На Чебоксарском водохранилище
Зима. Погода, что называется, то в жар, то в холод, стабильности никакой. Мы на рыбалке. Прошедший по земле ледник не нацарапал в наших северных районах Нижегородской области глубоких впадин для рек и озер, приходится поэтому помотать мили на кардан.
Ездим рыбачить на Чебоксарское водохранилище, точнее - под г. Козьмодемьянск. Правда, мы на этом берегу, он на том, но с рыбаками этого славного городка встречаемся где-то на середине водоема, ибо всем известно, что лучший клев у противоположного берега. Зимние деньки короткие, приходится выходить по темноте, чтобы на месте предполагаемого клева быть, так сказать, на утреннюю дойку.
Прибыв на место, с удивлением обнаруживаем, что в примерно в километре от нас уже сформировалась приличная толпа. В первый день мы ее как-то проигнорировали, на второй - душа позвала проверить. Я по своей натуре рыболов-одиночка, и коллектив для меня нонсенс, но наблюдать и общаться люблю. Не дойдя немного до основной массы народа, подошел к одиноко сидящему рыболову. Судя по экипировке, удочке, буру - далеко не новичок.
Поздоровался, спросил, чего не в кучке.
- Делать пока нечего там, разбежался судак, четвертый день уже гоняют.
- Трофейные были? - спросил у расположенного к общению рыбака.
- Четыре семьсот самый большой, а так два-три килограмма.
Я порадовался "белой" завистью за тех, кто ощутил этот вес на леске, да еще неоднократно.
Дальше был рассказ, как нашли судака на тринадцати метрах и повоевали с ним на славу: по десятку красавцев имели за день.
Сопоставив вес и штуки, получилось неплохо, и это практически у стен города в перепоясанном вдоль и поперек сетями водоеме. Остается только удивляться, как рыба еще растет и множится в таких условиях. Ведь даже принципом "поймал-отпусти" не воспользоваться. Ну, выпусти поднятого с глубины судака, он лишний раз махнет хвостом - и в "клеточку". Так что "поймал - скушай на здоровье" больше подходит для Средней Волги.
Оставив собеседника, двинулся я посмотреть процесс ловли, так сказать, изнутри. Присел метрах в десяти, наблюдаю...
Ловля, конечно, отличается от нашей. Мы аккуратно насаживаем тюльку на крупную мормышку, не дай Бог, чтобы спина у живца прогнулась, и, аккуратно положив приманку на дно, начинаем плавный подъем с покачиванием.
Местные рыболовы ставят на удочки лески 0,35-0,40 мм, блесну типа кастмастер граммов 20-30 весом. Ловят: подъем, сброс со стуком об дно - такую муть поднимают, что судак, наверное, от злости бросается на обидчика.
И еще моменты мне понравились. Вытаскивает кто-нибудь очередного, и тут же вокруг его лунки по всем четырем сторонам света бурятся лунки, опускаются блесны. Поклевка - и на очередном вываживании судак собирает в кучу все лески и с вытаращенными глазами, в которых, естественно, вопрос "а что это было?", лежит на льду. Кряхтя, рыболовы распутывают снасти и через полчасика вновь опускают их в воду. Замечу, однако, что при этом они ни разу не ругались между собой. У Владимира Высоцкого на эту тему в одной из многочисленных песен есть слова: "у него стальные нервы или нервов вовсе нет".
Насмотревшись вдоволь, получив зарядик адреналина, я отправился опять в одиночные хождения и поиск того, предназначенного только для меня судака.
В конце концов, не за большими уловами мы каждую неделю ездим за двести километров - желание побыть наедине с собой, со своими мыслями все-таки на первом месте. А рыба что, есть рыба на водохранилище, приезжайте - увидите.
В. Заводский, Нижегородская обл.