На каналах
Когда погода нормализовалась, мы с друзьями решаем отправиться на рыбалку. Долго думали, куда поехать. Остановились на Казалинских каналах. Эти каналы перевесили только из-за того, что в этом районе может быть маневр: каналов несколько, и в любой момент можно всегда переехать. А так как в ночь практически никто не спит, решили отправиться ночью, чтобы начать ловлю еще до рассвета, в темноте.
Из города выбрались во втором часу ночи и уже около четырех были на месте. Остановились у большого шлюза, где канал разветвляется на три, и совсем недалеко протекает еще один, отдельный. Удивил факт малой воды в основном канале. Глубина - всего около метра. Все же пробуем ловить. К поплавкам прикрепляем "светлячки", на крючки насаживаем консервированную кукурузу и червей и забрасываем оснастки в воду.
В степи стоит ночная, какая-то полнейшая, глубокая тишина. Мерцающие звезды да невзрачный серпик уходящей луны пытаются хоть немного осветить землю, что практически им не удается, хотя темная, стальная полоска канальной воды все же видна. Неоновый "светлячок" ярким пятнышком застыл на поверхности темной воды. Поклевок нет.
Тишину иногда нарушают наши глухие переговоры, да громкое тявканье корсаков где-то недалеко, за каналом.
С рассветом по степи побежал прохладный северный ветерок, от которого озноб забрался под наши легкие рубашки и остудил тело.
Поклевок мы так и не дождались даже с рассветом. Да и смешно было что-то ловить на такой глубине. Хотя в канале раздавались всплески, но это была некрупная рыба, которая к нашим насадкам осталась равнодушной. А так как такую развязку мы предполагали, решаем, не теряя времени, переехать на первый Казалинский канал. Уже через 20 минут мы разворачивали удочки на нем.
В данном канале уровень воды был обычным. Пока разворачивались, повсюду был слышен плеск рыбы. Вскорости поплавки застыли на поверхности воды, но ненадолго. Зашевелились, запрыгали. После первых подсечек стало ясно, что клюет мелкий 100-150-граммовый сазанчик. Клевал он только на кукурузу. Червяк оставался висеть нетронутым. Мелкая рыба вела себя нагло: не церемонясь, топила поплавок и сильно заглатывала крючок. Только однажды я увидел, как чуть заметно шевельнулся поплавок, и на пару-тройку сантиметров "антеннка" отплыла в сторону. Не мешкая, делаю подсечку и тут же чувствую рывки рыбы покрупнее. Сазанчик на 600 граммов.
Рыба брала насадку, висящую в 1-1,5 см от дна. Выше или со дна вообще поклевок не было.
Как только солнечные лучи перевалили насыпь и осветили воду в месте ловли, поклевки сошли на нет. Теперь нужно было терпеливо выжидать поклевку. Они случались, но попадался все такой же мелкий сазан.
Выставил две донки, насадив на крючки двух мелких сазанчиков, рассчитывая на поимку змееголова. Но, забегая вперед, скажу, что за целый день не случилось ни одной поклевки. А вот у Леши Хворова за это время на донку с мелким живцом, плотвой, было несколько поклевок. Из них он реализовал только две. Змееголовы попались очень уж мелкие: 0,3 и 0,6 кг. Попался ему на удочку и сазанчик на 1,5 кг. Но все это случилось с утра.
А уже к 10 часам поднялся северо-западный ветер. Вначале не сильный, но с каждым часом он крепчал и вскоре достиг апогея в 10-12 м/с с порывами до 15 м/с. Рябь на воде переросла в волны, и ловить на поплавочную удочку стало практически невозможно. Аккуратные поклевки совершенно не видны.
Достаю из своего арсенала 2 удочки, приспособленные под полудонки. Забросы делаю под противоположный берег. Он зарос тростником, и много корневища на дне - пошли зацепы и отрывы поводков. Но все же поклевки случаются, и сазанчик попадается покрупнее - до 200-300 граммов.
Володе Варлашину не повезло. Он рассчитывал на змееголова. Поймав немного мелочи, переключился на эту рыбу. Но поклевок у него, как и у меня, не случилось. А с мелочью он связываться не захотел.
Леша в обед сварил ушицу. Пообедав, мы разошлись по своим местам. Так как на кукурузу поклевки прекратились, решил попробовать насадить червя. Тут же со дна на полудонки пошли поклевки. Клевал ладошечный карась, попадалась некрупная чехонь и плотва. Плотва была крупнее карася, и однажды я вытащил плотвичку граммов на 600.
Всего лишь один раз за всю рыбалку случилась одна хорошая поклевка. Червяка взял сазан под 2 кг. Поборовшись, я его подвел к берегу, но взять так и не смог. Берег крутоват, а сачок из-за ловли мелкой рыбы так и остался лежать в машине. Попытался поднять над водой, но он один раз дернулся - и был таков.
К вечеру у нас на каждого было килограммов по пять рыбы.
И все же почему не было крупного сазана, почему он не ловился? Ведь в тростнике он резвился и плескался. Было слышно, как рыба, крупная рыба гуляла по каналу, а вот крючком заинтересовалась только мелочь. Боюсь, что все же повлиял слом погоды. Она так и не устоялась. Давление скакало в разные стороны. Следующий день, понедельник, выдался жарким, а вторник принес небольшой дождь и очередную пыльную бурю.
Прошла неделя. Подошли выходные. До нас дошла информация, что на правом Баскаринском канале поклевывает сазан, и не мелкий, которого мы ловили на Казалинском канале, а крупный сазан - от 2 до 6 кг.
Долго друг друга уговаривать не пришлось. В субботу в 3 часа пополудни отправляемся туда.
Солнце висит уже над горизонтом, поэтому, не мешкая, хватаю удочку и бегу к воде. По мокрому берегу видно: уровень воды в канале упал как минимум на 1-1,3 м. Освободившийся берег еще не просох, и во многих местах топко.
Забрасываю оснастку, промеряю глубину. В районе метра. Мелко. Передвигаюсь по каналу. В одном месте на песчаном берегу останавливаюсь. Глубина здесь около 2 м. Это уже что-то. Ставлю две поплавочные удочки. Чтобы сразу определиться с насадкой, насаживаю на одну червя, на вторую - кукурузу.
Вскоре поплавок с червяком "заплясал", и я выловил первую 100-граммовую плотвичку, тут же режу ее на 4 части и выставляю два спиннинга под донки. Уже минут через 10 на одном из них задергался кончик, я подсек и вскоре вытащил первого полуторакилограммового змееголова. На душе сразу стало радостно и спокойно: уха теперь будет, и не просто уха, а наваристая, жирная.
На удочку с кукурузой поклевок нет, а вот на червяка рыба отзывается. Попалось несколько сомиков до килограмма, 300-граммовая густерка и плотва. Убираю кукурузу подальше и на вторую удочку ставлю червяка.
Донки тоже не молчат. Нет-нет, да и дернется кончик удилища. В садке уже плавают три змееголова, хотя рыба мелкая: вся, как на подбор, с килограмм.
Очередная поклевка заставила вздрогнуть мое сердечко. Сначала, как обычно, дернулся кончик удилища. Я, не торопясь, встал со стульчика и двинулся к спиннингу. В это время старая "Невская" катушка зашлась в треске. Тормозная трещотка стрекотала на всю округу, сдавая леску. Я уже не выдержал и кинулся со всех ног. Схватил удилище и сделал резкую подсечку. По рывкам рыбы я понял, что попался экземплярчик покрупнее. Сомик на 4-4,5 кг. Конечно, не гигант, но по отношению к "змею" - уже крупная рыба.
Солнце скрылось за горизонтом. Начинает смеркаться. Заканчиваю ловить, из садка беру самого крупного змееголова и двух сомиков с собой и отправляюсь к стоянке.
У ребят практический ноль. Они расположились на меляке и поймали по десятку плотвичек.
Дальше была удивительная ночь с яркими звездами и небольшим, только что начавшим свой рост серпиком луны. Такие яркие звезды бывают только "на природе" - у реки или озера, в полнейшей темноте. В городе такой красоты не увидишь. А здесь - наваристая ароматная уха из "змея" и сомиков и бутылочка "беленькой", и практически без комаров.
Вот такие разнообразные рыбалки нам подарили каналы.
Геннадий Побожий, г. Байконур
Фото автора