На Луге
Геннадий Побожий, г. Краснознаменск, Московская обл.
Фото автора
Заканчивалась рабочая неделя, и впереди ждет неделя отдыха. Восстанавливается погода, прошли дожди и снегопады. Настроилась погода. На термометре днем – 1-2, ночью – до - 6°С. Уже начинаю настраиваться на рыбалку. Но внес коррективу сынок. Позвонил и попросил перегнать их машину в Питер. Вот так судьба и определила, где порыбачить.
Не стабильная погода в стране. Пока ехал из Подмосковья в Питер, побывал в различных сезонах. Выехал в 5 утра. Забортый термометр показывает - 6 °С, небо чистое, звездное. Дорога сухая, чистая. В районе Твери температура упала до - 2, посыпал мелкий снежок, который с наматываемыми километрами стал усиливаться, и в Новгородской области уже мела настоящая метель, забивая мокрым снегом при нулевой температуре всю округу. Вскоре скорость движения упала до нуля. Мы мертво встали на целый час. Но все когда-то заканчивается, закончилось и наше стояние. Тронулись. Еще с час ехали в снегопаде, но постепенно он стал сходить на нет, и в Ленинградской области сменился нормальным осенним дождем. Вот такая непростая поездка случилась. Но и она закончилась.
Переночевав у сына, на следующий день отправляюсь из Питера в Кингисепп, к шурину. Предварительно созвонившись, я узнал, что река Луга встала. Он уже сделал пробный выход, окушок поклевывает.
А что еще надо? Плохо то, что снасти не свои. Привычнее ловить своими. Но это все равно праздник не портит. Приехал к обеду. Погода не ахти. Термометр уже который день завис на нулевой отметке, низкое, занесенное темными тучами небо сыпет мелким нудным дождиком. Под ногами снежные разбухшие хляби.
Виктор предложил мне сходить к мосту через Лугу.
– Я, – говорит он, – там был позавчера, не активно, но окушок поклевывал на блесну. Погода, видишь, какая стоит, так что, думаю, даже лунки бить не придется. Лед не толстый, до 10 см, поэтому ты там поаккуратнее, гляди, могут быть промоины. Сходи свою спесь и охотку сбей. А я сейчас на дачу, баньку топить, вернешься, погреешься. А завтра на затон пойдем. Я там еще не был, но мужики говорили, что окунь есть.
Взяв пешню и ящик, я отправился на реку. Идти недалеко, уже через 10 минут стоял на берегу. С неба даже не сыпалась, а как-то обволакивала меня дисперсная водяная взвесь. Страшновато заходить на лед, но, пробуя пешней, иду вперед. Пешня лед не пробивает, значит, двигаться безопасно. Вот и первые лунки. Знаю по летним рыбалкам, что в этом месте течение под самым берегом вымыло ямку с глубинами до 2 м, а дальше начинается песчаная коса. Достаю удочку с небольшой золотистой блесенкой и одинарным крючком с красной ниткой на цевье. Запускаю под лед. С глубиной не ошибся. Начинаю поигрывать.
Игра простенькая. Опускаю приманку на дно, небольшая пауза, потом медленно отрываю блесну от каменного дна и также медленно поднимаю ее сантиметров на 10, снова небольшая пауза, и легкий, но резкий, одной кистью, подброс блесны вверх, и чуть в сторону не более чем на 10-12 см. Дальше блесна планирует и зависает у дна, затухая. Уже на третий подброс кивок резко согнулся, и я почувствовал тяжесть на другом конце лески. Первый, некрупный матросик.
Но это же первая рыба, и поэтому самая желанная. Сразу на душе потеплело, и я уже вообще перестал замечать эту мерзкую мокрую окутывающую меня водяную взвесь. Все сосредоточение на рыбалке. Блесенка давно в воде. Но поклевок больше нет, тогда решаю сменить игру и пробую простые колебательные движения блесной с разной частотой и паузами. Это принесло еще двух небольших окушков. Все больше поклевок нет. На косе пробитых лунок нет, а вот ближе к середине, там, где летом начинается обратка, лунки виднеются. Снова долблю впереди себя и медленно двигаюсь туда. В одном месте пешня легко проходит лед с одного удара, аж сердце скакануло под горло. Медленно возвращаюсь по своим следам назад и пытаюсь уйти в сторону, беря правее, прохожу эту промоину.
Добираюсь до лунок. Снова блесна в воде. Хоть здесь и обратка, но чувствуется, что блесна легковесна, почти не ловит дно. Ставлю покрупнее, и с тремя крючками. Ее называют по-разному, в одних местах просто окуневка, в других – каракатица, слышал даже, парусом один рыболов называл. Названия разные, но блесенка довольно-таки уловистая.
Вот, эта уверенно находит дно. И через несколько поддергиваний кивком приносит мне упитанного окушка. На течении рыба всегда кажется из-за своего сопротивления крупнее. И хотя окунь крупнее предыдущих, но не на много. Да мне это совсем не важно, гораздо важнее наслаждение от поклевок и вываживания.
Не до всех лунок сумел добраться. Все же оттепель, да хоть и мелкий, но все же дождь, на течении лед съел. И другой раз я, даже стоя на одном, казалось, твердом месте, чувствовал, как шевелится подо мной лед. Поэтому, половив часок, решил возвращаться обратно. И уже не смог вернуться по тому же маршруту, как шел сюда. Пешня пробивала лед там, где я до этого проходил. Все же вылез без приключений, но на берегу понял, как я рисковал.
Хватит. Зуд сбил, в зачете 11 некрупных окушков. Баня готова. Пора заняться не менее приятными делами, чем рыбалка.
На следующий день, как только чуть рассвело, вдвоем с Виктором идем на затон. На термометре -1, и радует, что с неба ничего не сыпет. Хотя видно, что ночью немного выпало снежку. Затон начинается за дачами, так что через 20 минут мы подошли к реке. Народу практически нет, только в другом конце затона на ящике сидит рыбачок.
Пробуем лед. Норма. Здесь можно передвигаться, не боясь промоин. Глубина до двух метров. Кстати, старых лунок тоже полно, практически все они пробиваются каблуком.
Снова мелкая блесна. Прохожу несколько пустующих лунок, когда на очередной кивок резко кланяется, и я подсекаю. Тот же вчерашний, ладошечный окушок. Первая поклевка и у Виктора. Такой же окунь. Опускаю приманку под лед. Несколько шевелений, и снова удар. Окунь, как я сказал, не крупный, но клюет с азартом. Вскоре мне это надоедает, и я решаю половить на мормышку. Замечаю лунку, чтобы вернуться, а сам ухожу подальше,пробиваю лунку, достаю удочку с мормышкой, подсаживаю мотыля и опускаю под лед. Поклевка не дала себя долго ждать. Тот же окушок. Но ощущения совсем другие. Одно дело – тащить стограммового окуня на леску 0,14 мм с блесной, и совсем другое – мормышка на леске 0,1 мм. Кажется, и рыба крупнее, и ее движения резче, на грани порыва. Эмоции совсем другие.
С разрастанием дня клев стал стихать, но не прекратился совсем. На мормышку редко, но стали случаться поклевки плотвы.
К обеду вначале стали прорываться одиночные снежинки, но вскоре загустели и посыпались гурьбой. У нас с Виктором было килограмма по полтора рыбы, и мы решили завязывать.
А на следующий день, я уже сидя в теплом купе и глядя в окно на заснеженные леса, поля, где-то замерзшие, а где-то с открытой черной глубокой водой речки и реки, все перебирал в голове каждую поклевку и каждую вытащенную рыбку, и на душе становилось все теплее и теплее.
Вот так, совсем неожиданно, случилась рыбалка на другом конце страны. Да, никогда не знаешь, что подкинет судьба. За что я ей и благодарен.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 24(350), 2016 г.