Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > На рыбалку - к черту на кулички

На рыбалку - к черту на кулички

Алексей Акишин, Костромская обл.
Фото автора

Товарищ накануне выходных с рыбалки вернулся и по-соседски на ушко шепнул: под Дудное на «Ниве» пробился. Побывайте - не пожалеете! Почти сутки там пробыл - клюет и вечером, и утром. 

20-298-10-1.jpg

Собрались вчетвером - мало ли, буксовать придется, ватагой все-таки сподручнее машину из неволи вызволять, да и ночь осеннюю длинную коротать - за разговорами, незаметно, считай, пролетит.

Андрей, когда узнал, что мы под Дудное собрались и на машине до самого места, на седьмом небе витал. Он недавно пешком туда добирался - рыбы наловил и на обратной дороге уже не рад был улову - несколько дней плечи от рюкзака ныли. Виктор, который там еще не бывал, отнесся к предстоящей поездке скептически. Он только плечами пожал: вот, мол, побываю - узнаю. Сам, дескать, рыбак и слову нашего брата не особо верю.

Шофер Роман - тот настроен решительно. Собрались под Дудное - значит, туда и едем! 

От дома до Притыкина, как на самолете прилетели - меньше часа в пути были. Дорога - асфальт. Она, конечно, не первой свежести. Местами выбоины одна на одной, где-то шоссе наше межрайонное на бабушкину стиральную доску похоже…

Переехали Пызмас, ветлужский приток, песчаный карьер в стороне остался, длинный ветлужский запесок, на котором в жаркие июльские дни яблоку негде было упасть - тут и наши павинские, и хозяева этих мест - пыщужане. Кто-то в воде плещется, кто-то на песке загорает, под солнечными лучами нежится. Машин разных по выходным дням стояло на берегу, как на авторынке.

Далее едем по колее, оставленной рыбаками. Она извилистая, петляет по некошеному уже годами лугу. С обочин свисают уже процветшие травы, гроздья спеющего шиповника, местами средь них воровато выглядывает Ветлуга. Выехали на берег Подковы. Это большой ветлужскиий залив-старица с островом на середине. Зимой здесь всегда бывают толпы рыболовов, я здесь ловил судака в конце прошлого ледостава. Спешим дальше, день уже к вечеру клонится. Через несколько минут дорогу нашу Ветлуга перегородила. Приехали! Осмотрелись. 

На берегу уже костерок горит. Около него два юных рыболова чай или уху варганят. Внизу лодка с мотором, чуть поодаль спиннингист - похоже, отцом им будет - воду в реке «молотит». 

Спрашиваем - как успехи? Рыболов в ответ плечами пожал: пока, мол, ничего путного… Всего пару окунишек на блесну выдразнил. Щука затаилась где-то, будто вымерла.

Я, чтобы не мешать мальчишкам, метров на сто выше поднялся. Удочки забросил, жерлицы приготовил. Обычно карасиков с собой привожу, а на этот раз не взял, да и в запасе их не было. На карасей нынче щука что-то глаз не бросает - сколько нынче жерлиц на них ни ставил, ни одной хищницы не попалось.

Андрей с Виктором на другой берег уплыли на запесок, уходящий далеко за поворот, и вверх по течению. Они спецы донками ловить. У Андрея пара четырехметровых удильников с безынерционными катушками, леска оснащена тяжелым скользящим грузилом и одним крючком. На вершинке удочек сигнализаторы-бубенчики, которые он на ночь дополняет еще и светлячками. У Виктора донные снасти попроще. Леска, на конце которой грузило тяжелое «ложка» и пара поводков с крючками. 

Роман обосновался рядом со мной. Но сначала он выбрал место для костра, оборудовал себе лежак, а потом с пилой прошелся по лесу, похожему на старый парк, напилил дров и только тогда взялся за снасти - забросил пару, таких же, как у Андрея, донок.

У меня - первая поклевка, и сразу желанная удача - плотвичка, хоть и не- большая, но в самый раз на живца. Пока заряжал первую жерлицу, Роман мне помог - у него в котелке хороводятся две таких же рыбешки. А тут и у меня в опустевшем бидончике вновь мальки появились: двух сорожек и уклейку поймал. 

Устанавливаю все свои пять жерлиц. Живец уже не нужен, меняю место в надежде на более крупную добычу. И ожидания тут же оправдались. Поклевка была похожа на прежние, но сделал подсечку - леска резко пошла в сторону и в глубь, удильник в дугу. Роман неподалеку, подсачек у него в руке - только-только в него сорожину крупную, на голавля смахивающую, заводил. Он мигом ко мне на подмогу, вглядываясь в мою натянутую леску. 

 - Наверх не поднимай! К берегу подводи! Там щука, кажется…

У меня от этих слов мысль молнией пролетела: раз щука, значит, уйдет… Поводок из лески 0, 16 - это для нее, будто нитка прелая.

Но пытаюсь подвести, стараюсь леску держать в тугом натяге, сойдет-не сойдет - будь, что будет, а шофер уже кошкой остроглазой сжался в комочек, подсак в воде держит, шарит им там, будто миноискателем. Потом он поднял подсачек и быстро отвел его в сторону. Там трепыхалась моя щучка - на килограмм с лихвой будет. Надо же - на червя позарилась! 

Между тем уже смеркаться начало, а в эту пору от сумерек до полной ночной темноты - раз-два и стемнело. Время уже и огонь разводить, да и поклевки что-то прекратились. Мы поднялись наверх, развели костер, вскипятили чай и Андрея с Виктором свистнули. Они откликнулись, а вскоре уже сидели рядом у огня.

Оба сетовали: клюет, мол, постоянно, но мелочь, ей только червей подавай! А поймать - не получается. Даже, мол, окуни-прожоры и те осторожничают.

После кружки-другой ароматного чая они отчалили снова на свой запесок. Роман сходил к удочкам: на обеих зацепы! Видать, пока мы чаевничали, кто-то клюнул и в колодняк завел, а, может, леску течением отнесло на коряги - здесь их полно - то тут, то там из воды торчат. Дошел и я до своих: проверить да светлячки на ночь на вершинки навесить. На одной - окунек сидел, под самый берег леску притащил. На второй, то, чего я опасался, - зацеп! Пытаюсь вытащить, но тщетно.

Роман сел в лодку и тоже на запесок. Здесь, мол, не рыбалка - одни зацепы! Он уже несколько крючков оставил, а улов - пяток рыбешек.

Но и часа не прошло, слышу, уключины скрипят. Роман возвращается и, как бабочка ночная, на огонь выбирается по обрыву. Я уже жерлицы все проверил, обе удочки вверх вершинами на берегу поставил, светлячки на них маяками светятся. Моя ночная рыбалка закончена, все крючки уже оборвал. Хожу с фонариком по лесу – дрова, напиленные Романом, собираю. Ночь темная, длинная - много их потребуется. 

Роман вообще решил прикорнуть у костра. Пока, мол, клева нет – может, на утре расклюется. Он улегся на кучу пышных липовых веток, еще не обронивших листву, плащом-брезентухой накрылся и затих у костра. Я же всю ночь глаз не сомкнул - то дрова из леса таскал, то выходил на берег, прислушивался - не подаст ли голос какая-нибудь жерлица. В прошлое лето в эту пору на живца по ночам попадались и щучки вполне трофейные, и судаки, и даже голавля одного на карасика вытащил…

У Андрея, слышу, бубенцы раздражающе то и дело звенят, а сам он снует туда-сюда по запеску, только фонарик его по берегу прожектором шарит. Костерок у него там горит, едва теплится - с дровами там туго. Где-то подальше от него Володин фонарик светится…

Так до самого рассвета продежурил я у костра. Дрова подкидывал, всю ночь поддерживал такой огонь, что Роман даже плащ с себя скинул. 

Рассветало. Жерлицы так и простояли, ни разу не звякнув за ночь, ни одна не размотана. Привожу удочки в порядок и еще выше направляюсь. Усаживаюсь напротив Андрея - хоть, мол, посмотрю, что он всю ночь челноком по берегу мотался. Ветлуга здесь узкая - того и гляди, его грузило в мой садок залетит, если во весь размах бросит. Смотрю, катушкой работает - похоже, поймал кого-то. Вскоре у берега рыбина заплескалась и не маленькая. Потом у меня удильник в сторону повело, подсекаю. Есть горбач - в садок его! Заправляю удочку новым червяком, закидываю. 

Роман уже напротив появился - рядом с Андреем удочки пристраивает. Кажется, у меня рыбалка пошла - надо было с вечера здесь обосноваться. Ни зацепов, и поклевки одна за другой. В садке моем уже тесно - окуни, голавлики - граммов по 600-800, густерки, сорога. Роман тоже выводит одну за другой, а Андрею рыбалка за ночь оскомину набила, и он костер потухший разжигает под остывшим котелком. Володя тоже, похоже, не скучает: после каждого звонка донку, будто невод, из воды вытаскивает, с натягом. 

Туман над рекой плывет плотным одеялом. Опасаюсь: вот-вот покажется солнце, и все закончится - уйдет рыба на глубину, попрячется в колодняках, и оттуда ее ничем не выманишь. Все тогда - прощай, утренний клев! Но туман  поднялся выше и превратился в низко плывущие тучи. И тут же по реке забарабанили крупные капли дождя. На том берегу засуетились, удочки спешно складывают. Я  тоже сматываю снасти, собрал все жерлицы-рогатки, которые и в этот раз будто в лужу безрыбную забрасывал. С ними у меня нынче летом почему-то полное невезение.

20-298-10-2.jpg

Ребята на лодках подплыли, иду им помогать. Андрей свой садок мне передал - даже зависть белая взяла: почти под завязку! Улов в несколько раз больше моего: килограммов около десяти будет наверняка. - На утре, - поясняет, - рыба пошла, а ночью мелочь одна теребила. Пока складывались, солнце показалось - хоть снова удочки разматывай, но вскоре другая туча набежала, и снова дождик в одну каплю. Что поделаешь, осенняя погода началась.

Поехали домой. Добирались почти пять часов. Метров триста от реки в такую яму сбросило, почти три часа из нее выбирались. К домам своим подъезжали окольными путями. «Нива» была грязнее грязи - даже крыша была заляпана, да и сами изможденные. Похоже, не уловом и хорошим утренним клевом запомнилась нам эта рыбалка, а дорогой обратной.