Главная > Статьи > На островах в открытие сезона

Александр Токарев, г. Йошкар-Ола

Июньские ночи коротки. Едва отполыхает вечерняя зорька, как уже рыболову можно наполнять котелок речной водой, чтобы заварить крепкий чай, раздувать костерок на берегу, отмахиваясь от комаров, и готовиться к утреннему клёву, если он будет, конечно, клёв. А там уже и небо светлеет на востоке, наливается спелой вишней, зеленеет сверху изумрудной прозрачностью, на глазах становится всё более ярким, и… Вот оно… За кромкой сосен краснеет глазок, подмигивает вначале слабо, а потом вспыхивает алым и всё сильнее пробивается настойчивыми лучами сквозь сонную листву береговых ивняков. Так и начинается день.

На островах в открытие сезона

Открыть летнюю рыбалку решили со старшим сыном на просторах Чебоксарского водохранилища, в протоках между островами и коряжниками – остатками бывших лесов, стоящими теперь в воде.

Очень богатыми на рыбу были эти места в первые годы после образования водохранилища, хоть в сезон открытой воды, хоть по льду. Но с годами, как и на всех водохранилищах волжского каскада, стали заболачиваться просторы рукотворного моря на мелководьях, появилась зелень и больная рыба, бороздящая поверхность воды и не в силах уйти на дно, видимо, из-за пережатого воздушного пузыря. Эту рыбу попросту здесь зовут “солитёром”. Правда, едят подлёщиков и лещей-солитёров да нахваливают. Ремнец не опасен, вспорол брюхо, кинул в костёр белого червя, похожего на молоки, а потом – жарь да вари рыбину… А то и продают местные мужички в местный бар вяленых этих “солитёров”. Ну, а там о происхождении рыбного деликатеса никто спрашивать не будет. Под пивко пойдёт…

Даже караси появились в этих местах, как в пруду, причём не серебристые гибриды, а настоящие круглые “пятачки”, правда, эти “пятачки” с хороший золотой червонец будут… Попадаются на кило и более. На Волге даже и прудовые карасики в матёрых рыбин превращаются, но подводная жизнь на мелководных участках водохранилища всё больше напоминает тихую болотно-прудовую обитель, где в тине возятся красноглазые лини, а в осоке крякают утки. Только ближние к Волге протоки наполнены течением и жизнью речной, волжской, где бьют жерехи, рыщут щуки, судаки гоняют уклею, и двигаются против течения проток стаи лещей и плотвы. А на островах ветер с

Волги гнёт молодую листву мелколесья, да бьёт в песчаные берега тяжёлый прибой.

Мы с Димкой как раз и собираемся туда – на остров, не последний перед Волгой, но в ряду этих крайних островов, за которыми открывается вольная даль, а в ней, бывает, и противоположный берег не виден, если день не яркий.

Эта поездка, кроме весёлого открытия рыбалки, несёт в себе и другую смысловую нагрузку. В прошлом году только едва успели обкатать новый мотор, скорее, моторчик с весёлым названием “Troll”. Вероятно, он предназначается для ловли троллингом, поскольку работает действительно почти бесшумно, что и нужно, если тянуть за собой приманку, но нам он лучше нравится под именем скандинавского лешака – тролля. Машинка, конечно, слабенькая, особенно после “Вихря”, под которым я когда-то “рассекал” на своей “Оби-3” волжские просторы. Две с половиной силёнки в моторе всего. Но, на удивление, “Тролль” оказался вполне рабочей лошадкой. Мы с сыном довольно увесистые объекты, сын вообще за сотню весом, а в лодке, тоже новой и также испытуемой, ещё и вещей полно на два-три дна запасённых… Но, ничего, прёт, лешак забугорный, только вода пенится за кормой. Понятно, что и лодки ПВХ современные, не те дюральки чуть ли не в полтонны весом, на которых мы ходили в своё время. Эти – пушинки против “Казанок” да “Прогрессов”. Хотя посудины прошлых лет, конечно, удобней были. В них можно было и лежать на креслах, глядя, как гнёт сторожок “кольцовки” матёрый лещ или яростный язь. Да и рюмочку принять было комфортней. Под ногами словно палуба. Но и у новой нашей “Дельты” стлань имеется – пайол. Стоять со спиннингом можно, да хоть танцевать...

Чуть-чуть отмечаем на берегу приезд и встречу с Волгой. Ставим машину в укромное место, накачиваем лодку и вешаем на её транец весёлого нашего “Тролля”. Выходим на воду. Вот и волжский ветер бьёт в лицо. Справа вдали Козьмодемьянск виднеется на высоких буграх правобережья. Ещё правее и ближе – Жареный бугор. Это уже наши рыбацкие места, как зимой, так и летом. Но нам не туда.

Сворачиваем в протоку и идём на наш островок. Вот и он. Ставим палатку, чтоб от комаров и дождя спрятаться. Устраиваем стол и место под костёр. Всё…Можно и снасти готовить.

Сегодня ещё проверка предстоит. Спиннинг и катушка у меня в этот раз новые. Как ни странно, спиннинг в этот раз уступил обычной “поплавочке”. Пока ещё обустраивали место под ночёвку и отдых, чуть-чуть пригубляли за открытие рыбалки, за наши места, вольный воздух, ветер, удачу на рыбалке, между делом я набросал комками прикормки в прогал между кувшинками, прямо у берега, за камышом да забросил удочку с опарышем на крючке. Не успел отойти от удочки, как поплавок закивал вершинкой и ушёл наклонно под воду… Подсечка! На леске забилась увесистая плотва. За ней – другая… Если бы не наше нетерпение, думается, тут бы мы неплохо обрыбились, тем более что рыба попадалась калиброванная, не менее 200 граммов, а иногда и крупнее. Но нам не сиделось на месте. Мы завели мотор и пошли по протокам, проверяя снасти, проводя воблеры и вертушки вдоль травки по берегам протоки. На плеск крэнков сбежались все, видимо, окуни, что были в округе, и началось… То на мой воблер, то на крэнк у Димки, то на вертушку жадно хватали полосатые, но… были не крупнее ладошки. Крупного окуня в протоке не было, по крайней мере, мы так думали.

Может быть, если бы мы в этот день занимались серьёзно одной лишь рыбалкой, то и добыча была бы серьёзней. Но праздник есть праздник. Ещё успеем половить. И мы ходили по протокам, заходя в заливы и причаливая к знакомым берегам, где были наши старые землянки, но находили их уже истлевшими или разрушенными. Только одна землянка оказалась жилой, та самая, которую нам показал местный рыбак прошлой весной по льду. В этой землянке на полках стояли книги, что никогда мы не видели больше в этих местах, где полки нехитрых жилищ обычно были завалены мотками бересты, леской, спичками, солью, сухарями и мышиным “горошком”. Видимо, строители любили читать здесь под вековой рокот старых клёнов и берёз, под шелест тихого дождя и плеск прибойной воды в протоке.

И мы старались не ночевать здесь, чтобы не портить этим странным людям тихое их уединение с природой и литературным Словом. Вдруг придут в своё жильё и застанут нас, чужаков, у которых, Бог знает, что на уме?.. Странными такие люди стали в наш торопливый век компьютеров и калькуляторов, когда, чтобы найти информацию, открывают теперь не словарь, а Гугл или Яндекс, когда уже большая часть населения разучилась читать и писать.

Мы решили строить этой осенью ещё одно своё жильё, взамен разрушенных, тоже где-нибудь на этих островах, чтобы поздней осенью, зимой и весной можно было переночевать у румяной от жара “буржуйки”, в духмяном тепле и запахе тёплого папоротника на лежанках-нарах. Свой дом есть свой дом.

Вечером, когда усталое солнце скатилось за Жареный бугор, мы вернулись к нашему бережку. Решили перед тем, как пристать к берегу, проверить аппетит местного хищника. Димка ловил на вертушки. Вдоль травки клевали такие же некрупные окуньки, что и в самом начале нашей прогулки по протоке. Я же достал мотовило с отводным поводком, который уже не раз выручал меня в подобных ситуациях. На крючке уже был нацеплен пахнущий какой-то рыбой или креветками серо-зелёный твистер.

– Чего это, пап, на вертушки не берёт крупняк, а ты резину ему под нос, – ехидничает Димка.

– Так я их для ухи взял. Ты понюхай, как пахнут, а? – смеюсь. – Чем не рыба. Сейчас воду вскипятим и в котелок этих мистеров-твистеров...

– Ну-ну…

А я знаю на том берегу протоки местечко с твёрдым дном и глубиной около четырёх метров, что для этой мелкой протоки с повсеместной глубиной в два метра уже прилично. Мы перебираемся на тот берег. Бросок, проводка по дну, и на леске уже бьётся вполне достойный окунь граммов на четыреста. “Отводной” и здесь показал себя с лучшей стороны.

Сын вначале пробовал ловить на вертушку, но она здесь не работала в классическом виде. Слишком лёгкая для ямы. Димка схитрил и поставил впереди вращающейся блесны плоское грузилофильду. Получилась утяжелённая переднеогруженная вертушка. И у него со дна заклевали увесистые окуньки.

На островах в открытие сезона

Так и отдыхали мы на островах в открытие рыбалки. Щуки в протоке в этот раз не оказалось. Брали только окуни на вертушки, воблеры и отводной поводок. Да сорога клевала увесистая на поплавок с берега. А щуку мы нашли, как ни странно, когда уже пришли на свой берег, к машине. Небольшая щучка взяла в траве на воблер прямо у нашей стоянки. И так бывает.

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 12(386), 2018г.