Главная > Статьи > Мой рокфишинг: какая рыба водится в нашем море

Мой рокфишинг: какая рыба водится в нашем море

Алексей Трембицкий, г. Москва

Проводя с семьей свой отпуск на юге, мы сначала поднялись в горы полюбоваться седыми вершинами и красивыми пейзажами, ну и, конечно, половить рыбку в озерах. Потом отправились к морю.

Несмотря на то, что мы знали, куда едем, приехали только к вечеру и первым делом стали устанавливать палатку. Надо было успеть до темноты, иначе под южными звездами только лунную дорожку хорошо видать.

Как на грех, с моря ветерок стал поддувать (место стоянки в 15 метров от воды), а палатка-то немаленькая – тот еще парашют получается. Но справились, не впервой все-таки. И матрас накачали, и вещи перенесли, и даже уже окунуться успели, и переодеться после купания, и… вот уж звезды горят над головой. Быстро наступает южная ночь.

Вдруг, уже в темноте, какой-то мальчишка с берега громко позвал папку: скорпена ему попалась хорошенькая; на джиг ловил с силиконовой приманкой зеленоватого цвета. И я побежал, с фонариком. Интересно все-таки. До моих-то палочек дело только завтра дойдет.

Скорпена, действительно, была не маленькая. Мне пока таких рыб выуживать не доводилось (в прошлом году сорвалась перед самым носом… и то не большая).

Вдохновившись уловом юного рыбачка, пошел спать. Нужно было отдохнуть и набраться сил после снежников и пещер, после единственного карасика в горном озерке, после душной дороги из Адыгеи в Джубгу.

Утро. Первое утро, которое встретил на берегу под греющий душу шелест морской воды, радуясь тому, что не нужно никуда собираться и ехать. Мое семейство еще спало. Окунулся, поплавал – красота! Но в мыслях сидело слово, уж год не выходившее из головы, – рокфишинг. То есть рыбалка спиннингом в прибрежной морской зоне. В этом году бесповоротно решил не отправляться ловить в лодке, а сконцентрировать все внимание на прибрежных камнях-валунах под знаменитой горой Ежик.

Впереди море, за спиной скала, сверху солнце, и никуда от всего этого счастья не деться. Да и не хочется никуда отсюда деваться после тревог и напрягов, что круглый год отравляют наше существование в каменных городских мешках, подземке, пробках или офисном отвратительно-синтетическом пространстве!

А здесь хорошо. Всем! И можно с любым поговорить, например, о туризме или рыбалке.

Вот Анатолий… Он приехал отдыхать на велосипеде. Сев на двухколесного друга совсем не так давно, он уже буквально прирос к седлу, и, несмотря на свои «слегка за 40», крутанул педали на юг (но до Краснодара добрался на автобусе). И что интересно, оказывается, что мы с ним в недалеком прошлом – жители одного подмосковного города.

Вот уж и день к завершению, пора в руки бланку упасть. Днем-то я свои палочки волшебные настроил. Посмотрим, что получится. Если уж не наловлю, то хоть покидаю.

Закат. Ах, какие на море закаты! И зачем я вернулся обратно??? Но не будем о грустном. На втором забросе – поклевка. Вытянул небольшого горбыля. Сам себе не поверил. Во-первых, попалась все-таки редкая рыба, хоть и не крупная, во-вторых, была выловлена, можно сказать, сразу. Хорошенькое начало. Я в восторге!

Ловил на джиг, грузик (чебурашка разборная) весом 12 граммов, привязывал сразу к плетенке толщиной 0,08 мм. В качестве приманки – дюймовая резина от LJ. Спиннинг корейский, рабочий, в боевом состоянии длина – 2,7 м, строй быстрый (жесткая палочка), тест – 5-20 грамма. Катушка 1000, безынерционка брендовая (сборка, малазийская, но ловлю не первый год, и пока без жалоб).

До наступления темноты успел сфотографироваться с «трофеем» на память! Больше ничего за вечер не поймал. Слишком долго радовался первой рыбке.

На следующий день рано утром полная тишина. У рыбы – выходной. Вообще, я для себя понял, что клюет намного лучше лишь в предзакатные час-полтора. Это, кстати, всеобщее мнение. Поймать за такой короткий интервал кучу рыбы трудно, но даже несколько выуженных хвостиков приносят несказанное наслаждение.

К слову скажу, с прошлого года мечтал поймать скорпену или, по-другому, морского ерша, у которого во все стороны колючки торчат. Казалось бы, рыбы этой здесь хватает (даже мальчик в день моего приезда с берега ее выловил), а вот мне она не попадается и не попадается… Ну, что ты будешь делать?  Ответ один – ловить, ловить и еще раз ловить!

С этим девизом встал пораньше на другой день и снова стал закидывать. Ну, нравится мне это занятие, тем более что ловить спиннингом стало получаться не так давно (первый раз в прошлом году, в этом же самом месте).

И вот долгожданная поклевка. Сопротивление вполне достойное. Вытянул удивительно красивую рыбу: зеленоватую с двумя тонкими параллельными линиями красновато-коричневатого цвета от головы до хвоста и синими плавниками. Такое впечатление, что попался попугайчик.

Кстати, в этот раз ловил на палочку с тестом 20-50 граммов (длиной также 2,7 м) того же корейского производителя и катушкой объемом 2500 (японский бренд, китайская сборка) с плетенкой толщиной 0,1 мм.

Пытался разузнать у «палаточных» жителей, которые проживали рядом, что за чудо такое я выудил, но не получил вразумительного ответа.

Впрочем, рыба настолько красивая и единственная, что не грех такую и отпустить.

Уже позже, вернувшись домой, я разузнал, что поймал рулену, или так называемую зеленуху (зеленушку), – одного из представителей рода губановых. Рыбы эти в теплое время года обитают в зоне 50 метров от берега в местах скопления камней, они способны вытаскивать своими губами пищу из щелей в камнях, в том числе мелких крабиков.

Насколько я понял, в пищу такая рыба не употребляется, по причине не совсем вкусного мяса. Впрочем, вопрос о съедобности зеленухи остался открытым. Поскольку в Интернете я неоднократно натыкался на информацию о том, что такую рыбу есть можно; ее мясо безвредно, и на вкус вполне себе ничего (немного сладковатое). Так что пока я нахожусь в поисках точного и полного ответа на этот вопрос (если, кто в курсе, поделитесь, пожалуйста, информацией).

С дочкой мы в этот раз очень весело ловили крабиков. Для этого достаточно иметь палочку с ниткой длиной не более метра. Но мы использовали случайно оказавшуюся в рыбацком кофре зимнюю удочку для блеснения с лунки и катушку с плетенкой (была взята в качестве запасной). К концу нитки можно привязать кусочек чего-нибудь съестного (у нас был крючок, на который мы цепляли кусочек копченой колбасы). Затем опускали с камней свою приманку в щелки под воду и наблюдали, как краб хватал клешней этот кусочек и убегал. Тогда мы вытягивали его и опускали в банку с водой. Делать это надо быстро, иначе краб отцепляется и летит в воду.

Дочка, конечно, ловила с удовольствием, но крабиков побаивалась, все-таки у них хоть и мелкие, но клешни есть… В общем, ловили с интересом и немного с девчачьим визгом!

И тут произошел забавный случай. Я опускаю наживку и вдруг чувствую тычок… Странно, думаю, чтобы это значило? Я еще до щели свою наживку не довел. Снова опускаю, и снова такая же потычка. Вытаскиваю… На крючке сидит бычок. Вот так хищник, на колбаску позарился.

Потом всю добычу из банки отпустили в море, подрастать. А как же!

В один из вечеров мы с Анатолием пошли ловить вдвоем.  Настроил я ему один из своих спиннингов, и мы отошли в противоположную от лагеря сторону. Зацепов, признаюсь честно, наловили сразу. Вообще, джиговать на морских каменистых прибрежных участках совсем не просто. Забегая вперед, скажу, что эффективной антизацепной мерой является разнесенная оснастка, однако вместо грузика лучше использовать тирольскую палочку (или балеринку – конусный грузик, вдетый на спицу длиной 10-15 см), как элемент, позволяющий плавно проходить по камням, и, сводя к минимуму возможность зацепа между камнями.

После вызволения приманок (дорогие они нынче) путем собственного погружения, а также обрывов у меня все-таки попались две интересные рыбки причем, буквально одна за одной. Я таких обитательниц морского царства тоже раньше не встречал! Окраска необыкновенная, чем-то напоминает окуневую (имеется в виду привычный речной окунь – полосатик). При этом, низ живота - синий, голова, включая жаберные крышки, имеет своеобразный рисунок, напоминающий фрагмент наскальной живописи.

Что за рыба такая? Ласкаря и барабульку я знаю, бычка и скорпену тоже, даже про рыбу-собачку наслышан. А рыбину с такой расцветкой вижу впервые. Надо бы узнать у местных. Вот только с этим, увы, оказалось не так-то просто. Лишь один из "знатоков"-палаточников сказал, что это разновидность зеленушки, в пищу такие экземпляры не употребляются. Что ж, раз так, то пусть живут мои пленники. Тем более они такие красивые. "Свободу попугаям!", – как говориться.

Чуть позже, каким-то чудом открыв Интернет (связь на береговой линии слабая и крайне неустойчивая), я наткнулся на информацию, что все же это разновидность морского окуня, якобы это луфарь. Но опять же 100%-ной уверенности не было.

Еще один поход с Анатолием, увы, не принес даже поклевок. К слову скажу, Анатолий имел большой опыт ловли в Туркмении на донные и поплавочные снасти (в частности ловил змей-голову, или иначе змей-башку), а легкие спиннинги с нетяжелыми приманками (в том числе ловля на джиг) оказались для него в новинку. Но по приезду домой он заинтересовался новыми для него рыболовными аксессуарами и уже приобрел себе недорогие палочку и катушку для тренировки: благо, у него недалеко от дома протекает Клязьма.

А скорпену, о которой я мечтал, мне поймать все-таки удалось. Случилось это утром, за день до отъезда домой.

Встал я на один из камней, образующих насыпной волнорез (как, впрочем, и на других рыбалках), и начал как обычно приманку кидать. Кидал-кидал и докидался до долгожданной рыбки. Красивая она все-таки, хоть и не цветная.

Из таких скорпен вкусная уха получается, нужно только осторожно обращаться с ее иголками (я ее ухватил корнцангом); варить уху лучше только из тушек.

Моя единственная скорпена в уху не попала, а поплыла обратно в родной дом, о чем я нисколько не жалею. Все-таки отпускать рыб обратно в воду – удивительно приятное занятие, а уху я буду варить позже из речных окуней, но это уже следующая история.

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 22(348), 2016 г.