Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Можно ли ловить рыбу на Волге?

Можно ли ловить рыбу на Волге?

Автор: Петр Костюк
510-54-1.jpg

(что такое РПУ, и надо ли с ним бороться)

Ну вот и пришли времена, когда народное достояние становится недоступным для народа. Еще совсем  недавно никому в голову не могло прийти, что кто-либо может сказать, что на данном участке реки любительский и спортивный лов рыбы запрещен. Как так? Многие десятилетиями ловили рыбу на реках области, ловили честно, сетей не ставили, взрывчатыми веществами рыбу не глушили, электроудочками не пользовались. И вдруг все стали вне закона. Теперь к вам могут подойти на лодке и попросить покинуть данный участок реки, т.к. рыбалка на нем разрешена только с согласия арендаторов участка. Давайте разберемся, что же произошло и каким образом о нас позаботилось родное государство.

ТЕОРИЯ

26 ноября 2004 года Государственной Думой РФ принят, 8 декабря 2004 года Советом Федераций одобрен, а 20 декабря 2004 года подписан В.В. Путиным Федеральный закон за номером 166, который именуется "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О РЫБОЛОВСТВЕ И СОХРАНЕНИИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ" (в дальнейшем - Закон). Этот документ узаконил передачу в аренду частному бизнесу рыбопромысловых участков (в дальнейшем - РПУ) и некоторыми пунктами регламентировал деятельность арендаторов. 

Другими словами, данным законом регулируются "... отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов". Нас, как жителей Нижегородской области, интересуют те части закона, которые распространяются на реки, озера и пруды, и те, которые прямо либо косвенно затрагивают интересы нас, рыбаков-любителей и спортсменов. Болезненный, практически смертельный, удар по любительскому и спортивному рыболовству нанесла Статья 24 Закона. Конкретно по пунктам:

1. Любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Данный пункт нам интересен только тем, что при дальнейшей эскалации конфликта между государством и частным бизнесом с одной стороны, и рыбаками-любителями - с другой, никто не сможет потребовать от нас убраться с водоема, если данный участок не относится к РПУ, не находится в частной собственности (аренде) либо не закреплен за областным Обществом охотников и рыболовов. Все распоряжения местных администраций, приказы губернаторов, мэров и иже с ними не имеют никакой законной силы, поскольку федеральный закон имеет большую силу и урезать граждан в правах можно только на федеральном уровне.

2. Любительское и спортивное рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия.

Вот тут нам подложили свинью. В проекте закона этой статьи не было. После того, как проект начал обсуждаться на многочисленных форумах, и в качестве противодействия была выбрана тактика ловли рыбы по принципу "поймал-отпусти", в конечной редакции Закона и появился данный пункт. О спешке, в которой этот пункт включался в Закон, можно судить по тому, что в основных понятиях Закона пунктом 16 разъясняется, что же такое любительское и спортивное рыболовство:

16) любительское и спортивное рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях...

Заметьте, только добыча и вылов. Ну, это и логично, поскольку любители и спортсмены в итоге уменьшают поголовье рыбы, которое могло бы быть добыто промышленным способом. Но авторы Закона пошли дальше и запретили любую рыбалку в границах РПУ. Точнее, сделали все для того, чтобы любительское рыболовство стало практически невозможным.

3. Любительское и спортивное рыболовство в обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется с согласия их собственников.

Этот пункт не принес ничего нового. Платные озера и пруды существуют относительно давно. И, на мой взгляд, в этом только положительные стороны. Пусть сейчас этот бизнес в зачаточном состоянии, пусть берега не облагорожены, территории не убираются, а деньги просят немалые, но! Капиталистические отношения расставят все по своим местам. Мы, как потребители услуг, будем голосовать рублем за комфорт, улов и качество услуг. Единственным минусом ситуации с платными водоемами является то, что на законодательном уровне не прописано, что платными может быть только ограниченное количество водоемов. Это - как с дорогами: если есть платная, обязательно должна быть бесплатная альтернатива (не будем вдаваться в подробности, что и за бесплатные дороги мы платим, и немало).

4. Любительское и спортивное рыболовство на рыбопромысловых участках осуществляется с согласия пользователей рыбопромысловыми участками.

Вот он! Вот тот пункт закона, ради которого и писалась эта статья. Комментарии, как говорится, излишни. Немного позже мы вернемся к вопросу о том, как и на каких условиях мы можем рыбачить на РПУ.

5. Любительское и спортивное рыболовство на водных объектах или их частях, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, осуществляется на основании разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов.

Это тот случай, когда к вам могут подойти и поинтересоваться наличием действующего членского билета Общества охотников и рыболовов. Методы противодействия те же, что и в случае с РПУ, и поговорим о них ниже.

6. Перечень водных биоресурсов, добыча (вылов) которых осуществляется при любительском и спортивном рыболовстве на основании разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Этот пункт предельно понятен. Стоит обратить внимание только на то, что перечень устанавливается на федеральном уровне и никакие местные указы не могут запретить ловить окуня или судака, потому что местные чиновники посчитали, что данные виды рыб стали ценными и все реже попадаются промысловикам.

ПРАКТИКА   

510-54-2.jpgИтак. Вас попросили покинуть водоем или участок реки. Что же делать? Здесь многое зависит от вашего характера, целей присутствия на данном водоеме и вашей готовности идти на конфликт. Только помните, что действовать необходимо в рамках законодательства РФ, быть предельно спокойным, не грубить и не оскорблять других людей. Все ж они на работе.

В первую очередь, стоит поинтересоваться у подошедших граждан документами. Выяснить, кто они такие, на каком основании они требуют от вас вообще что-либо. Помните, что потребовать документы у вас может только сотрудник милиции (при определенных обстоятельствах сотрудники рыбоохраны), а документы на лодку - сотрудник ГИМС. Затем стоит поинтересоваться, а действительно ли вы находитесь на РПУ либо на водных объектах, предназначенных для спортивного и любительского рыболовства. Попросить документы, договор пользования, разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов (естественно, копию).

Статья 40. Условия договора пользования рыбопромысловым участком.

В договоре пользования рыбопромысловым участком указываются:

1) наименование, площадь, границы рыбопромыслового участка;

2) сведения о пользователе рыбопромысловым участком;

3) разрешенные виды рыбохозяйственной деятельности;

4) срок пользования рыбопромысловым участком;

5) порядок пользования водными биоресурсами;

6) требования к сохранению водных биоресурсов и среды их обитания;

7) порядок, условия и сроки внесения платы за пользование рыбопромысловым участком, за исключением рыболовства в целях, указанных в статье 25 настоящего Федерального закона;

8) иные предусмотренные гражданским законодательством или соглашением сторон условия.

Поинтересоваться, а где собственно аншлаги и объявления, извещающие о том, что вы находитесь в границах участка, а почему их не видно с воды (берега). Кстати, требование об обозначении границ РПУ было оформлено 31 марта 2008 года на совещании Законодательного собрания Нижегородской области: "границы рыбопромысловых участков должны быть четко обозначены при помощи аншлагов, хорошо видимых с воды и берега и содержащих всю необходимую информацию о границах участка и его пользователе, включая юридический адрес и номера телефонов". 

Там же было сказано, что арендаторы РПУ не имеют права взимать плату за любительское и спортивное рыболовство, а так же то, что: "между рыбопромысловыми участками для промышленного рыболовства находятся участки общего пользования, на которых лов рыбы осуществляется без ограничений разрешенными спортивными и любительскими орудиями ловли, но не более 5 кг рыбы за один выезд на водоем".

Немаловажным замечанием прозвучало: "Границы рыбопромысловых участков устанавливаются Министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области и должны находиться на расстоянии 50-100 метров от берега, в зависимости от рельефа местности", т.е. ваше право поинтересоваться, на каком расстоянии от берега проходит граница РПУ, потребовать документального подтверждения и на вполне законном основании осуществлять лов рыбы с берега или лодки, не вторгаясь на территорию РПУ.

Не бойтесь ставить в тупик проверяющих, чем больше вы им зададите вопросов, тем больше вероятность, что с вами не станут связываться.

Менее затратным для нервной системы способом рыбачить в границах РПУ является получение разрешения от арендатора участка. И хотя арендатор не имеет права взимать плату с граждан за рыбалку на его участке, он имеет право взять с вас деньги за бланк разрешения. Очевидным минусом такой разрешительной системы является проблематичность получения такого разрешения. Даже если арендатор рубаха-парень и будет только рад позволить вам рыбачить на его участке, то ехать в рабочее время в контору арендатора, в отдаленный населенный пункт, может себе позволить не каждый.

И напоследок. Не бойтесь отстаивать свои права. Закон принят без нашего участия, хотя в нем есть такая статья:

Статья 2. Основные принципы законодательства о водных биоресурсах.

1. Законодательство о водных биоресурсах основывается на следующих принципах:

5) участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане Российской Федерации и общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством...

По сути, этим Законом подведена черта под эпохой общенародного пользования водоемами, привыкайте жить в новых реалиях. Недаром же основным принципом этого Закона, пусть и последним пунктом, является:

9) платность использования водных биоресурсов, согласно которому любое использование водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.