На Белоярской яме
Владимир Валентинов, г. Барнаул
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 2(64), 2005 год
На льду Белоярской ямы, на речке Чесноковке в декабре довольно многолюдно и холодно. Мороз пробирается за воротник теплой куртки и ищет любую щелочку в одежде, чтобы дотронуться своим ледяным дыханием до рыболова.
Водоем считается городским, в трехстах метрах от Оби и Гребного канала и в одном пролете электричкой от столицы Алтая. Основная масса прибывших на лед рыболовов прятались в палатки, настраивали поплавочные удочки и ловили плотву. Самые непоседливые и жадные до поклевок рыболовы постоянно бурили лед в поисках окуневой стаи.
Пробовали разнообразные снасти, блесны и балансиры. Большая часть удильщиков концентрировались над затопленным коряжником, так как по краевому центру прошла молва, и рыбацкое радио сообщило, что в коряжнике Белоярской ямы отлично ловится крупный окунь. Это сообщение повлияло на наш выбор водоема, хотя при температуре ниже 25о можно было провести свой выходной с семьей в теплой квартире. Возле одной из палаток мы встретили знакомого рыболова Вячеслава, который, будучи инвалидом детства и получая мизерную пенсию, буквально жил на рыбалке.
В руках Славы был ледобур, которым он успел сделать десяток лунок в самых закоряженных местах. Заметив знакомых рыболовов, Вячеслав оставил ледобур в недобуренной лунке, подошел и пожал каждому руку. Одет был легко, и мы сразу задали ему вопрос: почему он в мороз одет не по сезону. "Не замерзну, - ответил рыболов, - у меня, вон, палатка на каркасе с печкой стоит, в ней сейчас пацаны греются". Мы подошли к палатке Вячеслава и заглянули внутрь. Прижавшись друг к другу внутри укрытия, сидели пятеро юных горе-рыболовов.
Одеты они были по-городскому легко, о чем-то шептались и еще строили планы поймать рыбу. Самый старший из нашей компании, полковник в отставке Владимир Никитин, командным голосом приказал молодежи: "Так, господа-рыболовы. Даю вам еще пять минут греться, собраться и через двадцать минут быть в электричке. Увижу на льду, уши надеру". Пацаны спорить не стали, видно, ждали подобного сигнала, уйти со льда самим им не хватало смелости. Вячеслав, по доброте природной, показал нам лунки, из которых всю неделю ловил окуней, и сожалел, что сегодня резко похолодало и на льду много народа. Благодарим за подсказку и начинаем вращать ледобуры.
Самые закаленные мормышат несколько лунок для поиска полосатых, а рассчитывающие поймать окуней только на уху, сделав одно отверстие, быстро прячутся под полиэтиленовую палатку-накидку.
Глубина под лунками около трех метров. Клев начался сразу, но обещанные горбачи не попадались. Вся наша команда рыболовов-соседей ловит на мормышки без насадки. Окунь-хищник выходит на хватку движущейся мормышки смело. Если лунка прикормлена живым мормышем, на каждого окуня приходится по зацепу. Отцепом приходится пользоваться постоянно, и поэтому в рыбацкий ящик он не убирался. На коряжнике рыболовов было мало, да и мы успели пожалеть, что в выборе места послушали Вячеслава.
Однако наш знакомый уверенно обходил свои лунки, вытаскивал окушков и порциями носил к палатке. Зацепов у друга-окунятника было крайне мало, и явно у Славы был какой-то секрет от зацепов. Рыболов несколько удивился, но тайны не стал делать, так как ничего сверхъестественного и не было. Все довольно просто.
Окунятник в труднопроходимом коряжнике применил мормышку "уральская". Привязана она была не традиционным способом под углом 45 градусов, а крючком вниз. На жало крючка был одет кембрик из красной резины, который защищал обманку от зацепов, но легко пробивался на поклевке окуня. Крючок при вертикальной проводке еще был защищен от встречи с ветками телом мормышки, и Вячеслав при ловле в коряжнике проблем не испытывал. Мы попробовали ловить так же, получилось. Вскоре у каждого из нас было наловлено по приличной горке вполне едовых окуней.
Днем клев заметно ослаб, и Вячеслав в местах кембрика насаживал живого мормыша и продолжал ловить окуней. В обоих случаях от зацепов он был защищен и не засыпал "глухие" труднопроходимые обманкой лунки.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 2(64), 2005 год