Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > На Охотском побережье

На Охотском побережье

Юрий Жекотов, г. Николаевск-на Амуре

Человек, впервые приехав на север Дальнего Востока, может поразиться суровости и "негостеприимности" местного климата. Но не спешите делать выводов, приглядитесь и скоро ваше сердце "отогреется". Природа, компенсируя недостаток тепла и солнца, наделила всех представителей флоры и фауны Охотоморья необычной красотой. Если же в ваших "жилах" течёт чудесная рыбацкая кровь, то, оказавшись на Дальнем Востоке, никогда не рискуйте ловить мальму. Иначе после первого же знакомства с этой удивительной рыбой, очарованные её красотой и "грацией", вы можете, не сумев погасить в себе внезапно возникшего, но глубокого чувства, забыв про всё свои прежние увлечения, остаться здесь навсегда.


Вода


И на этот раз я не стал отказываться от приглашения сотрудников городской станции юннатов, поехать к Охотскому морю, надеясь обловить неизвестные мне речки и морской залив.

Непросто попасть к морю. Это где-то 110 км не расстояние, а нам для преодоления этого пути на мощном "Урале"-вахтовке понадобилось более 4 часов. Сложные участки по таёжной дороге вообще проезжали "черепашьим" шагом. Проехав последний мостик из лиственничного кругляка, переброшенный через ручей с заболоченными берегами, выехали на марь, граничащую с морским побережьем. Примерно через 3 км колёса машины уже цепляли мелкую серую гальку берега моря, вдоль которого мы направились к заранее намеченному месту недалеко от мыса Перовского.

После того, как были установлены палатки, заготовлен впрок плавник для костра, выброшенный на берег большими весенними приливами, со спиннингом нетерпеливо отправляюсь к морю. Делаю несколько забросов, но вопреки ожиданиям моим уловом становятся лишь морские водоросли. Но не отчаиваюсь, есть прекрасная возможность потренироваться в различных способах заброса.

Заброс. Подматываю леску. Ещё заброс... Блесна летит на восток, и я забываю о спиннинге, любуюсь открывшейся картиной. Безбрежное, зелёно-синее, с золотыми отливами от вечернего солнца, Охотское море, бескрайний, полный неразгаданных тайн, Тихий океан.

Стоит хотя бы один раз побывать на Охотском побережье, и оно будет непреодолимо звать к себе. Здесь часто и в июне морские заливы скованы льдом, даже в тёплые дни вода у побережья редко прогревается выше 8оС, здесь не часто можно подставить обнажённую спину северному солнцу. Но не следует пугаться внешней суровости. Остановитесь и приглядитесь. Вас поразит великолепие. Оно видно повсюду: в ярких соцветиях низкорослых кустарников и трав; в перекличке многочисленных куликов и чаек; в нескончаемой, всё время меняющей свои очертания, морской дали.

Выйдя из мечтательного состояния, иду со спиннингом к участку, где в море впадает небольшой ручей. По пути спугиваю несколько, подплывших к самому берегу камбал. В заливе у устья ручья я оказываюсь не один. Недалеко в море, то и дело высовывая любопытную усатую голову из воды, рыбачит нерпа. Неожиданно для себя вспоминаю, как моя дочь, увидев нерпу, снятую на видеокамеру во время прошлогодней поездки, с детской непосредственностью и уверенностью заявила, что это плавает её папа. На глаза неожиданно попадает неустойчивая, плавающая в морских волнах, тень от моего тела.

Улыбаясь воспоминаниям и своему отражению, вглядываюсь в нерпу: а, может, и правда похож?

Мои попытки блеснить вновь безрезультативны. Меняю снасть, разворачиваю пятиметровую телескопическую удочку. Достаю из рюкзака ёмкость с червями и насаживаю красного "дождевика" на крючок. Но грузило легковато и ненадежно якорит снасть. Поплавок болтается на волнах и постепенно тянет за собой грузило с крючком к берегу. Минут через пять поплавок немного притонул и застыл на месте. Наверное, крючок зацепился за водоросли, решаю я, и тяну снасть на себя. Тянется с напряжением, а потом, как пробка, выскакивает из воды пойманная камбала.

Рассматриваю её: тело плоское, спина темная, брюшко светлое. Хотя, если правильно, то разные по цвету бока, так как камбала плавает и лежит на дне на боку. Голова рыбы перекосилась так, что оба глаза находятся на одной стороне. Одну за другой, почти у самого берега, выловил 5 камбал с длиною тела 20-25 см.

Возвращаюсь к лагерю, желая поразить всех своими трофеями. Какое же было моё удивление, когда у воспитанников, двух братьев Саши и Паши Десятовых, я увидел около 2 десятков камбал, ничем не уступающим по размеру моим. Вначале - их рассказ, о том, что они ловили камбалу руками, это казалось неправдоподобным, однако вскоре я был убежден окончательно - когда увидел процесс ловли сам.

Впадая в детство, повторил их действия. Может быть, не солидно, зато интересно. Камбала заплывает на мелководье, где вода, когда она лежит на дне, едва закрывает её. Но она так хорошо сливается с дном, что практически незаметна. Поэтому я примечаю, куда отплывает спугнутая мной камбала, и, не теряя её из виду, осторожно подкрадываюсь, делаю "стойку", а затем бросок. Но увы, далеко мне до мальчишеской сноровки. В руках сжимаю только морской песок. Но не теряю надежды и с 6 или 7 захода я поймал первую добычу.

Когда вышел на берег с камбалой, то обнаружил пожилого нивха (нивхи - коренной народ, проживающий в нижнем течении реки Амур и на севере острова Сахалин), сидевшего на выброшенном морем стволе дерева, который, по-видимому, давно наблюдал за мной. Как бы ни к кому не обращаясь, но так чтобы слышал я, незнакомец сказал:

- Камбала на всё ловится. Хоть червя ей дай, хоть кусочек рыбы. На удочку её ловить или руками - баловство одно. Ты - взрослый человек. Лучше бы жемчуг поискал.

Нивх, покачал головой и замолчал, затем поднял обломок ветки и, о чём-то задумавшись, стал чертить непонятные знаки на песке.

- Какой здесь жемчуг? Сами-то вы как здесь оказались? - заинтересовавшись неожиданным появлением незнакомца, стал задавать я прямые вопросы, разглядывая его.

- Вон там за мысом Перовского рыболовный стан. Рыбаки до осенней путины домой уехали, а я охраняю. А вот насчёт жемчуга ты не прав. Если хорошо поискать, найти можно. Он даже в каждом человеке есть, только разглядеть нужно или дать возможность, чтобы засверкал.

- Но это просто философия, - возразил я.

Не став со мной спорить но, убедившись, что я его слушаю, старый нивх продолжил:

- У нас в народе легенда ходит. Давно это было. Разве только скалы, что вокруг, помнят те события. Жила в те времена на берегу моря самая красивая девушка. Звали её Колчанка. До того она была прекрасна, что славилась её красота не только среди людей, но и среди зверей и птиц. Медведи и лоси приходили, чтобы полюбоваться девушкой. Дельфины и рыбы с самого дна моря приносили ей драгоценные камни, из которых девушка связала себе бусы, и говорят, что в присутствии девушки камни светили необычно ярко. Прознал про необыкновенную девушку морской владыка и поднялся с самого дна моря, чтобы посмотреть. Увидел Колчанку и враз влюбился. Стал морской владыка свататься к красавице и хотел забрать её жить с собой в море. Только не свободно было сердце Колчанки. И побежала она к своему жениху Коль, парню из соседнего стойбища. Разгневался тогда морской царь и превратил молодых влюблённых в реки. Только, видно, не всё подвластно царям. Коль и Колчанка хоть в реки и превратились, но с тех самых пор бегут рядом и вместе сливаются. А бусы, попадав на землю, рассыпались по всему берегу, а оказавшись в воде, превратились в рыбу - мальму. Иногда царь сердится, и тогда бушует море, а мальма заходит на нерест в реки. Только говорят, не все драгоценности превратились в рыбу. И если посчастливится, то можно найти камень морского владыки. А речка Колчанка бежит здесь совсем недалеко.


На-удочку


Конечно, я мало верил в подобные легенды-сказки. Но желание половить рыбу на водоёме, где практически не бывают рыбаки, было непреодолимым, и я стал расспрашивать о том, как лучше до речки добраться. Вечером я развернул карту, на которой нашёл две извивающие синие нити - реки Коль и Колчанку. Они перед впадением в море сливались в одну крупную реку.

Ночью плохо спалось, несколько раз вставал и подкидывал дрова в огонь. Приснился нивх, теперь почему-то в одежде шамана. Шаман курил трубку и, устремив свой взгляд на поднимающееся над горизонтом солнце, говорил:

- Я отведу тебя в нехоженый, первозданный лес. Сюда ещё не добрались золотодобытчики и лесорубы. Здесь высокие лиственницы и чезонии упираются в небо. А через лес бежит прозрачная горная река, которая берёт своё начало с высокого, скрывающегося за облаками снежного хребта, там ты найдёшь самую прекрасную обитательницу Охотоморья, а может и всего мира, - рыбу-мальму.

День ещё только зарождался, когда, выпив по кружке обжигающего чая, мы отправились вместе с Сашей Десятовым, который убедил взять его с собой, в путь.

Комментарий автора

Мальма относится к семейству лососевых и обитает только в бассейнах Тихого и Северного Ледовитого океанов. Часть популяции мальмы постоянно живёт в пресноводных реках, другая же уходит кормиться в море и заходит в реки лишь для нереста. По данным Кузнецова Б.А., Определитель позвоночных животных фауны СССР, М., "Просвещение", 1974. - "мальма образует много географических и экологических рас".

Мне посчастливилось ловить мальму на речках Хабаровского и Приморского краёв, которые самостоятельно впадали в море или сообщались с морем через реку Амур. Самая северная точка, куда я забирался, это речка Джома, впадающая в залив Рейнике, Охотского моря, а южная - небольшом ручей, бегущий к Японскому морю, в Шкотовском районе Приморского края.

Мальму можно встретить в маленьком ключике, в метр шириной, где кроме неё не водится другой рыбы, и в большой горной реке, где она соседствует с хариусом, кунджой, ленком и другими рыбами. Размер рыбы зависит от размера водоема, в котором она обитает. Есть в небольших ручьях, непосредственно впадающих в море, где она никогда не вырастает больше 20-25 см. Заходящая с моря достигает веса в несколько килограммов. Зимой мальма, которая остаётся в реках, скатывается в более глубокие места в устье рек.

Окончание следует

Рыбалка круглый год № 13(99), 2006 г.