Мой зимний «крокодил»
Цель нашей очередной поездки означала поверхностное исследование живописнейших мест Чебоксарского водохранилища в районе села Бармино. Шесть членов нашего экипажа изначально разделились на группы, настрой которых предполагал разные способы рыбалки и разные целевые объекты охоты. Двое искали окуня с балансирами и блесной, один активно "ударялся" в безнасадочную технику мормышкой, самый опытный рыболов нашего коллектива решил посвятить время судако-бершовой ловле на течении, а двое других, в том числе я, решили исследовать акваторию одной волжской протоки на предмет "зубастой" жерлицами.
Благо рыбалка предстояла двух дневная - на ночлег решили остановиться на местной рыболовной базе "Барм Сити", расположенной в пределах села на берегу Волги. Ранним утром всех шестерых участников выезда в два захода "развезли по местам" на предоставленном базой снегоходе.
Скажу вам откровенно, до места, куда привез нас опытный егерь, по целине нехоженого снега добраться пешком если и получилось бы, то сил на предстоящее бурение льда в поисках рыбы осталось бы крайне немного. Не говоря уже про желание.
Прибыв на место, егерь указал примерно, где пару недель назад одни жерличники поймали несколько щук по 1,5-2 кг. С протокой шириной порядка 300 метров, недалеко от ее выхода в большую воду, соединялся симпатичный заливчик, на выходе которого и посоветовал поставить щучьи поставушки егерь базы. Выгрузив из саней снегохода снасти, я и Даниил первым делом занимаемся ловлей живца, а трое других членов нашей команды останавливаются в километре от нас в поисках окуня.
Поначалу нам не сразу удается найти активную мелочь в качестве наживки. Но вскоре труды вознаграждаются двумя десятками окуньков, которых и должно хватить для зарядки наших снастей. Некоторые живцы по теории были не совсем подходящего размера, но, закрывая на данный факт глаза, тройники отдельных жерлиц нами наживляются 60-70-граммовыми "полосатиками". Моим десятком жерлиц вместе с десятком снастей Даниила мы в аккурат перегораживаем выход протоки в тот самый заливчик.
Проходят три часа без единого флага, а с ними и самое активное из практического опыта время выхода "зубастой". Понимаем, что нужно что-то менять. И это не что другое, как перестановка снастей в новое место.
Даниил решает перенести свои снасти под противоположный берег протоки, где он обнаружил довольно глубокую яму на фоне стандартных 1-2 метров глубины. Яма в ее центральной ложбине доходила до глубины 6,5 метров. Я решаю переставить жерлицы на самый выход протоки на большую воду, по максимуму охватив ее ширину. Проще говоря, перегораживаю выход.
Глубина в месте выхода ближе к одной стороне берега, как раз напротив расположившихся снастей напарника, была в районе 6 метров, где я "цеплял" продолжавшуюся яму, а при приближении к берегу другому (где мы изначально выставили снасти) глубина с каждой новой лункой начинала падать. Бурение очередной дюжины лунок в мокром слоеном льду и переноска снастей на новую дислокацию заставляют изрядно пропотеть.
Наконец в районе часа дня происходит первая поклевка. Сработавшая у Даниила жерлица, которая находилась на самой бровке ямы, при подсечке приносит пустой тройник. Неведомая хищница хитро сорвала окунька.
Спустя половину часа я заметил флаг и на одной из своих жерлиц. При подходе к снасти, не замечаю каких-либо признаков присутствия хищника на другом конце лески. Наблюдаю за невращающейся катушкой жерлицы несколько секунд, делаю подсечку и вынимаю на лед покусанного окунька.
Первый день охоты на щуку закончился с нулевым результатом на два десятка выставленных снастей. При всем этом погода в первый день стояла почти "щучья": легкий западный ветер, снег и температура -4. Но глухозимье твердо брало свою власть.
На следующий день боевое настроение помогла поднять клюнувшая с ночи "полторашная" щучка, смотавшая всю леску с катушки жерлицы Даниила. Значит, она здесь все-таки есть. Хищница схватила живца примерно на самом центре бровки - 3,5-4 метрах глубины. Раньше на незнакомых водоемах я всегда ставил жерлицы на более-менее крутых свалах, что практически всегда приносило результат. Не желая ждать рыбы на выходе протоки, принимаю решение переставить все снасти четко на центр свала.
Но, как впоследствии оказалось, траектория свала не пролегала параллельно берегу, как это бывает чаще всего, а представляла собой некую "змейку", и, прежде чем поставить очередную жерлицу на нужную глубину, приходилось часто перебуриваться. Смена глубин была глобальной: в одном месте глубина 1,5 метра, а через 5 метров доходила до 6.
В качестве помощника решил наконец опробовать в деле подаренный мне отечественный эхолот "Практик". Не скажу, что я им хотел найти рыбу, но данные о глубине я стал узнавать быстро и точно. На нужных 3,5-3,8 метрах я строил батарею жерлиц.
Между тем, во всех измеряемых эхолотом лунках я так и не увидел на экране прибора рыбу. Но на очередной найденной точке с нужной глубиной на экране "Практика" у самого дна обозначился самый крупный по имеющейся величине в прошивке сонара символ рыбы. Я был скорее удивлен, нежели возлагал надежды на поимку кого-то стоящего под этой лункой. Не придав этому значения, продолжил перестановку жерлиц.
В половине десятого, когда осталось перенести на бровку пару последних жерлиц, в дальнем краю переставленной колонны снастей замечаю радующий сердце флаг. Подбегая к сработавшей жерлице, еще издалека замечаю крутящуюся катушку. Ну наконец-то, хоть что-то клюнуло! Подбежав к снасти, выжидаю небольшую паузу, делаю подсечку и...
Читатель в такие моменты привык к длительным томлениям автора, передающего в красках весь процесс борьбы. Я отступлю от поэтических мер, хотя мне чертовски хочется это сделать. Скажу одно: самый сильный наркотик органического происхождения под названием "адреналин", как утверждают ученые, способен сотворить с мозгом человека ощущение потери разума. Шкала страха и тревоги, вызывающая неконтролируемую дрожь в ногах, превысила в тот момент никогда ранее не превышавшуюся в моем организме планку.
Подтянув с очередной попытки "нечто" к лунке, Даниил, который уже на протяжении нескольких минут вглядывался в ледяное окно, со второй попытки подбагрил пока еще невиданного "крокодила". Очищаем лунку от шуги - и нашему взору предстал глаз и часть жаберной крышки щуки. Такую в 130-ю лунку не затащишь даже на багре.
Судорожным голосом по мобильному телефону призываю неподалеку расположившихся "наших" окунятников придти на помощь. В течении 20 минут разбуривания лунки нам наконец удалось поднять на свет эту красавицу.
Электронный безмен зафиксировал рекордную для меня цифру - 8,5 кг. А когда я немного пришел в себя, вспомнил, что это та самая лунка, на которой эхолот и зафиксировал единственный крупный символ рыбки.
Александр Зайцев, Нижегородская обл.
Фото автора