На Иссык-Куле, где ласковый прибой
Андрей Рыбаков, г. Москва, г. Троицк
Фото автора
До Иссык-Куля добирался довольно долго: сначала около четырёх часов лёту от Москвы до Бишкека, потом на маршрутке от аэропорта “Манас” до автовокзала и ещё четыре часа автобусом до города Чолпон-Ата.
Уставший после ночного перелёта, в автобусе постоянно клевал носом. За окном мелькали то горы, то вытянувшиеся вдоль дороги деревни с домиками ещё советской постройки, мусульманскими кладбищами и обязательными мечетями. И вот, наконец, он – величественный Иссык-Куль! Слева от дороги горы в шапках снегов, а справа – голубая гладь озера сливается с небом так, что сразу и не разглядишь линию горизонта.
В переводе с киргизского Иссык-Куль - Горячее озеро. Это одно из крупнейших в мире высокогорных озёр с удивительно чистой водой. Иссык-Куль, по рассказам местных жителей, является кондиционером летом и грелкой зимой. Вода действительно тёплая – и в середине осени я купался практически каждый день.
Не успел чемоданы распаковать, как предложили экскурсии по озеру на корабле, а на следующий день – на джипе в горы. С корабля нырял в озеро, в горной речке, похожей больше на бурный ручей, пытался ловить рыбу. От видов, конечно, дух захватывает, но ничего так и не поймал. Зато местный житель Нурлан показал рыбные места на озере:
– справа от санаторского пляжа, напротив небольшого мысочка, имеется яма, где пасутся судаки;
– около трубы, то ли закачивающей воду из озера, то ли сливающей в него какую-то дрянь, любит держаться чебак;
– напротив Культурного Центра “Рух Ордо”, в мелком, прогревающемся на солнце заливчике с водорослями на дне, ловят карасей и, изредка, сазанчиков.
Пляжный отдых не по мне, поэтому снова едем на джипе в горы с гидом Михаилом. Должны посетить несколько ущелий, озеро и горячие источники. Дорога идёт всё выше в горы. Ну, как дорога? Еле видная колея в камнях. Поразил рассказ Михаила, как в начале двадцатого века лавина погребла целое селение. Молодой парень в это время ездил на свидание к своей девушке и, вернувшись, не нашёл родного дома.
Спутники в восторге от горных видов, я тоже, конечно, но основная цель поездки – Святое озеро. С собой у меня дорожные складные донки, спиннинг и сопутствующее снаряжение.
Озеро оказалось совсем крохотным по размеру, образовано оно горной речкой, вода в которой вкусная и холодная до ломоты в зубах. Вижу дно, хотя Михаил и говорил, что глубина до двадцати метров. Кое-где на дне виднеются заросли водорослей.
По берегам растут ели, на середине озера из воды виднеются остатки деревьев, эдакие пеньки с растительностью на макушке. Как будто любопытные лохматые водяные вылезли поглазеть на туристов: “Понаехали тут!”
Достаю спиннинг, цепляю “Меппс” № 2 кислотного окраса. На него в Финляндии был пойман хариус.
– Кидай подальше, прямо к пенькам, – напутствует Михаил.
И рад бы я, да не могу! Не создан телескопический китайский спиннинг для таких лёгких блёсен, но “Меппсик” отлично играет, это прекрасно видно в прозрачнейшей воде.
Довольно быстро облавливаю доступную акваторию, задумываюсь о смене приманки. Гид уверяет, что рыба в озере есть, так что на очереди рапаловский воблер, сработанный под малька форели. Логично было бы предположить, что если в озере есть форель, то малёк ей придётся более по вкусу, чем неизвестное кислотное чудо.
Воблер летает подальше вертушки, забрасываю далеко за середину озера. После второго десятка забросов начал накрапывать дождик. Подъезжает ещё одна группа туристов, Михаил говорит, что надо собираться, поскольку в дождь очень рискованно ездить по горным дорогам. Хочу сделать пару последних забросов, провожу воблер около водорослей и нарываюсь на зацеп. Прискорбно, ведь вода ледяная, а дорогую финскую приманку на погибель оставлять не собираюсь.
Уже начал раздеваться, как события понеслись галопом одно за другим: зацеп оживает и гнет спиннинг в мощном рывке; сердце моё ёкает и скатывается кудато в район солнечного сплетения, как при виде любимой девушки; фрикцион катушки начинает бешено визжать.
Китайское удилище держится молодцом, мне прекрасно видно, как в глубине мечется серебристая рыбина. Не стал тратить драгоценные секунды на затягивание фрикциона, без устали кручу ручку катушки и отступаю к машине. Вся надежда на то, что окажусь быстрее рыбины, вытащу её на берег раньше, чем она размотает леску и забьётся в коряжник или водоросли.
Я оказался быстрее рыбины, и на прибрежные камни вытащена огромная, как мне показалось от избытка адреналина, форель. Размером со среднюю щуку. Вот оно, рыбацкое счастье – надо ли говорить, что таких форелей я никогда не ловил?! Навскидку форель больше полутора килограммов. Может кому-то это и покажется обыденностью, но для меня такая рыба – личный рекорд, раньше ловил только мелких форелек в Турции.
Через пару дней, наконец, сложив снасти в сумку, я отправился на берег ИссыкКуля. В указанных Нурланом карасиных местах уже сидели рыболовы. Наживил крючки донок червями и опарышами, замешал прикормку, но не увидел поклёвок ни у себя, ни у местных. Киргизы вскоре потянулись на намаз, а я, поскучав в одиночестве, отправился купаться. Кстати, вода в озере чуть солоноватая.
Весть о пойманной мною форели молниеносно облетела округу. Конечно, приятно быть героем местных рыбацких новостей, но на Иссык-Куле-то я ничего не поймал. Решаю, было, порыбачить после обеда, но тут происходит инцидент, испортивший и настроение, и рыбалку: наш корпус переселили. То есть все натурально перетаскивали вещи из одного здания в другое. Сколько ни ездил по свету, но такого никогда не видел. Отвалившаяся у чемодана ручка добила окончательно. Жизнь наладилась только вечером, когда отправился на очередную экскурсию, в этот раз на форелевую ферму. За рулём гид Антон, возит группы уже много лет, под его рассказы об Иссык-Куле час езды до форелевой фермы пролетел незаметно. Оказалось, что рыбы в озере стало мало – результат браконьерства. В Иссык-Куле водятся форель (у нашего берега форель помельче, чем у противоположного), судак, сиг, чебак, линь, карась, карп, лещ.
Карповых ловят в заливчиках. В реках водятся форель, либо осман. Вместе эти рыбы не живут. рыбы не живут.
Смеркалось.
– Минут двадцать до заката ещё есть.
Я подумал, что двадцать минут – это очень мало, но в этот раз всё было так, как большинство рыбаков представляют себе рыбалку на платниках. То есть, как в аквариуме.
Первым привязал счастливый рапаловский воблер – сразу форель под полкило. “Меппс” – форель чуть поменьше. Цепляю тяжёлую колебалку – тоже схватила сразу. Конечно, получил удовольствие от вываживания, но не то всё это, не то… Ограничился тремя хвостами, за которые ещё нужно было доплатить. Следующим утром встал затемно, собрал снасти, но не тут-то было: дверь из корпуса закрыта, дежурной на месте нет. Очередной привет от “совкового” сервиса.
С горем пополам выбрался на волю, встретил великолепный рассвет на берегу озера в компании с увязавшимся за мной щенком, который с удовольствием уплетал фидерную прикормку. Чтоб попить, эта умная дворняжка вырыла на берегу яму и пила уже не солёную озерную воду, а пресную, отфильтрованную песком.
Этим утром увидел единственную поклёвку – уже прогресс.
Несколько раз ещё я пытался поймать рыбу в Иссык-Куле. И с корабля, и на донки в “карасином” заливчике, и спиннинг бросал в темноте на судачьей яме, но, увы, всё без результата. Местные рыбаки в темноте ловили на живца мелких судачков, у меня живца, естественно, не было. Да и стоит ли гневить судьбу и сетовать на отсутствие клёва на Иссык-Куле после поимки зачётной форели? Только из-за вываживания этой единственной рыбины стоило сюда приехать, память на всю жизнь!
Признаться, я не ждал многого от поездки в Киргизию, но, на удивление, мне здесь очень понравилось! А соседи по столику в санаторской столовой зовут в Казахстан, куда я непременно съезжу, но теперь, увы, только в следующем году.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 20 (394), 2018 г.