Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > На готовом

На готовом

9-1-17-2010.jpg

Правильно поступают те рыболовы, которые стараются свой улов не афишировать. Когда друзья, знакомые или соседи узнают о количестве вылавливаемой рыбы, они непременно напрашиваются с вами на рыбалку. Отказать – значит обидеть человека. Накопленный годами опыт, отлаженные снасти и насадка для начинающего рыболова-любителя “темный лес”.

В понимании новоиспеченных рыболовов рыбалка – ни что иное, как отдых: пришел, забросил в воду оснастку, наловил рыбы и полностью счастливый вернулся домой. Кроме червя и катыша хлеба, они вряд ли вспомнят названия других насадок. Приобретенные в детстве навыки остаются на том же уровне. Приходится соглашаться, договариваться и устраивать товарищу “праздник рыбалки”.

У спиннингистов свой подход к обучению новичков, свои взгляды на тактику ловли. У поплавочников все гораздо проще, и больше шансов, что в садке рыболова будет плескаться рыба. Сколько друзей и знакомых с женами обучил ловить рыбу на поплавочную удочку – сейчас и не сосчитать.

Интересный факт: как только рыболов наберется немного знаний, и у него что-то начинает получаться на рыбалке, он старается ловить рыбу самостоятельно. Если преподать хорошую “школу”, уловы сразу пойдут в гору и удильщика начнет манить на водоем, как магнитом. У меня даже выработался свой план обучения дилетантов, и после первой “настоящей” рыбалки видно, есть ли в будущем рыболове рыбацкая жилка или он так и останется на уровне любителя природы, для которого удочки у воды – лишь дополнение к отдыху.

Обучение новичка начинается еще в городе, где даю конкретные наставления, чтобы рыболов не брал с собой на водоем ничего лишнего! Это значит, в его рыбацком рюкзаке не должно быть никаких снастей, только попить и покушать. Такое наставление вызывает некоторое удивление, но, с другой стороны, если рыболов возьмет на рыбалку свои снасти, значит, “учителю” в лучшем случае придется терять время, перестраивая их, да и на свои “макаронины” рыболов получит урок практически такой же, какой он получил бы и без вас.

Обучение новичка ведется “на готовом”. Насадка, прикорм, снасти, садок, стульчик — все мое. За тридцать пять лет рыбалки от ненужных снастей избавился, лучшее оставил себе и супруге, несколько удилищ – для друзей и знакомых. На крупную рыбу, такую, как сазан и карп, дилетантов не приглашаю: себе нервы портить, да и у новоиспеченных удильщиков не такое уж завидное здоровье, чтобы спокойно пережить сорвавшуюся с крючка крупную рыбу. Смех смехом, а были и такие ситуации, когда рыболова выручали медикаменты.

Самый оптимальный вариант – плотва и подросшие “сковородные” караси. Такой рыбы и поймать можно много, и поводок не оборвет, а главное – скучать некогда, так как поклевка следует за поклевкой.

Рыбалка начинается с оснащения удилища и закрепления оснастки на вершинке удочки. Попутно объясняю, почему длина лески должна равняться длине удилища, для чего столько дробинок под поплавком и какой длины должен быть поводок.

Удилище к работе готово. Находим глубину и прикармливаем. Каждое свое действие рассказываю и отвечаю на задаваемые вопросы, если у дилетанта появляется интерес. Например. Почему нельзя прикорм бросать дальше поплавка? Что такое кормовая дорожка? Какое количество прикорма идет в закорм, и для чего он нужен и на какое время рассчитан? Какие съедобные компоненты добавляются в прикорм, и что дает сырое пшено?

Действительно, что же может дать в прикорме сырое пшено? Во внутренностях рыбы обнаружить не удавалось, да и в рыбьем желудке оно так быстро перевариться не может. Приходиться приводить свое мнение. Сырое пшено впитывает в себя какую-то часть ароматизатора в прикорме. Это один плюс. Второй плюс – цвет пшена, который рыба видит, интересуется и задерживается на облавливаемом участке.

Самое простое объяснение: рыба быстро пшено собрать не может и “клюет, как курочка, по зернышку”, и пока она его “клюет”, успеваешь выловить большую часть стайки на более крупную насадку. Вторая версия звучит не менее правдоподобно, чем первая, и даже внушительней. Нагружать новичка объяснениями, что прикорм, лежащий на грунте “ковром”, дольше удерживает рыбу на облавливаемом участке, какие ароматизаторы нравятся тому или другому виду рыб, не нужно. Большое количество информации, полученное за один выезд, трудно усвоить, а моя задача – дать рыболову толчок, чтобы он заинтересовался ужением рыбы, и оставить ему перспективу для самостоятельного поиска.

Прикорм подброшен, снасти к ловле готовы – можно и вплотную рыбалкой заняться, но… как показывает практика, первые минут двадцать после начала ловли клев вялый. Первый порыв начинающего рыболова взять в руки удилище погашен. Рыболов стремится приступить к ловле рыбы, но здесь следует очередное наставление, как правильно надеть на крючок насадку.

Исходя из того, что рыба не крупная и максимальный размер крючка № 3,5-4,0 (по отечественной нумерации), значит, на живой насадке жало крючка остается открытым, а на растительной маскируется. Перловка насаживается с таким расчетом, чтобы между цевьем и насадкой было небольшое расстояние. Нельзя насаживать перловку за середину, трудно просечь, да и от сходов нет никаких гарантий. Кашка сбилась – насади другую, и при любом клеве более двух-трех раз одну и ту же перловку перебрасывать не следует, так как глазировка от ароматизатора на насадке перспективна короткое время.

Демонстрирую, как нужно владеть снастью, и первый заброс делаю сам. Интересен факт: в своей практике ловли рыбы я часто обращаю внимание на количество всплесков после заброса оснастки. Обычно их происходит четыре: три – от грузиков-дробинок, четвертый – от перловки на крючке. Не хочу считать, а оно само собой получается.

Поклевка происходит практически сразу. Делаю легкую кистевую подсечку, на чем заостряю внимание дилетанта, и не выбрасываю рыбу из воды, а поднимаю, не давая ослабнуть леске. Когда рыба в воздухе, направляю ее в открытую ладонь руки. С первого выезда освоить полностью технику владения снастью сложно, пусть новичок смотрит, учится, подражает.

Рыболов заинтригован активным клевом и начинает делать небольшие ошибки, на которых стоит заострять внимание удильщика. Ошибки следует замечать тогда, когда они происходят, а не по пути на водоем или по завершении рыбалки. На некоторых остановлюсь.

Нельзя удилище класть на песок, когда снимаешь рыбу с крючка. Обычно комель удилища зажимается коленями или держится в руке. Те же действия – при насаживании на крючок насадки.

Вершинка удилища, словно указка, должна двигаться за поплавком и “смотреть” на него.

Подсечка бывает не только вверх, но и в сторону, вправо или влево, в зависимости от парусности лески.

Не следует бросать прикорм в воду, когда рыба ловится, допускается подбрасывать под поплавок по 15-20 крупинок. Горсть перловки, брошенной под поплавок, может значительно уменьшить количество поклевок.

Через пару часов рыболов начинает интересоваться уловом в садке, еще и приговаривает, что столько рыбы еще не ловил. Здесь у “учителя” позиция незавидная: зная, что “цыплят по осени считают”, рыболову можно разрешить пару раз “полюбоваться” уловом, так не угаснет желание поймать еще рыбы, и пусть убедится, что по улову он отстает от напарника. Как мы видим, рыболов рыбу ловит сам, ничего сложного в этом занятии нет, и ему захочется еще раз испытать рыбацкую удачу. В точно назначенное время рыбную ловлю следует заканчивать и не поддаваться на уговоры поймать “последнюю рыбку” или продолжить ловлю, так как клев еще не закончился.

Если рыболов заинтересован в продолжении совместных выездов, он вас послушает, да и мне интересно общаться с будущим мастером рыбалки. Но… в трех случаях из четырех рыболов считает, что ловить рыбу не так уж и сложно. Самостоятельно покупает самую дешевую “макаронину”, поплавки-“бакулки” и еще массу рыбацких принадлежностей, на которые опытные рыболовы не обращают внимания. В дальнейшем такого удильщика трудно переубедить, что его снасть совсем другая, а поплавок больше похож на бакен, стоящий посередине реки. Снасти “приобрели” владельца, и, поняв ошибку, рыболов будет продолжать на них ловить рыбу, а как – это уже его дело.

Красиво ловить рыбу – это искусство, опыт, приходящий с годами, и желание постоянно самосовершенствоваться.

Владимир Телельков, г. Барнаул