На пересыхающем канале
Запиликал в кармане мобильник. Звонил Варлашин.
- Слушай! Предлагаю завтра смотаться на рыбалку. Мужики вернулись с Караузяка, обловились! Рыба хватает все! Что ни забросишь, то и хватает. Что на спиннинг, что на удочку. Можно поймать "змея" (змееголов - прим. Ред.), щуку, сазана с язем и даже жерешок попадается, - возбужденно сообщал он мне.
- А ты место знаешь? - охладил я его пыл, - ведь на Караузяке мы ни разу не были.
- Мне они подробно рассказали, как проехать. Найдем. В общем, нужно найти место, где впадает в реку канал.
- Ну что ж, если ты уверен, что найдем, поехали, поищем.
В четыре часа утра компания из четырех человек (с нами еще поехал Алексей Хворов с сыном Лешей) покинула город.
К повороту с асфальта в степь подъехали, когда уже стало слегка светать и проявились из ночной мглы невысокие степные холмы и причудливые на их фоне силуэты кустарников.
Уже буквально через 300 м от трассы я остановил машину перед развилкой дороги, которая разделялась аж на три направления. Как в сказке: "Направо поедешь...".
- Ну что Сусанин, - пошутил я, обращаясь к Володе, - куда едем-то?
Все три дороги были одинаково накатаны, и так сразу не определишь, по какой больше ездят. Хотя это тоже не довод.
- Бери левее. Мне говорили, что нужно держаться левой стороны.
Дорога, на которую мы свернули, была - мягко сказано - не ахти. Хорошо, через полкилометра она влилась в более проходимую.
В общем, поплутав по степи, мы выехали к пересыхающему каналу и двинулись по дороге вдоль него. Вот оно - устье канала Узяк, впадающее в реку Караузяк.
В канале воды мало. От него осталось две большие ямы и две меж ними перемычки. Возле первой, ближайшей, ямы к реке и остановились. Она простиралась не менее чем на полста метров в длину и метров тридцать - шириной.
Солнце уже поднялось над горизонтом, и каждый из нас поспешил собрать спиннинг.
Обычно рыбалку я начинаю, подвешивая на леску какую-нибудь колебалку, будь то "кастмастер", "атом", "шторлинг" или что-то еще. Не могу сказать, почему так, но к колебалкам я отношусь по сей день с любовью и почтением. Может быть, это из-за того, что учился ловить на спиннинг именно с этих приманок. А может быть, это уже ритуал? Первая рыба должна быть поймана на колебалку. Они меня ни разу не разочаровали и не подвели. Так что вначале колебалка, а уж потом все остальное.
Пока я спускался с обрыва к воде, у Леши уже случилась первая нереализованная поклевка. На второй проводке и у меня кто-то тукнул по блесне. Делаю следующий заброс, стараясь провести ее у самой береговой кромки тростника, и мелкий "кастмастер" намертво во что-то впивается острым крючком. Первая потеря.
Ставлю длинную 12-сантиметровую, тяжелую 28-граммовую блесну в виде ивового лепестка. Поклевок нет. Иду к реке. Метрах в ста от берега ударил крупный жерех. Тут же запускаю туда блесну, но она не долетает до всплеска метров 15. Что-то шлепнуло в канале, и по воде пошли круги. Возвращаюсь туда - и очередная неудача. В канале очень мелко. Глубина не более 30 см, дно заросло травой. Блесна постоянно цепляет ее.
Возвращаюсь на первую яму. На ней только Лешка-младший, мужики подались дальше. Леша же закинул две удочки и поставил два спиннинга под донки. Сам уселся в раскладной стульчик и периодически что-то вытаскивает из воды. На вопрос, что ловится, ответил, что клюет мелкий окунь, такая же плотва и довольно крупная красноперка.
Не стал ему мешать и отправился дальше - на вторую яму. Вскоре показался большой прогал в тростнике, и внизу я увидел своих друзей. Эта яма была гораздо просторнее предыдущей как минимум в два раза. Я спустился к ней левее ребят и встал практически у выхода из ямы.
На вопрос об успехах, мужики уклончиво ответили о том, что рыба ловится. Клюет жерех и щука.
Делаю первые забросы, прощупывая акваторию. У противоположного берега не более 1,2 м глубины, через 3-4 метра резкий спад, и уже у самого берега с моей стороны подъем. Несколько пустых проводок, и все же небольшая, граммов на 800, травянка соблазняется моей крупной колебалкой. Как оказалось в дальнейшем, весь улов в этот день оказался мелким. Рыба была от 400 граммов до килограмма.
Колебалка сделала свое дело, и я решаю сменить ее на вертушку. Да вот незадача: вчера, когда собирался, забыл положить коробочку с вертушками. Положил колебалки, воблеры, а вертушки так и остались лежать на столе, в моем запасе только три блесны нашлось. Одна из них - совершенно новая 8-граммовая блесна фирмы Winner, с красно-зеленым лепестком типа "лонг". На лепестке имеется объемный глаз.
Совершаю несколько проводок, в быстром темпе, рассчитывая на жереха. Но он не реагирует. Не реагирует не только жерех, но и другая рыба. Хотя за это время Володя выудил змееголова, а Леша пополнил садок еще одной щучкой.
Как-то враз навалилась жара. Стоит тихая, безветренная погода, солнце обжигает всю округу. Внизу у воды стоит духота, как в бане. Футболка мокрая от пота, он же тонкими струйками течет по лицу, шее и спине. Почувствовав потное, липкое тело, со всей округе слетелись слепни и оводы и, как штурмовики, жалят во все места без разбору. Держа одной рукой удилище, другой умудряюсь крутить ручку катушки и хлопать по своему телу, отбиваясь от настырных насекомых, реагируя только на укус.
В один из таких моментов, когда, бросив ручку катушки, я трижды подряд огревал себя по спине, случился удар. Уже не реагируя на сосущих кровь оводов, схватил ручку и подсек. Забилась рыба на крючке, и вскоре показался у берега первый язь, а точнее, даже не язь, а так, 400-граммовый подъязок.
Вначале я даже не обратил внимания на сбой лепестка блесны при остановке катушки, но вскоре ситуация повторилась. Налет гнуса, остановка катушки, избиение себя и удар рыбы, подсечка и следующий язь, уже в два раза крупнее. Получается, что рыба реагировала на блесну только при остановках. Я стал водить приманку рывковой проводкой. Два быстрых оборота катушки, два медленных, так, чтобы лепесток блесны крутился медленно и был на грани срыва. Это сразу принесло результаты. Язь клевал на каждой проводке, именно в медленной фазе. На такой же медленной проводке схватил блесну полуторакилограммовый змееголов.
Друзья тоже не теряли времени даром, но в основном ловили они только щуку, хотя попалось им и по змееголову. А все из-за того, что они ловили только на колебалки.
При очередном забросе с катушки слетело несколько петель шнура, и я стал его распутывать, при этом блесна свободно опускалась в толще воды. С плетенкой разобрался быстро, крутанул ручку катушки, и на конце шнура что-то взбрыкнуло. Я поддернул удилищем. И заходила рыба: то вправо - к берегу, то влево - на глубину. Когда до берега оставалось не более 10 метров, рыба выскочила на поверхность воды, мотая головой в разные стороны. Это был крупный для данного места змееголов, не менее 3 килограмм. Я был очень удивлен таким всплытием, ведь это совершенно не типично для "змея". Обычно он рвется на глубину и даже у берега до последнего тянет ко дну. А здесь такая "свечка".
Тут же шнур ослаб. Рыба сошла. Было похоже, что я слабо подсек, а, скорее всего, при рывке "змей" просто крепко сжал свои "стальные" челюсти, и подсечки как таковой не получилось. Все это время, пока я его выводил, змееголов просто держал блесну во рту. При прыжке он открыл пасть, и приманка вылетела в одну сторону, а он ушел в другую, махнув мне на прощание хвостом.
К обеду стало очень жарко, правда, поднялся ветер. Ребята остались еще "погонять" хищника, а я быстро перенес пойманную рыбу в просторный садок у машины. Взял поплавочную удочку и расположился на первой яме, в стороне от Леши-младшего. Глубину выставил чуть больше метра, забросил в полутора метрах от берега. Поплавок встал, но поклевок я не дождался, выставляю 2 м - поплавок стоит, поклевок нет; 3 м - тоже самое. После выставленной глубины в 4 м, и не дождавшись поклевок, спрашиваю у парня, на какой глубине он ловит рыбу.
- Полметра максимум, - ответил он.
Вода в канале мутная, хотя течения практически нет. Но видны небольшие стайки рыб, которые плавают у поверхности воды. Установил и я такую же глубину, и вскоре стали попадаться мелкие плотвички, которых отпускаю без сожаления обратно.
Все, обед. Леша-старший достал бензиновый "шмель", кастрюлю. Почистили рыбу. Сегодня будет наваристая уха из различной рыбы: щуки, жереха, двух язей, красноперок и окушков. Часок ожидания, и все навалились на рыбацкое угощение.
После сытного обеда и стоящей жары, всех разморило, и полезли мы купаться. Сверху вода была как парное молоко, но с погружением уже на полтора-два метра чувствовалось резкое похолодание. Я нырнул, но до дна так и не достал. Глубина ямы больше, чем 5-6 м. Ближе ко дну вода ледяная. Вот он - настоящий термоклин: сверху тепло, снизу холодно.
Так была разгадана еще одна загадка данных ям. За весь день на донки не было ни одной поклевки, а ведь они стояли с различными насадками: червями, живцами, мясом ракушек и хлебом. А объяснение простое - на дне рыбы нет. Вся рыба находилась в поверхностном слое воды, прячась в тростнике у противоположного берега.
Часа в четыре после полудня возобновили рыбалку, но клев еще не наступил. Были случайные поклевки. У меня попалось два язя, Алексей вытащил двух щук, Володя тоже поймал щуку, вот только оторвал три блесны.
В принципе, рыбы было достаточно, поэтому не стали ждать вечерней зорьки и в шесть часов вечера, когда еще солнце высоко висело над землей, отправились домой.
Геннадий Побожий, г. Байконур
Фото автора