На краю ареала
Итак, мы заканчиваем повествование о путешествии двух друзей и собаки по тундре Восточного Мурмана: о живописной природе и увлекательной рыбалке в этих местах.
Пора, однако, заканчивать рыбалку. Хватит чинить разгром в "щучьем царстве", надо и на развод чего-нибудь оставить. Тем более что вдали, на мысу, показались мои двуногий с четвероногим друзья. Соответственно, подоспело время готовить чай. В поисках сухих веточек ковыряюсь в жиденьких кустиках ивняка. Вскоре к месту встречи подтягиваются мои компаньоны, причем каждый тащит драгоценные в тундре палочки для костра.
Джо, зажевав свой сухой паек, сворачивается в клубок и отключается. Коля, с синим от черники ртом, рассказывает о своих похождениях и предъявляет пару щучек, пойманных в "грязном куту" на Малом Хариусовом, четырёх вполне приличных хариусов, изъятых там же, а также одного неприличного: малец пожадничал, изуродовал тройником рот, и пришлось прервать его мучения. На Верхнем, к сожалению, уже третий год нет никаких признаков присутствия взрослых хариусов, и та мелочь, что иногда проявляется у поверхности, вполне может оказаться заурядными гольянами. А ведь ещё несколько лет назад они здесь были. Однажды по весне, после удачной рыбалки, местные рыболовы перенесли отсюда в соседнюю безрыбную озерную систему десятка полтора нерестовых особей и, кроме того, вылили в ручей банку оплодотворенной икры.
В этих озерах раньше жили гольцы-палии, давно и успешно выбитые одним местным злодеем, поэтому, насмотревшись на великое множество безнаказанно шныряющих там гаммарусов, сердобольные рыболовы решили восстановить справедливость. Опыт удался с блеском, и теперь молодь хариусов кишмя кишит на новом месте жительства, которое расположено ещё восточнее Хариусовых озер. Честно говоря, я поначалу не верил в успех этого мероприятия, а посему рад, что мой скепсис был в последствии так посрамлен.
После перекуса и отдыха, прошедших в приятной беседе и ностальгических воспоминаниях, нам предстоит разделать рыбу. Мой рыболовный азарт охотника уже удовлетворён и настал час ихтиолога. Готовлю карандаш, линейку, пакетики для чешуи. Сначала управляемся с хариусами, поскольку у них очень нежное мясо, которое быстро начинает отставать от костей даже в прохладную погоду. Вся рыба хорошо упитана, с солидным жирком. В составе пищи в основном личинки ручейников вместе с домиками, есть также гаммарусы и крылатые насекомые. Потом шкерю кумжину, пойманную на Столбовом озере. Та наглоталась молоди "колючек" и ещё "катушек" - брюхоногих моллюсков.
Доходит дело до вскрытия щук. Как всегда, вижу почти одно и тоже: запасы жира на внутренностях, а в желудках - или одни "семечки" в виде гаммарусов, или пусто. Ну надо же, какая редкость: у щуки из "грязного кута" нахожу полупереваренный "карандаш". Каннибализмом, значит, страдаете, мамаша.
Ну и где же та аппетитная мелюзга, толпы которой назойливо вьются перед мордой хищника в зарослях травы?! Увы, просмотрев питание около полусотни здешних щук, я лишь однажды встретил исключение с пятью гольянами плюс одной "колючкой" в желудке. И это при том, что бесчисленные стаи гольяна беспечно путешествуют по мелководьям даже в центральной части озера!
Разумеется, возникает вопрос: чего ради местная щука предпочитает лузгать "семечки", которые здесь крайне редко попадаются на глаза в свободном плавании, а не охотиться, как подобает отъявленному хищнику, на более солидную и совершенно доступную добычу? Может быть, разгадка в том, что она живет на краю ареала в экстремальных условиях, и это - адаптация к ним.
Сомневаетесь? Тогда давайте порежем на кусочки ту щучку, которую я поймал в Щучьем заливчике, и посмотрим на срезы. Нет, нет, я не перепутал фотографии: это не какой-нибудь там лосось, а самая что ни на есть чистокровная щука, только тутошняя. И мясо её окрашено в такой заманчивый цвет именно теми пигментами-каротиноидами, что содержатся в бокоплавах. А как известно, каротины повышают живучесть организма при низкой температуре. Не здесь ли "собака порылась"?
Кроме того, замечу, что мелюзга, в особенности "колючка", сильно заражена гельминтами, которые передаются по наследству позарившемуся на них хищнику. В некоторых окрестных озерах кумжа питается преимущественно "колючкой" и бывает настолько "червива", включая мясо, что используется населением исключительно в варёном виде и только на корм кошкам и собакам.
У здешней же щуки гельминты поселяются в желудочно-кишечном тракте и на внутренностях крайне редко, а в мясе не встречаются вовсе, что также сильно положительно влияет на выживаемость в суровых условиях. Других объяснений возникновения феномена местной щуки у меня пока нет, но я буду "копать" этот вопрос дальше, совмещая приятное для себя с полезным для науки.
Первый выход в этом сезоне оказался для нас вполне удачным: и с погодой повезло, и рыбки свежей поедим. Из щук получилось шикарное заливное, а хариусы, обваленные в манке и зажаренные в духовке, - так это вообще мой изысканный эксклюзив. "Вершки" и "корешки" - головы с хвостами - очень даже хороши для приготовления ухи.
Перед рыбалкой Владимир Николаевич, напутствуя нас в дорогу, обнадёжил тем, что в нынешнем году очень рано появились грибы, и обабки (это которые подберёзовики, но только в тундре, где они заметно возвышаются над карликовой берёзкой, правильнее было бы называть их "надберёзовиками") попадаются уже довольно часто.
Нам на обратном пути повезло вдвойне, потому как кроме подберёзовиков нашим трофеем стал подосиновик (по здешнему - красноголовик) в виде диковинной скульптурной композиции. Прямо какой-то грибной Змей Горыныч о шести головах! Резать его на части у меня рука не поднялась, и я замариновал чудище целиком - в подарок к Новому году. А вот грибная уха, сготовленная с подберёзовиками, была сметена гостями в мгновение ока: давным-давно меня это вкуснейшее блюдо научили готовить мои литовские друзья-рыболовы. Попробуйте - не пожалеете.
Ну что ж, сбегали на "запад", теперь будем выбираться на "восток" - за сёмгой, кумжей, гольцами. Да и тресочки тоже хочется подёргать дальнобойным морским спиннингом. Однако об этом уже в следующий раз.
Евгений Берестовский, г. Мурманск
Фото автора