Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > На Имзу и Ургу за голавлем и жерехом

На Имзу и Ургу за голавлем и жерехом

Дмитрий Соколов

23 июля этого года редакционный коллектив в составе Михаила Князева, Даниила Шерстянникова и автора этого очерка отправился на заявленные в заголовке малые реки нашей области. Главная цель – белый хищник: голавль, язь, возможно – жерех. Согласно предварительно собранной информации, все эти хищники в реках присутствовали.  

На Имзу и Ургу за голавлем и жерехом. Дмитрий Соколов

Первый раз на Имзу я попал лет восемь назад в компании известных нижегородских рыболовов Игоря Кузнецова и Виктора Чистова. Предполагалась разведка боем – никому из нас ранее на Имзе ловить не приходилось. Река озадачила: ширина всего 2–3 метра, подходов почти нет, и везде по берегу – двухметровый тростник – такая в целом астраханская картинка, хотя в Астрахани тростник еще выше – более трех метров. Ловить с берега оказалось почти невозможно (не помогли и вейдерсы), однако мы с Игорем видели несколько приличных голавлей, а Виктор ухитрился одного поймать. После той поездки Виктор даже купил надувной рыбацкий плотик специально для рыбалки на таких вот речках. О своем опыте он обещал рассказать нашим читателям, но, видимо, что-то до сих пор не складывается…

Летом я “промышляю” почти исключительно на малых реках, но куда чаще – на севере нашей области. Узола, Линда, Керженец, Ветлуга – все эти водоемы мне более понятны, и ловить на них мне лично более комфортно. Хотя в них и заметно меньше рыбы, чем на южных речках. Имею в виду, конечно, объект своего рыболовного пристрастия – хищника, поскольку ветлужского леща, например, много даже по волжским меркам, и поймать два пуда за рыбалку при грамотном подходе вполне возможно. Но с этим вопросом надо обращаться к моему коллеге Александру Зайцеву – большому любителю и мастеру фидерной лещовой рыбалки.

 На Имзу и Ургу за голавлем и жерехом. Дмитрий Соколов

На Красную Горку подъехали в шесть утра и, воспользовавшись подсказкой местных жителей, без труда добрались до реки. Меня высадили, помогли накачать лодку и, благословив, отправили в дальний путь. Мне предстояло пройти сначала по Имзе, а затем – по Урге до села Быковка, в районе которой Даниил и Михаил должны были ловить с берега. По гугловской карте я померил расстояние “от и до” – у меня получилось чуть больше 10 км. Для северных  речек это не дистанция: если без завалов, можно без труда преодолеть и “двадцатку”, уделяя максимум времени рыбалке, а не гребле. Но южные реки оказались другими. Особенно – Имза.

Река в месте старта не превышала трех метров в ширину. А в нескольких местах оказалась еще меньше, так что мне пару раз даже пришлось снять весло с уключины и грести в стиле “каноэ”. Кроме недостаточной ширины, мешала продвижению и водная растительность – уруть и роголистник, если я правильно их идентифицировал. Иногда растительность забивала весь плес, приходилось отталкиваться веслами не от воды, а от водорослей. Та же ситуация сохранилась и на перекатах Урги, хотя это я немного заплываю вперед…

На Имзу и Ургу за голавлем и жерехом. Дмитрий Соколов

Итак, Имза. Почти у старта встретилось несколько ботников на берегу и черный коршун в небе – то и другое является косвенным доказательством наличия рыбы. Еще одно доказательство – всплески на воде. Нечастые, но тем не менее они были. На Линде, к примеру, рыба чаще всего привязана ко дну и крайне редко обозначает себя визуально. Даже немногочисленный голавль, и тот тих и разумен, – никакой водной акробатики.

На Имзе всплески были. Почти сразу начались и поклевки. Первым попался… окунь. Вот уж не ждали, что называется. Окуня мы и в Африке поймаем… нильского. А хотелось голавля. В семь утра попался первый голавлик. Начал я с проверенной годами голавлевой классики – смитовских камионов. Хотя в процессе 12-часовой рыбалки искупал десятка два различных моделей воблеров и “железа”, но во время значительных пауз в клеве к камионам возвращался – и они выручали, давая такие желанные поклевки. Работал как маленький камион в мелководном исполнении, так и магнумы. SSR я не очень люблю (у него иногда захлестывается за леску крючок), а вот Магнум-SR – один из самых мной востребованных. Интересно, что жалует этот не самый мелкий воблер и штучный язь малой реки – моя любимая спиннинговая рыба.

На Имзу и Ургу за голавлем и жерехом. Дмитрий Соколов

Через 20 минут в активе было уже четыре голавлика, самый крупный из которых потянул граммов на 300. Ловить было в равной степени сложно и интересно. Стестенные условия, довольно быстрое течение, небольшие “окна” в растительности, в которые надо было попасть с двигающейся лодки – все это было очень динамично, азартно, весело.

К половине девятого я как-то незаметно вплыл в Ургу. Давным-давно была версия, по которой именно эта река впадает в Имзу, а не наоборот. Но сейчас считается, что Урга главнее. По рассказам друга нашей редакции Виктора Михайловича Аксенова, вода в этих двух реках разная: в одной прозрачная, а в другой – не очень. Ему, как подводному охотнику, в прямом смысле этого слова виднее, но я особой разницы не уловил, мне вода везде показалась прозрачной. С точки зрения спиннингиста, конечно. Для нас метр – это уже приличный “прозрак”. Но на Урге этот самый “прозрак” доходил до двух с лишним метров. Логично было применить по такой светлой воде поводок из флюорокарбона. Но особой разницы в количестве поклевок с поводком и без него я не заметил, так что с легкой душой стал вязать застежку прямо на шнур.

На Имзу и Ургу за голавлем и жерехом. Дмитрий Соколов

Вскоре характер реки изменился. Вместо тесных тростниковых коридоров начались широкие (до 20 метров и более) травянистые прогоны, чередующиеся поворотами и ямами на них. Выплываешь из переката, и если река поворачивает направо, то слева обязательно есть небольшой заливчик с белой лилией, прямо – тростниковые заросли, направо – заход в очередную “трубу”. Уже через несколько поворотов стало ясно, что вся рыба стоит на входе в перекат и на выходе из него.  

Возможно, и на самом перекате рыбы было тоже много, но вот ловить там оказалось просто невозможно – настолько густо росли уруть и роголистник. 

В девять утра я нацепил вертушку и поймал… красноперку. Да какую! Граммов 300 в ней было, не меньше! И на Волге такая красноперка – весьма желанный трофей, а уж для малой реки – просто сюрприз, не иначе! Сопротивление взрослой красноперки – особое удовольствие. По упористости она даст фору и голавлю, а уж окунь аналогичного веса и рядом не стоял.

 На Имзу и Ургу за голавлем и жерехом. Дмитрий Соколов

А голавль – это поклевка. Даже трехсограммовик (основной трофей в этот июльский день) лупит в приманку так, что сердце куда-то в живот ухает! А уж когда воблер решает съесть голавлик покрупнее… Одного на полкило я чуть-чуть до фотоаппарата не довел, но уже эмоции, уже адреналин…

Рыба плескаться перестала, зато, видимо, в качестве компенсации, поднялся приличный ветерок, заставлявший периодически браться за весла. По Линде даже в сильный ветер сплавляешься – никаких проблем, берега и растительность на них всегда защитят. На Урге плесы пошире, а деревьев нет почти вовсе, только тростник, но это не слишком надежная защита.

На одном из поворотов (а на котором – я просто сбился со счета) пробрасывал крэнком стенку тростника и получил могучую поклевку. Кто-то просто остановил движение воблера и, согнув спиннинг в дугу, освободился от приманки. Чуть позже попался первый мелкий жерешок. С этого момента они будут ловиться довольно регулярно, составив в итоге целую “футбольную команду”.

На Имзу и Ургу за голавлем и жерехом. Дмитрий Соколов

Ровно в полдень сквозь пелену облаков пробилось солнце – и сразу стало жарко. Я снял с себя все дополнительные “шкурки”, оставшись в летних штанах и рубахе. Еще через полчаса захотелось искупаться, но тут меня ждало разочарование – река не позволяла исполнить задуманное! Здесь и выявилось существенное преимущество наших северных речек. Захотел освежиться – пристал к песчаному пляжику, спокойно вышел, разделся, зашел в воду и т.д. Южные реки текут в “канавах”, густо поросших тростником и рогозом, найти место выхода сложно. А там, где этот выход все же обозначается, тут же проваливаешься по колено в вязкий черный ил – препротивные ощущения! И вместо чистоты и свежести в результате купания получаешь грязные до коленок ноги – и на фига козе баян?!

…Весла в уключинах скрипят: “Ур-га, Ур-га, Ур-га…”, а по навигатору еще только половина пройдена, и уже как-то постепенно удовольствие заканчивается и начинается рыболовная пахота – неотъемлемая часть нашей профессии. Непосвященные люди считают, что мы “поймали шару” – рыбачим целыми днями напролет и за это получаем зарплату. Если такого дилетанта прогнать по описываемому маршруту, он быстренько выкинет такого рода мысли из головы!

На Имзу и Ургу за голавлем и жерехом. Дмитрий Соколов

Но и награда, конечно, есть. В моем случае это был жерешина под двуху весом. На входе в очередной перекат вертушку остановил местный “хозяин” – и сразу стал доказывать, что это он, а не я здесь главный. Фрикцион катушки я на сплавных рыбалках вырубаю начисто – иначе крупную рыбу просто не взять. Вся надежда –на спиннинг и его “укачивающие” свойства. В этом сезоне я стал счастливым обладателем Smith Interboron 53 МТН. Очень короткий (1,59 м), очень упругий, хорошо кидающий (при такой-то длине!) инструмент. Но главное качество этого “японца” я вижу в том, что при вываживании он гнется до рукояти, но рыбу при этом не отпускает! Короче, через 10 лет непрерывного поиска я нашел идеальный спиннинг для лайтовых рыбалок с дрейфующей по малой реке лодки. 

Три раза я показывал жерешине подсачек-ракетку – и он скрывался под моим плавсредством, сгибая спиннинг в колесо. А затем рыба сдалась. Хорошая рыба. Достойный трофей для водоема, который мы называем малой рекой… Всплески хорошего жереха в этом месте еще продолжались, но я не стал выстаивать очередную поклевку, а двинулся дальше. 

Вот уже и Ивановское показалось – теоретически товарищи могли встретить меня и здесь. Правда, для этого им пришлось бы совершить изрядный объезд, так что договорились встретиться в Быково. В Ивановском удалось наконец-то искупаться. У разрушенного моста был мини-пляжик с укрепленным кирпичиками дном, никакого ила, так что несколько минут мне было очень хорошо. А потом опять в лодку, на пятую точку. В этом году наши партнеры из питерской компания “Авек” к уже имеющейся лодке Storm-220 прислали поролоновую сидушку. Ну, очень удобная, я вам скажу, штука! “Пенки” любой толщины тушка взрослого мужика прожимает насквозь, так что жесткость деревянной сидушки вскоре начинаешь ощущать чуть не ребрами. А с фирменной сидушкой проблема исчезла. На стандартных моих мини-сплавах за 5–7 часов “пятая точка” устать не успевает. В этот день выдался марафонский заплыв, но тем более лучше с сидушкой, чем без нее!

До Ивановского я мечтал уже только об одном – чтобы этот марафон наконец-то закончился. Но, освежившись, с новыми силами принялся за ловлю. И, как оказалось, было чем заняться. Река снова сузилась, и снова доминантной рыбой стал голавль. При входе в один из перекатов мне попался самый крупный лобастый сплава – граммов на 800. Сложные условия, лодка в движении, удар голавля по воблеру, секунды сопротивления – и, не вынимая рыбу из воды, фотосессия. Затем аккуратное (прямо в воде) освобождение рыбы от крючка… кайф…

На Имзу и Ургу за голавлем и жерехом. Дмитрий Соколов

Вскоре показалась церковь в Быковке. Точнее, я видел ее еще издалека, но только к пяти вечера смог сказать товарищам по телефону, что я у церкви. Меня поздравили “с почти окончанием заплыва”. Товарищи, кстати, поймали негусто, но это не говорит об их неумении. Река оказалась совершенно непригодной для береговой рыбалки: подходов катастрофически мало, так что единственно возможным вариантом мы дружно признали ловлю с лодки. Приедем ли мы еще на Имзу и Ургу? Я не знаю. Но всю ночь после этой трудовой рыбалки мне снились перекаты, забитые травой, всплески голавлей, и весла моей лодочки всю ночь нашептывали мне бесконечную песню “Ур-га, Ур-га, Ур-га…”.