На "подкове"
Приезжает МЧС, устанавливаются круглосуточные дежурства, выделяются пострадавшим деньги на переселение, но люди продолжают жить по соседству с рекой, и каждый надеется, что на следующий год Обь выйдет из своих берегов не настолько широко, и поселок будет продолжать жить своей размеренной жизнью.
Идет вторая половина мая. Весна полностью завладела природой. Все население Алтая ждет от Оби сюрпризов. Предположений много, и все готовятся к большому паводку, пик которого приходится на первую половину июня. Окрестности столицы Алтая, находящиеся в низких местах, начинает подтоплять при уровне воды
520 см по отметке водомерного поста. Самые опасные участки: п. Затон, п. Восточный и п. Ильича. К примеру, между краевым центром и г. Новоалтайском расстояние 11 километров. Один город стоит на левом берегу Оби, другой - на правом. Между двумя населенными пунктами - пойменные луга, которые в паводок бывают затоплены. Над водой возвышается автотрасса и железнодорожная насыпь. В 1969 году, когда уровень воды превысил семь метров над нулем графика водомерного поста, до подтопления трассы оставалось всего несколько сантиметров, и назрела проблема строить новый автомобильный мост с новой автострадой.
И куда же нам рыболовам-любителям в такой разлив податься, когда месячник охраны рыбных запасов закончен, а вокруг море воды? Караси в озерах успели за май порядком надоесть. Ловиться-то ловятся, но уже былого удовольствия не доставляют. В рыбной ловле важен не только процесс ужения, но и не последнюю роль играет элемент неожиданности. Вот и приходится менять стиль ловли, снасти и ехать на заливные луга, где рельеф местности образуют "подковы" - заливы с хорошо прогретой водой.
На гребном канале
Гребной канал находится в трех километрах от Оби, в черте краевого центра, в затопляемой пойме рядом с железнодорожной насыпью. При строительстве железнодорожного полотна получился вполне уютный заливчик размером в половину футбольного поля. Весной гребной канал соединяется с Обью. Вода, затопившая округу, мутная, в которой за счастье - поймать десяток небольших плотвичек. Да и мелко кругом, разлив такой, что залиты все подъездные дороги к каналу.
Рыба из Оби вышла на заливные луга кормиться и нагуливать вес. Речная вода холодная, а в "подковах" прогревается быстро, и именно сюда спешат рыболовы половить разнообразную рыбу, а горожане - открыть купальный сезон.
Наша знакомая "подкова" на затопленном паводковыми водами гребном канале имеет соединение с большой водой, и пусть заход неглубокий, а ширина метров десять, рыба в заливе есть. Встречаться приходится и с браконьерами, которые появляются здесь с бреднями. Некоторых сами рыболовы отгоняют. Другие в "подкове" встречаются с валунами, которые оказались сброшенными, а, возможно, сами скатились, потому что очень крупные, во время строительства насыпи.
Средняя глубина на середине залива в пределах трех метров. На оснастке пятиметрового удилища - спуск полтора.
Наиболее активный клев в "подкове" - во время подъема воды, и длится максимум две недели. Начинается спад уровня, и рыба почти перестает ловиться. Поэтому нужно успевать, так как рыбная ловля на таких участках кратковременна.
Залив от разлива отделяет песчаная коса шириной метров восемь, и именно с нее нам нравится рыбачить. Со стороны железнодорожных путей буйно разросся тальник, и частично он затоплен водой. Случается, кусты ходуном ходят от забредшей в них рыбы, но терять через заброс крючки на зацепах желающих находится не много. Время от времени на заросшем берегу появляются спиннингисты. Особенно крупных экземпляров у них видеть не приходилось, но щуки по килограмму попадаются частенько.
Сейчас спиннингисты стали продвинутыми в своем увлечении и с блеснами в затопленном тальнике не ловят, а делают проводки верховыми приманками, которые легко проходят над подводными препятствиями. Спиннингисты нам, поплавочникам, не мешают: пришли, сделали несколько забросов, кто - поймал, кто - нет, и отправляются дальше искать свою рыбацкую удачу, а мы остаемся.
Рыболовы-любители с удочками бывают на "подкове" постоянно, так как не мы одни знаем это уловистое место. Перебора не бывает, и всем удильщикам на песчаной косе хватает места. Ловят - кто на что горазд. В основном у рыболовов-любителей снасть на любую рыбу, рисковать крючком никто не хочет. Действительно, в заливе можно встретиться с любой по размеру и видом рыбой.
Качество и активность клева зависит от насадки. Насадка разнообразная, но самая популярная в это время - червь и жидкое тесто. Если на тесто попадается в большинстве случаев плотва, то на червя чаще "покушаются" караси, подлещики, окуни и ерши.
К рыбе у меня и моих постоянных спутников подход не потребительский - нам нравятся различного рода неожиданности и полноценный отдых на водоеме. С насадкой у нас проблем не возникает, потому что предпочитаем ловить исключительно на вареную ароматизированную перловку. Снасть - усиленная плотвичная, с крючком № 4 (по отечественной классификации), с поводком из лески 0,16 мм. Увы, иногда и такие мощные поводки не выдерживают натиска крупной рыбы. Встречаться приходится в "подкове" с сазанами, отборными речными карасями, килограммовыми подлещиками и язями.
Самый нежелательный трофей - раки, которые на мелководье кормятся да отогреваются в теплых водах. За день на удочку попадается до десятка раков, которых отпускаем назад в водоем или отдаем соседям-рыболовам, которые ни от чего не отказываются.
С утра коллеги по увлечению на нас посматривают снисходительно. Действительно, странно: сидят рядом мужики на песчаной косе, постоянно подбрасывают прикорм, вареную перловку в поплавки швыряют и ее же на крючки насаживают. Утро у нас уходит на раскармливание, зато часа через полтора-два поклевка следует за поклевкой, и скучать некогда.
До сих пор не могу понять весеннюю систему клева: почему рыба сразу не ловится на кашу и словно ждет какого-то сигнала? Или, пока не распробует угощение, аппетит не появляется? На перловку мы ждем поклевку сазана. Крупных ловить не приходилось - по сравнению с летними экземплярами, попадающимися в глубоком гребном канале, - а таких, от 300 граммов до 1,5 килограмма, взяли немало. Обычно сазаны начинают ловиться во второй половине дня и, подойдя на раскормленный пятачок, разгоняют всю собравшуюся там мелочь. Хотя мелочью трудно назвать трехсотграммовых карасей, подлещиков и подъязков, но сазанчикам они по размерам заметно уступают.
Основной улов состоит из плотвы размером от 12 до 15 сантиметров. Поклевки регулярные, и порой поплавок не успевает встать после заброса, как тут же скрывается под водой. Если поклевки прекратились - готовься к встрече с более крупной рыбой, так в основном оно и случается. У соседей с червем на крючке клев идет с переменным успехом. Большей частью ловятся подлещики - от лаврушки до верхонки. Куда такой "набор для ухи"? Но... ловят и даже хвалятся уловом.
Есть у живой насадки и плюсы. На червя заметно лучше, чем на перловку, ловится карась. Ходит карась небольшими стайками и, отогнав с прикормленной точки подлещика и плотву, сам попадается на крючок.
Интересно ловить, когда "подкову" посещаешь 2-3 дня подряд и рыбу ловишь на одном участке. И таких выездов у нас было немало, и именно в эти дни в наших садках плескались сазаны. С падением воды рыба в залив не заходит, а летом в оставшемся "болотце" спокойно себя чувствуют гольяны.
Рыболовов в отмежевавшемся водоеме после паводка не бывает, зато полным-полно отдыхающих, которые из воды не вылезают целыми днями.
Весной речка Чесноковка, что по соседству с гребным каналом, выходит из берегов и смешивает свои воды с обским паводком. От железнодорожной насыпи до Чесноковки - полтора километра, и в одном месте между ними простерся неглубокий овраг, буйно заросший тальником. Есть прогалины, в них-то и рыбачат рыболовы, когда овраг заполняется водами разлива.
На этом участке выходит нерестится речной карась. Браконьеры пробираются к ним на резиновых лодках и не останавливаются ни перед какими штрафами. Кстати, именно этот участок проверяется и взят на учет инспекцией рыбоохраны: вечером сети снимают, а наутро уже другие стоят. Если на заливных лугах воды чуть ли не метр, то на входе в отногу - три, тут из браконьеров очередь стоит.
В Затоне
Единственный микрорайон столицы Алтая, находящийся на правобережье Оби поселок Затон подтопляется паводком при уровне воды 520 см над нулем графика водомерного поста. На заливных лугах вода давно затопила округу, но есть несколько участков, где возможна успешная рыбалка несмотря на мутную воду.
Часто посещаемая рыболовами "подкова" находится на повороте автомобильной асфальтированной дороги в поселок. Трасса идет от нового моста через Обь по пойменным лугам. Насыпь достигает высоты два метра, и, чтобы как-то убавить натиск воды, под этой рукотворной дамбой проложены во многих местах трубы по метру в диаметре. Как раз на повороте дороги в Затон лежат под насыпью несколько таких труб. На объездной дороге, на въезде в поселок, также под насыпью находятся водоотводы. Такой ландшафт образовал на заливных лугах прямой коридор между Затоном и трассой - длиной два километра и шириной метров сто.
Летом, когда вода Оби уходит на свое законное отведенное природой место, в прямоугольнике, а вернее, в четырехугольнике остается небольшое озерко под названием Гусиное, где плавают поселковые утки и гуси, да сидят в ожидании поклевок один-два карасятника.
Зато в разлив, когда по улицам Затона плавают на лодках, дома стоят по окна в воде, а на крышах сараев лают собаки, на повороте трассы в поселок рыболовов бывает много и... даже остаются в ночь, чтобы уловистое место никто не занял. У рыболовов есть уникальная возможность ловить рыбу удочками, сидя на сидении и открыв дверцу автомобиля.
Бывают сезоны, когда вода переливается через трассу, в это время рыбалки нет, и движение в Затон закрыто. Самый хороший период, когда поводок не доходит до асфальта сантиметров 40-60, тогда в "подкове" и глубина для рыбалки приемлемая - более полутора метров, и рыболовы не жмутся близко друг к другу, так как предпочитают ставить свои автомобили в метре от воды. Своеобразная сибирская экзотика.
Во время разлива через трубы и по залитым водой лугам в "подкову" заходит масса разнообразной рыбы, но основной гость - речной карась. Ловится он исключительно на червя, и причем на ароматизированного - значительно лучше. Об уловах распространяться не буду, здесь все зависит от опыта рыболова и снастей, и немаловажную роль играет удачно выбранное место. На дне "подковы" трава: и молодая зеленая, и прошлогодняя, так что на ловлю впроводку настроится сложно, но именно движущая насадка дает неплохие результаты.
Основное в оснастке - не позволить нижнему грузилу и крючку "залипать", чтобы поплавок без усилий протаскивал их по травинкам. Глубина вымеряется в секторе проводки с погрешностью до 0,5 сантиметра. Груз-дробинка находится на плаву, а поводок с крючком и насадкой скользят по грунту. Пожалуй, это единственный вариант по открытой воде, когда поплавок можно недогрузить, хотя грузоподъемность у поплавка всего 1,5-2 грамма.
Еще несколько слов хочется добавить о насадке. После покупки червей перекладываю их в холщовый мешочек с землей, куда добавляю пару зубчиков давленного чеснока. К утру червь имеет своеобразный запах. При экспериментах на оснастке применял два крючка: на одном - червь обычный, на другом - ароматизированный, и соотношение пойманных карасей было, соответственно, 1:3.
Наблюдая за соседями по "подкове", обратил внимание, что ароматизацией живой насадки занимаются многие рыболовы. Чаще всего макают червя в анисовое масло, которое на Алтае продается и в аптеках, и в рыболовных магазинах. Увы, на нашу любимую вареную перловку, чем ее ни ароматизируй, речной карась брать отказывается. Прикорм - элемент обязательный, и там присутствует часть насадки, но на кашу обращают внимание только плотва и мелкий подлещик.
Самое "крутое" место - в районе проложенной под дорогой трубы, их там не одна, а целых три. Паводковая вода давит, и в этом закутке получается круговое течение, довольно мощное, и ловля на этом участке ведется на донки, да и караси чаще соблазняются насадкой. Все подходы к трубам заняты с раннего утра и в основном затонскими рыболовами, так что на самую уловистую точку на "подкове" рассчитывать не приходится.
Есть на затонском участке и сазаны, которые, словно торпеды, делают дыры в китайских сетях-"чебачевках", но на удочку не попадаются. Неоднократно приходилось видеть, как по отмели, выставив на поверхность спинной плавник, идет почти бок о бок пара крупных сазанов, но у них своя жизнь, и они ищут проход на водное раздолье. Что самое неприятное?- стреляют в них из ружей и карабинов, сейчас с оружием ездят многие, и после такой "рыбалки" в душе рыболовов-любителей остается горький осадок.
Кончается паводок, и мы забываем о "подковах" и только, глядя на заросшие травой пойменные луга, задаем себе вопрос: и как только здесь могла рыба ловиться?..
Владимир Телельков, г. Барнаул