Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > На рыбалку с лодкой!

На рыбалку с лодкой!

Алексей Трембицкий, г. Москва
Фото автора

Ловля рыбы с лодки позволяет по-новому взглянуть на рыбалку, открывая ранее невиданные горизонты. Говорю это не понаслышке, а имея личный опыт за плечами. Причем являясь поклонником надувных плавсредств, считаю их прекрасным вариантом для самых разнообразных водоемов: от небольших прудиков до полноводных рек. Однако после приобретения в этом году лодки из ПВХ я столкнулся с рядом досадных неожиданностей. Оказалось, что с подобными «сюрпризами» сталкиваются и другие рыбаки. Это обстоятельство и послужило толчком для описания важных, на мой взгляд, наблюдений, которые, я уверен, окажутся полезными для тех, кто недавно начал использовать или только планирует приобрести ПВХ-лодку. 

20-298-6-1.jpg

Небольшое предисловие… 

С детства у меня была возможность пользоваться надувной лодочкой. То была одна из двух, сделанных отцом, самоделок… Главной частью надувного чуда являлась камера от трактора «Беларусь», к которой была приварена путем вулканизации прорезиненная ткань и уключины. Держались они намертво (в качестве нагревательного элемента использовался бытовой утюг, прижимаемый к месту соединения сырой резины обыкновенными струбцинами). Весла тоже были самодельными - из алюминия (пара весел превращалась в одно байдарочное весло - для самодельной байдарки, которая, кстати, могла ходить под парусом, но это уже совсем другая история). Сегодня сложно представить, как наши родители умудрялись в домашних условиях создавать всевозможные чудеса! 

Так вот, до 1993 года я с успехом ловил рыбку именно с такой лодочки, несмотря на ее большой вес, неудобство накачки, переноски (в надутом виде на голове) и внутреннюю тесноту. Затем мы с папой приобрели трехместную лодку из прорезиненной ткани, которой я с успехом пользовался до прошлого года. 

Однако по прошествии 20 лет лодка стала расходиться по швам все чаще…Всему свой срок, как говорится. Я принял решение приобрести новое плавсредство. Но, как выяснилось, выбор новой лодки, обеспечение ее необходимыми аксессуарами и начало эксплуатации скрывали немало такого, о чем я раньше и предположить не мог. Зато теперь я могу поделиться своими наблюдениями и опытом, а главное - предупредить о возможных «засадах», про которые продавцы, как правило, не рассказывают.


Выбор лодки

При выборе надувной лодки в первую очередь следует определиться с такими характеристиками, как:

 - материал (1), из которого выполнена лодка, 
 - пассажировместимость (2),
 - грузоподъемность (3), 
 - размеры: внутренние и внешние (4), 
 - особенности геометрии (5), 
 - вес с необходимыми аксессуарами (банка, веревка, пол и пр.) и веслами(6), 
 - возможность использования двигателя (7), 
 - скорость передвижения: на течении и в стоячей воде, на веслах и с мотором (8).


1. Начнем с материала. Надувные лодки, накачиваемые обыкновенным насосом (электрическим или ножным), о которых мы ведем разговор, выпускают из прорезиненной ткани (так называемые резиновые лодки или «резинки») и ткани с поливинилхлоридным покрытием (иначе говоря, ПВХ-ткани или просто ПВХ). Материал ПВХ завоевывает лидирующие позиции, и ряд рыбаков считают это явление вполне заслуженным. 

Все ткани ПВХ различаются по своей толщине. Чем последняя больше (то есть, чем ткань толще), тем выше износостойкость, при условии наличия соответствующего армирующего слоя, который, собственно, и держит форму. На больших лодках, рассчитанных на мощные моторы, армирующий слой выдерживает очень высокое давление и может быть выполнен из металлических нитей. 

Существуют недорогие лодочки из ПВХ (в том числе 3- и 4-местные), материал которых напоминает пленку-клеенку, как у детского круга для купания. Лодку из такого материала можно покупать, только если вы собираетесь повеселиться с компанией на водоеме солнечным днем, причем один-два раза. Это мое мнение. Дело в том, что ткань, применяемая для изготовления таких лодок, имеет крайне слабый армирующий слой (а может и вовсе не имеет) и весьма ненадежное соединение по швам. Мне известен случай, когда подобная лодка, стоя на солнце, просто разошлась по всему шву так, что ее отнесли на помойку. 

Для лодки, приобретаемой не на один год, материал должен быть достаточно плотным и износостойким. При этом следует помнить, что чем толще материал ПВХ, тем труднее складывать лодку. Особенно это можно почувствовать в холодное время года (ПВХ просто дубеет и ни в какой чехол не помещается). Прорезиненная ткань в этом плане легче, она более мягкая, не столь критична к холодной погоде. Но именно эта мягкость и не позволяет использовать мотор в большинстве таких моделей! Конечно, умельцы приспосабливают самодельные транцы и плавают под мотором на «резинках», но, как правило, до первой встречи с представителями ГИМС…

2. О пассажировместимости. Для меня было важно, чтобы лодка была вместительной, то есть, рассчитана на трех человек, но при этом не очень тяжелая, поскольку носить мне ее придется одному (представителями прекрасного пола, неустанно окружающим меня заботой в кругу семьи, вопрос переносок тяжести не рассматривается). Полагаю, что многие покупатели также ценят простор и возможность комфортного размещения в лодке детей, родных, друзей… В том числе и для катания.

В принятых цифровых обозначениях «1», «1+1», «2»«2+1», «3» и т. д. первый символ (или единственный) означает максимально допустимое количество взрослых людей, а второй «+1» - свидетельствует, что можно подсадить ребенка. Для семейного отдыха втроем или рыбалки не в одиночку лучше выбирать «2+1» или «3». Более вместительные лодки весят за 25 кг. В моем случае, это много! Дело в том, что я неоднократно забирался на лодке довольно далеко от места старта (например, вниз по течению реки), а потом возвращался пешком, таща лодку на себе, и в этом случае ее вес давал о себе знать! Кроме того, тяжелую лодку проблематично в одиночку спустить на воду.

Конечно и в «полуторку» («1+1») можно забраться втроем или даже вчетвером, но это не комфортно. Моя прежняя лодка была трехметровой. Три взрослых человека в нее помещалось. Однако ловить втроем в одной лодке такого размера  неудобно. Вдвоем - приемлемо. Одному - хорошо. Это мое мнение. Его, кстати, разделяет большинство знакомых мне рыбаков.

Что касается катания в солнечный летний день, то втроем поплавать  очень даже неплохо (даже при условии пары рюкзачков с вещами). Кстати, свою лодку я выбирал в том числе исходя и из прогулочных целей! Но все по порядку…

3. Немного о размерах. Важным параметром является ширина лодки. Узкие лодки - до 45 см между бортами изнутри - не самые удобные и устойчивые (когда появляются волны, лодку сильно качает). Если бы мы говорили о байдарке - тогда дело другое, но сейчас речь идет об обычной надувной лодке. Кроме того, в узкой лодке буквально не развернешься! Ширина 55-60 см и более дает больше возможностей для внутреннего маневра, а это очень важно на воде. На внешние размеры обращают внимание при транспортировке надутой лодки, а также при расчете грузоподъемности, о которой идет речь ниже.

4. Особенности максимального значения перевозимого груза. Еще пару лет назад лодки с грузоподъемностью более 220 кг требовали регистрации в ГИМС. Регистрировать, понятное дело, никто не хотел. Производителям пришлось переориентироваться на выпуск лодок с небольшой высотой (диаметром) борта, снизив, таким образом, грузоподъемность до разрешенного минимума. Вот почему размеры влияют на грузоподъемность. 

Но, если быть откровенным, ряд производителей пошли по более простому пути. Не меняя конструктивных особенностей (все-таки это перенастройка производственной линии), они указали в технической документации заниженную грузоподъемность, и все. А знающие покупатели, понимая темные стороны нашего законодательства, старались приобретать такие модели, поскольку они были более комфортными и удобными.

20-298-6-2.jpg

Сегодня правила иные (они вообще меняются достаточно часто, чтобы люди не скучали). Теперь регистрация лодки необходима, если ее вес составляет более 200 кг (это ж какого размера должна быть надувная лодочка и какой грузоподъемности?!).

На самом деле способность лодки перевозить 200-250 кг вполне достаточна для рыболовно-прогулочных целей. Но возможность взять на борт 320-360 кг свидетельствует об определенном запасе прочности, в том числе при внезапных перегрузках.

Продолжение следует.