Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > На диком береге Иртыша

На диком береге Иртыша

Воспоминание

Четверть века назад, когда в Западной Сибири полным ходом шли работы по освоению месторождений нефти и газа, забросила судьба и меня в те сибирские дебри.

Жил я тогда с женой и дочкой в мобильном блоке (большой металлической бочке, оборудованной под жилье). Зимой в нем было холодно, а летом - нестерпимо жарко. Но тогда нас эти неудобства не особо огорчали. Мы были молоды и беспечны. В выходные дни обычно отправлялись куда-нибудь отдыхать на природу. Дочке было 12 лет, и, когда у меня выпадала свободная минута, она от меня не отставала ни на шаг.

И вот однажды решили мы с ней сходить на рыбалку. С вечера приготовили удочки. Положили в сумку булку хлеба, кусок колбасы и улеглись спать. Поднялись утром рано. Небо на западе еще мерцало звездами, а восток разгорался яркими красками. Поеживаясь от утренней прохлады, поспешили к реке. Пересекли большое поле и, пройдя через узкую полоску леса, оказались на обрывистом берегу.

Солнце уже висело над горизонтом, и роса на траве сверкала мириадами искр. Вместо того чтобы поискать более пологий подход к реке, мы решили спуститься прямо по обрыву, который вначале показался нам не очень крутым. Не теряя времени, начали спуск.

Пройдя без помех первые метры, остановились перед отвесным спуском метра в четыре, оканчивающимся внизу площадкой, засыпанной рыхлым песком. Я сбросил ветровку и долго уговаривал дочку, чтобы она не боялась, когда я ее буду осторожно спускать с обрыва. Наконец она мягко приземлилась на кучу песка. Я ухнул на эту же кучу следом. Первый трудный этап был пройден.

Мы посидели на песке и полюбовались на раскинувшуюся перед нами панораму. Противоположный берег реки был пологим, изобилующим множеством озерков и стариц. Они еще слегка дымились легким туманом, но солнце уже стало припекать, и чувствовалось, что день будет жарким. Река плавно несла свои темные воды. Чайки быстро носились над ней, высматривая добычу. Воздух был неподвижен и чист.

Отдохнув, мы двинулись дальше. Преодолевая многочисленные препятствия, медленно продвигались вперед. Надеясь, что скоро достигнем цели, сумку с колбасой и удочки непредусмотрительно сбросили вниз.

Время подходило к обеду, а мы еще не одолели и половину пути. Сидим на очередном выступе. Солнце палит нещадно. Пот заливает глаза. В горле пересохло, хочется пить. У дочери разболелась голова, она совсем скисла. Я пошел разведать, нельзя ли вернуться назад, но, упершись в четырехметровый обрыв, понял, что преодолеть его мы не сможем. Пришлось идти дальше вниз.

Наконец мы оказались перед почти отвесным обрывом, глубиной метров в десять. Спуститься без каких-либо приспособлений было немыслимо. Мы сами себя загнали в западню. Как назло, внизу не было видно ни одного человека, и нам оставалось только ждать посторонней помощи.

Прошло часа три... И вдруг дочь обнаружила в кармане своей ветровки небольшой складной охотничий нож типа "Лиса".

Грунт был податливым, и, проделывая ножом в стене углубления достаточной величины, чтобы можно было поставить ногу, я продвигался все ниже и ниже.

Самой сложной задачей теперь было уговорить дочь спускаться по этой "лестнице" вслед за мной. С высоты четырех метров я прыгнул на находившуюся внизу рыхлую кучу, по колени ушел в песок, а надо мной поднялось целое облако пыли. После некоторых уговоров дочь повторила мой "подвиг". И вот мы, грязные и усталые, кое-как отмывшись в реке, недалеко вверх по течению обнаружили хорошо протоптанную тропу, поднимавшуюся вверх по оврагу.

Солнце уже склонилось к горизонту, когда мы подходили к нашему жилищу. Нас встретили слезами и упреками. Позже местные жители мне сказали, что высота берега в этом месте достигает шестидесяти метров.

Недаром в пословице говорится: "Не зная броду, не суйся в воду".

Владимир Смирнов, г. Верхнеуральск