Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > На Нижней Волге

На Нижней Волге

Фото016.jpg

Сейчас, когда годы неумолимо приближаются к пенсионному возрасту, все чаще и чаще вспоминается детство, юность и все, что связано с этим невозвратным временем.

Мне пять лет. Мы с отцом перегоняем свой кулас с Волги в наше разлившееся от паводка озеро. Отец гребет, а я сижу на заднем сиденье нашей самодельной деревянной лодки, стараясь для отца незаметно зачерпнуть ладошкой эту грязную, но такую близкую воду.

Озеро еще не поднялось на обычный в полую воду уровень. Отец ведет наш кулас по ему одному известным каналам. Вдруг замечаю, что проходим лодкой мимо человека, который ловит в этой канавке. Мы ее в те времена называли, как и наши отцы, сандолью.

Человек, которого папа назвал Колей, поздоровался и закурил сигарету. И вдруг замечаю, что рядом с ним на веревке-кукане пытается вырваться на свободу много крупных бронзовых рыб. Вспомнилось, что их раньше приносили с рыбалки дедушка Костя и папа. Звались же эти бронзовые красавцы-рыбы сазанами. А еще вспомнилось, что зимой мы ели этих распаренных в печи сухих сазанов с картошкой. Мне их зимой распаренных, но все равно соленых, не очень нравилось есть.

А как же вкусно сазанов готовил летом дедушка. Готовил всегда на костре. Томил их в собственном соку несколько часов. Мне всегда казалось, что дедушка их готовил бесконечно долго. Но какие же они были вкусные. Косточек не было. Все можно было съесть.

Помню, что первого сазана, которого помню, поймал на рыбалке в полоях дедушка. Я же при этом присутствовал. Сидел на лавке в куласе, привязанный дедушкой за ногу веревкой к лавке.

Это случилось так. Удрав от родителей, я прибежал на озеро, в которое еще шла полая вода, где должен был рыбачить дедушка. Он и оказался там. Еле докричался. Он же, увидев, почему-то не очень обрадовался. Подплыв к берегу, он позвал меня. Я радостно подбежал и залез в лодку. Он, казалось, даже обрадовался мне. Ведь я был его самым любимым внуком, продолжателем рода. Расспросив меня о том, почему я здесь, он, не говоря ни слова, привязал мою ногу веревкой к лавке. Это, как он объяснил, необходимо, чтобы я не утонул.

А дальше сидел и смотрел, как дедушка ловил воблу. Поймав же случайно попавшего сазана, он прекратил рыбалку.

Летом дедушка, отец брали всегда меня на рыбалку. Помню дедушка любил ловить на поплавочную удочку у “Камня”. Это место и сейчас есть, но “Камень” уже скрылся в воде, и о его присутствии напоминают лишь буруны воды.

Сейчас знаю, что это место в те годы было, да и поныне остается, сазаньим. На стрежне, метрах в ста справа и слева от берега, были ямы до 16-20 метров. Два плеса. Рядом с возвышающимися над водой большим и малым “Камнем” был свал подводной бровки. Здесь любили “гулять”, как говорил дедушка, сазаны. Кроме них здесь всегда ловились подлещики, тарашка, густера и плотвички.

Дедушка ловил всегда на червяков. Как правило, для того чтобы наловить рыбы на уху или жареху, ему требовалось час-полтора времени.

Меня он всегда оставлял на высоком берегу, откуда наблюдал его способы ловли. Как правило, он ловил на удочку со дна. На два крючка. На снасти стоял большой груз, который выдерживал быстрое течение в этом месте.

Иногда он подкармливал место ловли корочкой хлеба, прожаренной на подсолнечном масле. Он его суровой ниткой привязывал к камню и бросал метра на три выше по течению.

Бель брала постоянно, но как подходил сазан, клев у дедушки на время затихал. Затем поплавок вдруг шел против течения, скрываясь через некоторое время совсем вглубь воды. Дедушка подсекал, затем становился очень строгим. Не отвечал на мои вопросы. Старался перехватить лесу у кончика удилища, не давая слабины. Перехватив, он то подтягивал лесу к берегу, то отпускал. Длилось это минут пять-семь. Затем рыба или рвала лесу, или же, блестя золотом в лучах вечернего солнца, билась на берегу.

Дедушка ловил, как он говорил, не сазанов, а молодых и сладких “лопушков”. Они были, как правило, килограмма полтора-два. А еще они действительно на вкус были сладкими.

Отец любил ловить сазанов с лодки на ямах. Их в те годы искать с эхолотом было не надо.

13-13-1.jpgРядом с нашим рабочим поселком было несколько причалов для морских нефтяных танкеров и нефтеналивных барж. Практически ежегодно фарватер Волги углубляли земснаряды. Сазанов, язей, лещей, бель, “горбачей”, берша и судака можно было успешно ловить прямо с этих причалов.

Отец же любил ловить с куласа. Его он ставил на якоря у ямы, а донки с красным навозным червем бросал на бровку ямы.

Иногда, когда сазан долго не брал, он экспериментировал с насадками. В то время это был хлебный мякиш, в который он добавлял анисовое или подсолнечное масло. Иногда белый мякиш отец подкрашивал обыкновенной губной помадой.

Клев сазана трудно спутать. Как правило, сазан брал сразу и тащил лесу в сторону. Главное было не только подсечь, но и не дать слабину. Поединок с бронзовым красавцем длился до десяти минут. Причем чем меньше был сазан, тем сильнее он сопротивлялся. С воды его поднимали подсаком, в который отец почти всегда заводил сопротивляющегося красавца.

Своего первого сазанчика поймал лет в двенадцать. Поймал на поплавочную удочку на одном из омутов в те годы многоводного ерика “Тепленький”.

Это было в августе, незадолго до окончания летних каникул. Помню, тогда смог поднять трех полукилограммовых “лопушков”. Но как же был горд, когда принес своих первых сазанов матушке.

Потом ловил и двухкилограммовых. Таких сазанов было много. Они вкусны. Поэтому не помню, чтобы кто-то из моих земляков охотился за какими-то, как сейчас называют, трофейными сазанами. Ловили всегда для собственных нужд, ровно столько, сколько могли использовать.

Помню, что удавалось отцу и деду ловить и десятикилограммовых красавцев. Но это было не часто, да и никаких соревнований между собою на этот счет мои земляки не проводили.

Мои дочери выловили на Волге своих первых “лопушков” тоже примерно в двенадцатилетнем возрасте. Помню эти мгновенья. Помню, как они радовались этому. Внуку все это еще предстоит испытать. В редкие поездки на Волгу он пока ловил лишь тарашку, плотву и буффало.

Тем же, кто собирается попытать счастья на Нижней Волге в ловле сазана, могу рекомендовать следующее. 

Вячеслав Михайлов, г. Калуга

Фото автора

Не гонитесь за количеством и трофейными экземплярами бронзовых красавцев. Их на Волге с каждым годом становится все меньше. Помните, что каждый поединок с сазаном запомнится своей неповторимостью.