Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > На реке Воронеж

На реке Воронеж

Юрий Коровин, г. Воронеж 
Фото Нины Пальчиковой 

“Что имеем – не храним, потерявши – плачем”. Это крылатое выражение я всегда вспоминаю, глядя на унылые пейзажи Воронежского водохранилища. А потеряли мы, не много не мало, целую реку.  

12-1.jpg

Проезжая на поезде по Отроженским железнодорожным мостам, всегда представляю реку Воронеж той, какой она была прежде. Вот там, где расположена Нагорная дубрава, она омывала правый крутой берег Лысой горы. У первого моста она смыкалась с затоном, прорытым, как гласит предание, еще в эпоху Петра I. У второго моста она соединялась с речкой Инютинкой, делала крутой поворот градусов на девяносто и, наконец, выбегала на широкую луговину, чей ярко зеленый цвет всегда дополнялся желтыми полянами лютиков и ярко-фиолетовыми цветами аконитов. Пойма реки изобиловала озерами-старицами, где при определенной сноровке и желании можно было поймать и белого, и красного карасей. 

А что же сейчас, как ты живешь, дорогая моя река детства? Идея отправиться на реку выше Воронежского “моря” давно не покидала меня. Наконец, воскресным августовским деньком, задумка осуществилась. Из множества мест мы выбрали село Синдякино. Здесь на реке, по некоторым сведениям, когда-то работал земснаряд, в результате чего на русле должна была образоваться яма с приличными глубинами. Это вполне располагало к поимке достойных “трофеев”. 

Через полчаса поездки по трассе М4 “Дон” мы свернули на второстепенную дорогу и оказались на небольшом пляже. А там, как говорится, “яблоку негде упасть”. И влево, и вправо, под каждым кустом палатки, мангалы, туристы-байдарочники и просто отдыхающие, жаждущие насладиться последними жаркими деньками лета. К сожалению, после наших расспросов на интересующую тему (“где же яма?”) мы убедились, что никто здесь и не слыхивал о ней. И лишь один парень дал нам “новый ориентир” – Савицкий мост. В общем, как в известной песне: “Значит, нам туда дорога”. Мы поспешили к селу Савицкое, расположенному выше по течению, километрах в десяти от села Синдякино. 

На новом месте сориентироваться нам помогли трое мужчин, сидевших на крылечке одного из домов на окраине села. Не зря же бытует в народе поговорка: “Рыбак рыбака видит издалека”. Они-то и рассказали нам о местонахождении “ямы” и особенностях местной рыбалки – в красках и с обилием крепких выражений. Особенно досталось владельцам скутеров и любителям подводной охоты: “Прикармливаешь, прикармливаешь всю неделю, а они за несколько часов выбивают всю рыбу”. 

Действительно, как-то несправедливо со стороны приезжих “подвохов”. Так как в наличии у нас не было надувной лодки, то нам посоветовали на яму вообще не ехать, а расположиться на небольшом обрыве под сенью двух огромных верб. Однако это место оказалось занято рыбаками, которые, очевидно, отсыпались в наглухо застегнутых палатках. Очень удивило снаряжение этой команды, разбросанное в беспорядке возле костра. Всего я насчитал около десятка “удильников”, причем некоторые из них были оснащены какими-то доисторическими инерционными катушками огромных размеров. Как говорится, “кто не успел, тот опоздал”. Нам пришлось проехать совсем немного вверх по течению, где нашлось несколько оборудованных для рыбалки мест среди вырубленного тростника. Здесь явно кто-то недавно рыбачил: стояли рогульки из веток, а на примятой траве сверкала чешуя размером с копеечную монету. После дороги нам захотелось “заморить червячка”, и пока жена собирала обеденный стол, я занялся обустройством точек лова. 

Место, где мы остановились, представляло собой небольшой обрыв, заросший у края воды тростником и желтыми кубышками, разбросавшими широкие листья по воде. Кое-где на берегу приютились одинокие ольхи, а по нашей стороне русла виднелось несколько упавших в воду деревьев. Течение на середине реки было небольшим: у берега оно затихало, образовывая небольшой омуток “с обраткой”. Это указывало на перепад уровня дна – глубина реки слева, очевидно, была одинакова, а справа от нас находилась небольшая яма. Место вроде бы неплохое, перспективное, но ловить результативно не получалось. Постоянно мешали моторки, а скутера гоняли, как ненормальные: ревели моторы, плыли рубленые водоросли, имитируя поклёвки, да и рыба во время этого шабаша, по всей видимости, попряталась по самым дальним уголкам. 

Небольшое оживление наметилось лишь перед заходом солнца, когда развеялся сизый угар от моторов, а над рекой воцарилась вечерняя тишина. На донную удочку, “заряженную” верховкой, попался небольшой окунек, а возле затопленного дерева, метнувшись из-под кувшинок, засекся на блесну его собрат, но больших размеров. Как раз в это время подошел один из трёх местных гидов, ранее оказавших нам информационную помощь в поисках этого места. Александр (так звали нашего нового знакомого) весьма охотно рассказал о том, какие лучше использовать здесь насадки, показал уловистые места по хищнику и бели. И тут же при мне изловил на пареный горох две приличных краснопёрки. 

На реке Воронеж

Солнце резко стало уходить за горизонт, и сразу же похолодало. Ничего не скажешь – август. В завершение нашего разговора Александр поведал о поимке крупного язя на четыре килограмма своей дочерью (фотоснимок был даже опубликован в одной из рыбацких газет). Вскоре к нашей компании присоединилась жена Александра – Нина. Так в лучах догорающего заката и продолжалась наша неспешная беседа, пока солнечный диск окончательно не исчез за горизонт. Уезжать чрезвычайно не хотелось, тем более что и Александр настойчиво советовал остаться на ночевку (“на утреннюю зорьку”). Переночевать можно было бы и в машине, ее габариты запросто позволяли это сделать, но где-то за темнотой вечера уже проглядывал понедельник; а это для нас – непременно рабочий день. 

Ну что же, наше свидание с Воронеж-рекой вполне состоялось. И пусть наш улов был более чем скромным, но я будто бы побывал в своем далеком детстве, лучшие деньки которого прошли на реке. 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 24(374), 2017 г