На льдине
Юрий Жекотов, г. Николаевск-на-Амуре
Сначала глухо ухнуло, как от далеко разорвавшегося снаряда. Затем предательски затрещала ледяная поверхность, прикрывающая реку. От берега оторвалась большая льдина и, подхваченная водным потоком, начала скользить вниз по течению, к морю. Три рыбака, оставшиеся по воле случая вместе на белом островке, попытались перескочить на неподвижную сторону берега, но не успели. Темно-зелёная полоска открытой воды, разорвавшая белое пространство, постепенно увеличиваясь, пугала своей неопределённой глубиной и закручивающими, тянущими взгляды вниз воронками.
Самый молодой рыбак, Василий, учащийся первого курса местного профессионального училища, пришедший порыбачить в одиночку, вначале неподвижно застыл на месте, провожая слезящимися то ли от жалящего на солнце белого снега, то ли от одолевшего его страха глазами удаляющийся берег. Потом, засуетившись, попытался найти спасительный перешеек, перебегая от одного края льдины к другому. Но, не обнаружив обратной дороги, утратив способность трезво разбираться в происходящем, заметался по льдине, отпуская маловразумительные возгласы. Немного погодя, набравшись какой-то безрассудной решительности, Василий направился к краю льдины.
- Ты, чего орешь? Всю рыбу распугал! У меня подход был! - неожиданно услышал молодой рыбак недовольный голос.
Оглядевшись, Василий только теперь обнаружил, что на льдине находятся ещё люди. У лунок сидели два рыбака и хладнокровно, как будто ничего не случилось, продолжали ловить рыбу.
- А-а-а... как же-э-э... - Василий тыкал пальцем в берег, невразумительно пытаясь что-то объяснить.
- Льдина, что ли? Оторвалась, да? - помог выразить мысль спокойным голосом Иваныч, рыбак пенсионного возраста, одетый в серый тулуп и такого же цвета валенки.
- Потопнем же, прыгать надо! - беспокойно похлопывая себя по одежде, внезапно прорвавшимся голосом предложил Вася.
- Я купаться не хочу, холодновато чего-то, - уверенно заметил Иваныч.
- Я тоже в клуб моржей не записывался, - подключился к разговору его напарник Николай, мужчина средних лет, одетый в "камуфляжку" и шапку, одно ухо которой, выдавая нрав хозяина, неуклюже и смешно вздымалось вверх.
- Потопнем! Потопнем! - истерично вздрагивая плечами, повторял Василий.
- Паря, не мечи икру. Подумаешь, оторвало. Ты, что никогда на льдине не дрейфовал? - "поигрывая" удочкой над лункой, спросил Иваныч.
- Не-е-е, - промычал, вращая безумно округлёнными глазами, Вася.
- Да, подфартило нам Иваныч! - сказал "ушастый", но, увидев настороженный взгляд Василия, добавил: - Сейчас самый клёв!
- Пользуйся, парень, моментом, пока нас вертолёт не снял, - предложил пожилой рыбак Василию.
- Ага. Или подводную лодку вдогонку не отправили! - не удержался от иронической реплики Николай.
- В прошлый раз вертолёт был, рыбаки на берегу остались, сообщат куда надо, - твёрдо сказал Иваныч, незаметно для Василия показав кулак напарнику.
Возможно, Николай ещё что-то сказал, но в это время его снасть резко потянуло под лёд. Не ожидая поклёвки, рыбак едва не выпустил удочку.
Забыв о том, что находятся на льдине, люди вступили в противоборство с рыбой. Когда водная обитательница, совершая хитрый маневр, в 3 или 4 раз потянула леску на себя, "ушастый" неожиданно сунул удочку в руки низко склонившемуся над лункой Василию, сопроводив свой поступок словами:
- На, лови, а то у меня уже сил никаких не осталось!
Василий вываживал рыбу неумело, несколько раз леска провисала. Но рыба, цепко севшая на крючок, всё-таки не сходила. Едва только голова большого ленка показалась из лунки, Василий, бросив удочку, азартно вцепился в рыбу двумя руками.
После того, когда ленок уже лежал рядом с лункой, Иваныч, поощрительно похлопывая по плечу Василия, сказал:
- Молодец! Правда, видно редко ловишь большую рыбу. Тут суета не нужна. Чуть-чуть зазевался, дал слабину - и всё, сошла родная. Ну ничего, практика - это дело наживное.
- Не сложился ещё рыбак, не оперился. Только-только пёрышки стали пробиваться, - выдернув из шарфа Василия неизвестно как попавшее туда птичье перо, поддержал старшего товарища Николай и добавил: - Давай лови. Тут рыбы немерено.
Опытные рыбаки, расположившись у соседних лунок, тихо переговариваясь, незаметно для Василия настороженно поглядывали по сторонам, подмечая, как с краёв их льдины откалываются небольшие части. Когда послышался рокот летящего вертолёта, их взгляд повеселел.
Железная "стрекоза", сделав вираж, зависла над льдиной, выпустив верёвочную лестницу.
- Оставь её, пусть растёт, давай карабкайся, сегодня только один рейс, - поторопил Василия "ушастый", когда молодой рыбак увлечённо вываживал другую крупную рыбу.
Уже из вертолета они увидели, как, быстро состарившись и покрывшись сетью морщин-трещин, крошится на многочисленные кусочки их льдина.
- Вот такие дела, Василий. Нырнул бы ты тогда с горячки. Вода холоднющая, да и течение. Вмиг ко дну пошёл бы, - заметил пожилой рыбак и, уже обращаясь к Николаю, сказал: - Всё время рыбачил в это время. Никогда ничего подобного не было. Вчера слегка штормило и, видно, подломило лёд у берега. Неудобно перед людьми. Столько времени на нас потратили.
- Да, добавилось мне седых волос, - сняв шапку и, вытерев обильно выступивший на большой овальной лысине пот, сказал Николай.
После пережитого волнения и спасения весь мир казался чудесным и необычным. Любое слово и каждый миг были необыкновенно ярки и интересны. Рыбаки то и дело, особенно после слов Николая, срывались на смех.
- Подожди, вот Амур встанет окончательно, я тебя в такое место свожу, пару секретов рыбацких раскрою, всегда с рыбой будешь, - пообещал Василию Иваныч.
- Гляди, - говорил молодому рыбаку "ушастый", показывая в иллюминатор вертолёта, - если вон к тому круглому дому хвост приделать и плашмя положить, огромная камбала получится.
Рыбалка круглый год № 23(109), 2006 г.