двести и хариуса покрупнее Серегиного.

За это время Димка с Игорьком успели смотаться на мотоцикле на какое-то лесное озеро и поймали там с десяток окуньков для вечерней ухи. Пойманную нами рыбу мы засолили: хариус - продукт скоропортящийся, уже через час мясо начинает отваливаться от костей.

Вечером Серега рассказывал, что, мол, когда потрошил рыбу, заметил, что желудок у хариуса полный, а значит, следующий жор у него начнется только через несколько дней. Да и вода еще не достаточно спала. Ну да ничего, мы же не за рыбой приехали, а за впечатлениями. Нам и того хватит, что поймаем.

На следующий день решили опробовать новую насадку: большого полосатого овода, что в изобилии носился повсюду и больно кусался. Нужно сказать, что количество комаров, мошек, оводов и прочего гнуса в тех местах - это отдельная тема. У северян, видно, на них иммунитет, а вот мы с женой от их укусов усиленно отекали и пухли...

Но не будем отвлекаться. Так вот, приспособились ловить таким образом: насаживаем еще живого овода на крючок, груз поднимаем почти к самому поплавку так, чтобы муха плавала на поверхности. Забрасываем с моста вниз по течению и начинаем спускать леску, наблюдая за удаляющимся поплавком.

Если повезет, через некоторое время рядом с поплавком происходит всплеск - это из воды выпрыгивает хариус, соблазненный крупной мухой. В этот момент главное - ничего не предпринимать, дабы не спугнуть. А вот когда поплавок приходит в движение, уже следует подсекать. Клюнуть он может, когда поплавок ушел вниз по течению и на 20, а то и на 30 метров, и самое сложное - довести его оттуда без потерь. Хариус - рыба сильная, и сойти с крючка для него - пара пустяков.

173-11-2.jpgУ самого молодого нашего товарища Игорька поплавок неминуемо прибивало к крупной коряге. Это и позволило ему вытащить из-под нее трех неплохих "селедок". Я пробовал и вовсе без поплавка: просто леска, крючок и овод на нем. Вытащил пару ельцов - видимо, и они не прочь полакомиться мухой.

После обеда Серега с Игорем решили углубиться в лес и выйти к реке еще ниже по течению. После полуторачасового отсутствия возвращаются с уловом, от которого мы все ахнули: у Сереги хариус где-то с полкило. Мерил по руке - вышло до локтя. У Игоря - троечка средних хариусков на 200-250 граммов. После того, как женщины вдоволь нафотографировались в обнимку с рыбой, решили дружно идти в то же место, откуда ребята принесли столь ценный улов.

Приходим на место, разбредаемся вдоль берега. Ребята уходят дальше. Мы с супругой насаживаем оводов, делаем забросы... Тишина, ни одного всплеска. Долго ждать не можем - берег лесистый, от невероятного количества комаров не спасает даже плотная ткань одежды. Решаем возвращаться к стоянке. По дороге, прямо из-под ног, выскакивает заяц и хоть немного поднимает нам настроение.

Немногим позже возвращаются ребята. И - что ты будешь делать! - опять штучек шесть средненьких экземпляров, пара из которых ельцы, остальные - хариусы. Наверно, у рыбы здесь к северянам особое отношение. Игорь хоть и уехал из этих мест в десятилетнем возрасте, а все равно, видимо, северные гены остались.

Продолжаю рыбачить с моста. Так, ничего сверхъестественного: ельчик, пескарь. Один раз что-то село, и по силе сопротивления решаю: точно, хариус... Оказалось, на обычного червя клюнул щуренок - "карандашик" сантиметров 20 в длину.

Последняя ночь в этом походе. Серега рассказывает о том, что видел медвежьи следы на берегу...Провизия на исходе, жарим рыбу на шампурах. Может быть, с голодухи, но мне показалось, что нет ничего вкуснее обычной рыбы, пожаренной на костре, без всяких специй и маринадов. Особенно порадовал елец.

На обратном пути нам навстречу едет дядя Витя - отец Людмилы. Тоже собрался на рыбалку, как раз в то место, откуда мы только что уехали. То, что без рыбы он не вернется, понимают все: многолетний рыболовный опыт коренного северянина не подлежит сомнению. И действительно, на зависть нам, на следующий день он привозит домой пару щук по полтора килограмма каждая, щуренка на полкило и полкорзины хариуса, из которого его супруга тетя Таня сделала знаменитый салат. Рецепт простой: филе рыбы, лук и растительное масло. Вкус - замечательный.

Щук приготовили на мангале. Во время барбекю обсуждали маршрут следующего похода.

Решили через пару дней отправиться пешим ходом на лесное озеро Ричное за щукой и крупным окунем. Но следующий день путает все планы. Моя жена Маша сильно подворачивает ногу. Мы своих в беде не бросаем и поэтому меняем маршрут (до Ричного 15 км пешком). Решаем ехать в местечко Наволоки, что на той же речке Кодиме. Там, говорят, еще и лещи клюют неплохо. И дорога неплохая - можно добраться на машине.

Всего шесть километров пути, и мы почти на месте. На другой берег реки, более пологий и удобный для рыбалки, переправляемся на маленькой лодочке, что позаимствовали у дяди Вити. Разбиваем лагерь всего из одной палатки (недалеко в лесу есть рыбацкая избушка, вполне пригодная для ночевки).

Клюет довольно вяло. Игорек иногда таскает некрупных сорожек, которых Димка тут же использует в качестве живца на "крючья". Это его самодельная снасть, на которую он надеется поймать щуку "ленивым способом". К тут же сломанной палке, крепко воткнутой в берег, привязывает толстенную древнюю леску с ржавым тройником и насаживает живца. В один момент удача ему чуть было не улыбнулась: щука уже объела спину сорожке, но что-то, видно, ее спугнуло.

Решаем вовсе не ложиться спать, чтобы не проспать время активного клева (благо, ночи-то белые). Всю ночь клюет только вездесущий ерш. Ловим на донку: увесистый груз граммов на тридцать (чтобы течением не сносило), над ним - поводок с крючком. Насадка - червь. Забрасываем ближе к противоположному берегу (там глубина больше) и ждем.

Часа в три начинается активный клев...но не у всех. Ну что ты будешь делать? Стоим с Серегой в пяти метрах друг от друга, снасти одни и те же. У него - то окунь, то сорога, причем окушки вполне приличные, граммов по триста. У меня - ни поклевки. Ну невезуха, так невезуха.

173-11-3.jpgАктивный клев длился недолго, а через пару-тройку часов почти совсем затихло. Погода стала портиться. Решили собираться в обратный путь. Во время переправы на лодке хлынул дождь и по "закону подлости" стих, как только сели в машину.

До отправления домой оставалась пара дней, и мы решили провести их там же, где состоялась наша первая северная рыбалка - на том уютном мыске недалеко от поселка. Отправились туда втроем: мы с женой и Игорь. Клевало, как и в первый день, неплохо.

Особо порадовало то, что среди пары десятков окушков-сорожек попалось попалось несколько моих любимых ельцов. Возвращаясь с рыбалки, я представлял их зажаренными до золотистой корочки и взял с жены обещание сегодня же приготовить мне это лакомство. Но не сложилось...

Вернувшись домой, мы - незадачливые рыбаки - бросили пакет с уловом на крыльце и пошли умываться в баню. Когда вернулисть, пакета уже не было. О том, куда он делся, мы поняли по хрусту, доносившемуся из малинника. Когда удалось-таки отобрать улов у деревенских кошек, в пакете оставалась всего пара обкусанных сорожек, которых мы, конечно же, обратно кошкам и отдали.

Решив взять реванш, на следующий день мы отправились на рыбалку рано утром в то же место и в том же составе. К полудню клев пошел замечательный, причем и рыба была крупнее вчерашней. Но, как назло, ни одного ельца! Пришлось вечером довольствоваться жареными окунями и сорогами.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Если спросить, было ли оно удачным, твердо отвечу - да! И пусть не везем мы домой двадцатикилограммовые трофеи, а лишь немного соленого хариуса, отменный поморский бальзам на травах, ну и, конечно, массу впечатлений. И те сложности и казусы, что случались с нами за время отпуска, стали своеобразным перчиком, добавившим вкуса нашему приключению.

Роман Захаров, г. Н. Новгород

Фото автора