Главная > Статьи > На речке Ушайке

На речке Ушайке

150-11-1.jpgРыбацкое безрассудство бывает разное, и довольно часто мы едем "за сотни верст хлебать киселя", хотя точно такая же рыба ловится на местных водоемах.

На рыбалку наша компания полным составом мечтала выбраться с начала лета. Да не просто на рыбалку, а на рыбалку с ночевкой, на новый для нас, еще неизведанный водоем. За рулем автомобиля - любители-рыболовы Артем Пономарев и Максим Байбуза, а я с супругой Еленой - пассажирами.

На Алтайский край неожиданно обрушился штормовой шквалистый ветер, небо постоянно рассекали электрические разряды молний, из низконависших свинцовых туч на землю неслись потоки воды. Наша предстоящая рыбалка бесповоротно срывалась, но горячие сибирские парни предложили убежать от непогоды и половить рыбу... хоть в Томске, тем более, что за семьсот километров от Алтая стояла теплая солнечная погода. А что? Поехали!

Правда, для надежности позвонили в Томск опытному рыболову-нахлыстовику Герману Титову, тезке пионеру космонавтики, и предупредили о нашем неожиданном визите. Герман приходился племянником моей супруге, так что и ночлег, и заветные рыбные места на таежных реках Томской области нам были обещаны. Сразу появился настрой на шустрого хариуса, а если повезет, можно побороться с крупным тайменем.

Из Барнаула выехали в 17 часов дня. На удивление, погода налаживалась, чем дальше от Алтая мы уезжали, и все чаще среди облаков стало появляться склонившееся к горизонту солнце. С рекой Томь в Кузбассе мы встретились рядом с поселком Смирновка. Довольно большая сибирская река спокойно несет свои воды между песчаных берегов. Замечаем рыболовов возле горящих костров, но на реке нет лодок, что совсем необычно для крупных водоемов.

После непродолжительного привала едем дальше, теперь без остановок до самого Томска. Герман и его мама Татьяна Васильевна нас радостно встретили, и мы всей командой поднялись на последний этаж девятиэтажки в просторную трехкомнатную квартиру. Занесли рыбацкие снасти, рюкзаки и вещи, немного поговорили, и молодежь с настроенным на рыбалку Германом отправилась ставить рыбацкую технику на ближайшую автостоянку. Но оказалось, что у нашей машины забарахлил двигатель, и пришлось оставить ее рядом с домом.

После долгой семичасовой дороги сон был необычно крепок, и проспали мы с Еленой до девяти утра.

Томск поразил своим ухоженным и чистым видом, современной архитектурой зданий, чередующихся с дореволюционными постройками. Одно наслаждение было пройти вниз по Ленинскому проспекту. Позвонили на Алтай. Там по-прежнему продолжался дождь и было прохладно, а над Томском светило яркое солнце на безоблачном небе.

На главной площади города, рядом с красивым зданием администрации, в районе театра Драмы мы встретили рыболова, возвращающегося с рыбаки. Пожилой удильщик остановился, поприветствовал нас и ответил на все задаваемые вопросы.

Оказывается, был он на устье городской речки Ушайка, но клева рыбы не было, и по этой причине удильщик раньше обычного закончил рыбалку. В Ушайке, по словам местного рыболова, попадаются в основном ельцы, реже - ерши, окуни и пескари, и уж совсем редко скатывающийся вниз по течению хариус.

До устья Ушайки не более 300 метров, и, поблагодарив нового знакомого за подробный рассказ, мы с моей рыбачкой Еленой поспешили на речку...

И все-таки это неповторимо красиво! В самом сердце старинного Томска, грохоча своим стремительным течением, закованная в бетон величественной набережной несет свои стремительные воды к реке Томи настоящая горная река.

Спускаемся вниз по ступенькам набережной и спешим к рыболовам, которые целеустремленно ловят рыбу впроводку пятиметровыми удилищами. Принцип ловли прост: единственный массивный груз тащится по каменистому грунту, сбивая скорость проводки, на крючке - червь, и делается мощная подсечка при каждом погружении поплавка. Вновь общаюсь с томскими рыболовами, смотрю улов и изучаю водоем. Нет, без рыбалки из Томска я не уеду!

Хотел немедленно прекратить экскурсию и вернуться к нашим хлебосольным хозяевам за оставленными снастями, чтобы "отметиться" на рыбной речке Ушайке, но у Елены были свои планы с посещением престарелых родственников, и мне пришлось подчиниться, так как моя половина клятвенно заверила, что на вечерний клев мы успеем.

Эх, эти родственники, к ним только попади... Короче, в дом Германа мы вернулись лишь в седьмом часу вечера. Парни продолжали заниматься автомобилем, а мы с Еленой, подхватив самое необходимое для рыбалки, поспешили на остановку автобуса и отправились на Ушайку. На речку мы прибыли в 19.30, в самый разгар вечернего клева.

150-11-2.jpgВ конце набережной на гравии было свободно, и я тут же начал готовить снасть для ловли рыбы впроводку. Из набора прихваченных с собой удилищ была выбрана пятиметровая "Волжанка", которая через пару минут была готова к работе. Не терпелось как можно скорее поймать первую рыбешку, но... кажется, предусмотрев все, мы забыли забрать из багажника автомобиля червей.

Что предпринять? Просить насадку у местных рыболовов неудобно, так что пришлось принимать оптимальное решение, исходя из того, что елец рыба не гордая и обмануть ее можно намотанной на крючок красной ниткой. Нахожу в моем запаснике нужный мне цвет, обматываю ниткой цевье маленького крючка и оставляю на обмотке короткие усики длиной 3-4 мм. Понравится ли моя обманка рыбе?

Несколько слов хочется сказать об оснастке. Чтобы двухграммовый бальзовый поплавок постоянно не притапливался, убрал два груза-дробинки, что позволило лучше видеть поплавок. На леске остались две дробинки: одна касалась грунта, а другая находилась на плаву в 10-15 см над дном. Началась монотонная работа.

Проводка по всей длине пятиметрового удилища длится максимум двадцать секунд, так что были необходимы скорость и внимание. Техника ловли отточена, даже видел несколько поклевок, но по истечении десяти минут рыбалки обрыбиться не удалось, а местные рыболовы, хоть и не часто, но ловят пятнадцатисантиметровых ельчиков.

Меняю тактику ловли и пытаюсь обмануть рыбу в конце проводки, когда поплавок движется по дуге к берегу, а крючок с обмоткой поднимает течением от грунта. Поймать ельца удалось со второй попытки. Радостно демонстрирую свой улов Елене, стоящей на набережной, продолжаю ловлю, но удача от меня начала отворачиваться.

Выхода не остается, иду на поклон к местному рыболову, и, объяснив, что я гость города, попросил уделить мне для рыбалки три червя. Пожилой удильщик окинув меня оценивающим взглядом и не увидев во мне конкурента с тремя червями, выдал мне ровно запрошенное количество насадки. Как же он ошибался... Трех выданных червей-навозников мне хватило на полтора часа рыбалки. Если на крючок с намотанной красной ниткой подсадить сантиметровый кусочек червя, то елец будет хватать насадку без промаха, так как жало на крючке остается открытым.

Насадка закончилась, когда сибирское солнце склонилось к горизонту. Удовольствие получил огромное, да и рыбы в пакете было в достатке для наваристой ухи. Кроме крупных ельцов попались еще семь солидных ершей, которых у нас в Оби на Алтае становится все меньше, а здесь - пожалуйста, свободно добывай их в самом центре Томска.

Возвращаемся домой. Узнаем о состоянии техники у Максима и пытаемся соблазнить Германа на рыбалку. Увы, Герман на следующий день в месте с алтайскими парнями должны был переставить какую-то деталь в двигателе автомобиля. Ладно, нас уже другие водоемы не интересовали. Красивая речушка под названием Ушайка встретила нас очень приветливо, одарила уловом и хотелось встретиться с ней еще раз, но уже не с тремя червями, а подготовиться более основательно.

Поздно вечером мы сварили уху из пойманной рыбы и с удовольствием поужинали. Зря говорят, что городскую рыбу есть нельзя. На таком быстром течении ослабленная и больная рыба держаться не будет.

На утро следующего дня было запланировано посещение рыбацких магазинов и крупнейшего в области Центрального рынка г. Томска, а в завершении - вечерняя рыбалка всей командой, включая Германа, на славной речке Ушайке. Как ни странно, но мы с Еленой уложились по времени, и в 15 часов дня были готовы к ловле. На этот раз предусмотрели все, даже заранее сделали обмотку из красной нитки на запасных крючках.

В 16.30 мы с супругой - на центральной площади города, и идем по набережной к месту, где удачно провели вчерашний вечер. Рыболовов немного. Размещаемся в конце набережной и настраиваем снасти.

Елена сама попросила настроить ей удочку, так как просто наблюдать, как ловится рыба в активный клев, для настоящей рыбачки было трудно. Устроилась супруга рядом с затопленным в реке валуном и производила проводку за проводкой на сбое течения. С червями на этот раз проблем не было, и мы их заменяли после каждых пойманных 2-3 рыбешек.

Наша активная рыбалка привлекла не только отдыхающих томичей, но и гостей города. По плитам к нам спустились два молодых парня, поздоровались и спросили: "Скажите, а сколько будет стоить несколько минут порыбачить?" Нас с Еленой такой вопрос рассмешил, хотя лежащий на камнях рыбацкий чехол с богатым набором удилищ вполне давал повод на проводящийся на Ушайке рыбацкий аттракцион. А когда Елена поймала на свое трехметровое спортивное удилище приличного окуня, то стороны набережной раздались аплодисменты.

В семь вечера на речку подошли Максим, Артем и Герман. С завистью посмотрели на нашу ловлю и доложили, что техника в полном порядке. Посмотрели и наш улов в полиэтиленовом пакете и спросили: "И это вы здесь поймали?" Предложили в ночь возвращаться на Алтай, чтобы избежать нештатных ситуаций. Еще полчаса рыбалки - и до свидания рыбная речка Ушайка.

Перед отъездом Елена нажарила большое блюдо ельцов, а оставшуюся рыбу мы оставили Герману в холодильнике, не везти же ее домой на Алтай. Жаль, что хариус в Ушайке так и не попался, но и елец ничем не хуже, только без пятнышек.