На ротанью требуху
Василий Зиньков, г. Рязань
Фото автора
Морозы у нас на Рязанщине достаточно активно проявили себя в третьей декаде ноября. Несколько ночей было около десяти градусов, что дало возможность уверовать в надежность льда, по крайней мере мелких водоемов. Рыболовы давно уже ожидали момента выхода на лед, поскольку перволедье всегда обещает хорошие уловы. Неглубоки
Самые нетерпеливые отваживаются выходить даже на ненадежное ледовое покрытие, поскольку глубина чуть выше колен их не сильно пугает. Что касается меня, то я узнаю о состоянии льда от знакомого рыболова, живущего в селе неподалеку от пруда, где ротан водится в изобилии. Выезжаю на рыбалку лишь после того, как местные рыбаки обновят лед водоема, и поступит сигнал об активном клеве. Предварительный звонок прояснил ситуацию о наличии вполне рабочего льда, да и рыба клевала неплохо. Разве устоит рыбак перед соблазном опробовать зимние снасти после долгого перерыва?
Привычка перед выездом на водоем просматривать прогноз погоды и клева проинформировала о том, что будет пасмурно, очень ветрено, практически с нулевой температурой. Клев обещался в неопределенной середине. По зиме комфортную погоду для рыбалки дождаться трудно, поэтому выезжаю следующим утром на известный пруд. Клев обещан – уже хорошо, а ветер не напрягает, поскольку водоем находится в низине и по краю стеной стоят деревья. Они, конечно, голые, однако сильные порывы сдерживают весьма эффективно.
Дорога много времени не занимает. Через 45 минут, проехав большое село, выехал за околицу и направился к водоему. Вскоре впереди замаячила фигура идущего рыбака с ящиком и ледобуром. Остановился, предложил подвезти. Рыбаки – народ общительный. Разговорились. Сергей, так звали неожиданного попутчика, шел на тот же водоем ловить ротана. Местный житель, работы нет, свободного времени много. Рыба помогает прокормиться. Поэтому на пруду бывает часто.
Пока мы ехали, рассказал мне, что раньше пруд был большим и полноводным. Местный совхоз поставил плотину для забора воды на орошение и запустил в него карася, а ротана никто не запускал, он сам появился. И появился после того, как в лихие времена совхоз обанкротился, плотину по весне прорвало, и водоем катастрофически обмелел, повсеместно зарастая камышом и травяными зарослями. – Это не просто рыба, а вездесущая рыба, – убежденно говорил Сергей, – неприхотливая до крайности, жрет все подряд. Откуда она здесь, никто не знает. И ее много, но клюет чуть больше двух недель – после ледостава.
На пруду не было ни души. Середина рабочей недели. Местами он был узок, но место нашей ловли было достаточно широким. Глубина не превышает метра. Набурили лунок, приступили к ловле. Ротан – рыба незамысловатая, но требует к себе определенного внимания и уважения. В народе бытует мнение сродни того, что высказал мой попутчик, будто питается ротан чем попало. Может и так, но на полоски куриной шкурки, которую я накануне приготовил для насадки, пока не велся. В прошлый сезон перволедья он на этом же месте на нее охотно ловился. Иное время, иные погодные условия. Разве этого мало, чтобы проявить свой ротаний каприз. Не все так просто в “великом королевстве”.
Сергей ловил неподалеку и вскоре начал потихоньку выуживать черных головешек, я же напрасно пытался приманить игрой своей крупной черной мормышки с насаженной куриной шкуркой внимание местного законодателя вод. – Надо же, – думалось мне, – можно подумать, что местных ротан в лицо знает. У них ловится, а заезжему молодцу характер показывает. Нет, тут что-то секретное есть, о чем я не знаю.
Подхожу, спрашиваю коллегу по рыбалке о насадке и снасти. Показывает маленькую, с ноготок, желтую блесенку, говорит, что с советских еще времен осталась, и что-то невразумительное на крючке. С блесной ясно, у меня такой нет. Есть вдвое крупнее. Но в прошлый раз на нее много сходов было, и я перешел на мормышку.
– Чего насаживаешь, – спрашиваю, – не пойму?
– А это кишка. Ротанья, не видишь, что ли?
– А он у меня прошлый сезон и на куриные шкурки ловился неплохо, – настаиваю я. – Это что же, ротан стал такой разборчивый в питании, – продолжаю, – теперь предпочитает собственные потроха на обед вместо курятины?
– Год на год не приходится, – философски изрекает мой собеседник и протягивает мне только что выловленную рыбешку. – Я всегда ловлю на кишку. Вскрывай, а то останешься без улова, – говорит он перед уходом дальше вдоль берега, поближе к камышовым зарослям.
Я же остаюсь на прежнем месте. Разбуриваю еще с десяток лунок и, насадив на крючок мормышки часть внутренности местного хищника, приступаю к ловле. И ротан начал ловиться. По две, три рыбки с лунки. В иных удавалось и больше. Так и ходил по кругу от лунки к лунке, оставляя рыбу возле них, чтобы было видно, где он ловится лучше.
Ближе к полудню клев прекратился. Пообедав, поехал на соседний малый пруд поискать рыбу там, но успеха не имел и вскоре вернулся. Ротан за это время оживился в своей активности. Так я и ловил головастого хищника с переменным успехом. Сверлил новые лунки в поисках наиболее удачливых. Надо сказать, что после обеда рыба стала разнообразнее в своих пристрастиях и попадалась уже и на куриные шкурки, но кишка соплеменников была вне конкуренции. Думаю, объясняется этот факт довольно просто. Куриная шкурка была выморожена в холодильнике, а внутренности только что выловленной рыбы источали непередаваемый букет ароматов, который и манил головастого. Хищник все-таки. Надо было лишь чаще ее менять. Ближе к вечерним сумеркам попалось несколько штук вполне солидных особей.
Вскоре подошел и мой коллега. Я еще утром, когда подвозил его, предложил доставку до родной улицы после рыбалки. В руках у него был солидный пакет с рыбой.
– Ты на блесенку поймал столько рыбы, – не удержался я от удивления. Неужели столь разительный результат, всего лишь в разнице насадок?
– Ловить надо уметь. Ротан знает своих, – отвечал рыболов.
– Я на этом пруду бываю часто. Но думается мне, что просто там, куда переместился мой спутник, рыба клевала более активно. Он мог бы пригласить меня к себе, но не сделал этого. Видимо, дорожил местом. Что касается меня, не в моих правилах наступать кому-то на пятки во время ловли.
Запечатлев удачливого рыболова рядом со своим уловом, мы уложили снасти в машину и вскоре были на улице его родного села.
По дороге я думал: – Сколько же составляющих у рыбалки, чтобы на одном водоеме, в одно время ловить одну и ту же рыбу, на одинаковые приманки, лишь иными насадками, но с такой разницей в результате. А может, все дело все в той же удаче?
Поистине, рыболовный процесс неисповедим!
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 24(374), 2017 г