Главная > Статьи > На Куан-Дарье

На Куан-Дарье

147-12-1.jpgВ нынешнем году лето к нам, на байконурскую землю, пришло рано, в последних числах апреля. Уже тогда температура воздуха перевалила 25-градусную отметку и стала стремительно ползти вверх. В середине мая она достигла 39OС в тени и остановилась, не двигаясь. Стояла сухая знойная жара.

В начале календарного лета природа смилостивилась, и на несколько дней жара отпустила. Подул северный прохладный ветер, температура снизилась до плюс 250С. Небо стало затягивать тучами, даже упало немного капель, которые моментально высохли, но дождь так и не пошел. И все же на улице стало легче дышать.

Метеорологи пообещали, что такая погода продлится пару-тройку дней, а дальше жара навалится с новой силой. Впереди подходили длинные праздники, в городе оставаться не хотелось, и мы с друзьями, семьями, решили выехать на отдых на реку Куан-Дарью.

Утром, в День России, когда солнце поднялось над горизонтом, мы выехали из города. Степь меня удивила, она уже в начале лета имела осеннюю, бурую, выцветшую окраску. Безжалостное солнце успело иссушить те немногие островки зелени, проклюнувшиеся весной, правда, живность еще держится, не переходит на ночной образ жизни. Это произойдет как минимум к концу этого месяца. А пока гул машины выгнал зайца из-за кочки. Он метнулся в сторону дороги, но опомнился и стрельнул под одинокий кустик саксаула.

В другом месте мы увидели двух дроф. Это для меня, не говоря о моих близких, оказалось приятной неожиданностью. Я за все время посещения этих мест дроф ни разу не встречал. Как-то незаметно с берегов Куан-Дарьи исчезли многочисленные фазаны. Еще лет 6-8 назад эти птицы с пугающим шумом хлопающих крыльев тяжело вылетали почти из-под ног, когда пробирался по берегу в густых зарослях верблюжьей колючки и меж саксаулов. Как только стали вырубать саксаул, фазан исчез. А здесь дрофы? Очень хочется верить, что птицы не попадут в прицел ружья, приживутся и будут радовать своим видом.

Уже перед самой рекой из-за бугорка выскочил молодой корсак, быстро поднялся на склон небольшого холма, остановился и стал смотреть в нашу сторону. Это продолжалось недолго. Не зная наших намерений, он не стал искушать судьбу и быстро скрылся за холмом.

На Куан-Дарье не был два месяца. Сведения, доходившие до меня в последнее время, были о том, что река сильно обмелела. Еще пять лет назад каждое лето река мелела. Она даже на карте показана прерывистой линией как пересыхающая река. Но вот, начиная с 2003 года, Куан-Дарья, наоборот, каждое лето становится полноводнее и даже выходила из берегов. А здесь такие слухи. Но, видимо, буквально накануне уровень воды в реке даже по сравнению с двухмесячной давностью поднялся как минимум на метр.

147-12-2.jpgВода в реке чистая, прозрачная. Но течение несет много различного мусора, смытого с берегов: тину, водоросли, траву, тростник, различные веточки.

Не успели приехать на место, как Володя сразу схватился за спиннинг и побежал к воде, мне же с женщинами пришлось обустраивать лагерь: устанавливать тент, подготавливать место для мангала. А уж после собрать два спиннинга - себе и дочери.

За это время Володя принес двух 700-800-граммовых жерешков. Я взял спиннинг, коробку с блеснами, садок и отправился вверх по течению. Рыбы в реке много. Она плавится, раздаются шлепки, всплески, слышатся удары хвостом и "вздохи" змееголовов. Но на блесну попасться не торопятся. Нет, мелкие, до двухсот граммов, жерешата постоянно цепляются на крючок, и их приходится аккуратно снимать и отпускать обратно, а вот покрупнее - осторожничают.

Все же в одном месте вертушкой с зеленоватым лепестком № 2 сумел соблазнить килограммового жереха. Мусор, перемещающийся по воде, постоянно цепляется за крючок и сбивает игру как вращающейся блесны, так и колеблющейся, и тем более воблеров. Практически на каждой проводке уже через пару метров блесна перестает работать.

Я попробовал опускать блесну на глубину, но это мало помогало, приманка цеплялась за растущую на дне траву и водоросли, а вот поднимая спиннинговое удилище вверх, ведя блесну в верхнем слое воды таким образом, чтобы шнур минимально находился в воде, достиг более лучших условий. При данной проводке шнур практически не собирал собой траву и тину, которая, в свою очередь, не сползала по ней на блесну.

Рыбалка стала налаживаться. На приманки реагирует только жерех, от 400 граммов до килограмма, но эта рыба костистая, и я ее жарить не люблю.

Поэтому хочется поймать что-нибудь другое - щуку или змееголова. Но эти хищники затаились.147-12-3.jpg

Только через полтора часа я поймал первую щуку. Змееголова только видел, как он отошел от берега в густые заросли тростника, затопленного водой. Сколько ни пытался его выманить, ничего не получилось. Под противоположным берегом попался золотобокий язь.

А в воде кипит подводная жизнь. Кругом на мелководье снуют стада мелкого, недавно вылупившегося малька. Тут же плавают рыбки покрупнее. Практически не боясь меня, так как я стараюсь не шуметь, почти у самого берега по всей реке плавают сазаны, весом от килограмма до трех-четырех. Один прямо перед мной, в трех метрах от берега, на глубине не более 1-1,2 м, рылся в дне, выискивая корм. Такой картины я еще не видел. И, как назло, я не взял с собой удочку. А ведь можно было половить сазана. Рядом с сазанами проплывают одиночки - килограммовые жерешки. Кое-где у травы стоят редкие стайки плотвы и красноперки.

На берегу тоже свой микроклимат. Трава еще зеленая, не так жарко, как в степи. Попить и искупаться пришел табун лошадей. На небольшой площади берега я насчитал 11 крупных черепах. Эти животные, не торопясь, пережевывали зеленую траву. Жужжат, перелетая с ветки на ветку цветущей верблюжьей колючки, небольшие красные жуки и серые мотыльки.

Через два с половиной часа я с четырьмя жерехами, щукой и язем вернулся к биваку. За это время дочь поймала щуку и тройку жерехов, и Володя принес несколько жерехов и язя.

Так как время у меня еще было, решил немножко спустится вниз по течению. Ходил я не долго. Время приближалось к обеду, пора было заняться едой. Но все же двух травянок "зацепил". Не выдержали - соблазнились блесной. Этого было больше чем достаточно для обеда.

Пока наши женщины отдыхали, мы с Володей почистили рыбу, разожгли мангал. Уху решили не варить. Щуку пустили на шашлык, остальную рыбу пожарили.

Конечно, лучший шашлык из рыбы получается из сома. Второе место я бы отдал змееголову. Но данной рыбы мы не поймали, пришлось довольствоваться щукой. После обеда время посвятили отдыху. Купались, загорали.

Ближе к вечеру, здесь же, не отходя далеко от бивака, побросали спиннинги, ловились мелкие жерешки до полукилограмма, которых тут же отпускали. Другой рыбы не было. Когда тени удлинились и стала спадать жара, мы отправились в обратный путь.

Уже дома, анализируя то время, которое я провел со спиннингом, пришел к выводу, что рыба отказалась от приманок по следующим причинам.

Во-первых, поднятие уровня воды в реке. Через два дня после описываемых событий я узнал, что вода стала прибывать за двое суток до нашего приезда, до этого действительно был минимальный уровень реки.

147-12-4.jpgВо-вторых, поздняя рыбалка. Приехали мы уже в десятом часу утра, к самой жаре. Рыба к этому времени перестает клевать и уходит на покой до вечерних сумерек. Хотя и в самую жару можно поймать рыбу, что мы и сделали.

И напоследок, если кому-то интересно, рецепт шашлыка из рыбы.

Рыбу почистить, вымыть и порезать на порционные куски. От сома и змееголова я отделяю филе от костей, щуку режу с костями. Если хочется побыстрее покушать, то рыбу нужно посолить, поперчить, добавить семян кинзы, горчицы, лавровый лист, душистый горошек, порезанный кольцами лук и залить все это 6% уксусом. Обычно я экспериментирую с различными пряностями, добавляя то зиру, то майоран, то кари и др. Поставить в тень на 30-40 минут. Далее нанизать на шампуры и на мангал. На углях запекать до получения румяной, золотистой корочки.

Если же хочется иметь более утонченный вкус шашлыка, лучше залить рыбу вместо уксуса маринадом от помидоров или лечо, или даже майонезом. В этом случае мариновать придется 2-2,5 часа.

Шашлык из сома и змееголова получается сочным, а вот из щуки - суховатым, но вкусным. Пальчики оближете.