Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Морской рейд

Морской рейд

Дмитрий Соколов, г. Н. Новгород 
Фото автора

24 мая 2017 г. я поучаствовал в очередном рейде Нижегородского отдела Московско-Окского территориального управления Росрыболовства – об этом мероприятии и хотел бы сегодня рассказать.  

361-5-1.jpg

Старт в 2-30, со старшим госинспектором Дмитрием Зуйковым едем на северозапад Нижегородской области, в Сокольский район. В районном центре забираем местного госинспектора Геннадия Сосунова – и держим путь к Алешинке – одному из многочисленных притоков Горьковского водохранилища. В устье этой речки несколько понтонов с катерами. Судно Геннадия находится в небольшом ремонте, так что мы с благодарностью пользуемся катером, предоставленным местным бизнесменом Александром Суворковым, не в первый раз оказывающим такого рода помощь. 

Старт в 5 утра. На море (как традиционно называем этот водоем мы, нижегородцы), штиль – явление весьма редкое, особенно в нынешнюю сумбурную весну. Но, нам определенно везет: прохладно, облачность переменная, ветра и волны нет. Выходим из небольшого залива и держим курс в верховья водохранилища, но не успеваем как следует разогнаться, как видим весельную лодку, спешащую к берегу. Нарушитель оказывается “тертым калачом” – до нашей дружеской встречи успевает выбросить рыбу из пластикового бака, а сам бак выкинуть на берег – теперь улик против него нет – остается лишь провести воспитательную беседу. Расставшись с любителем водных прогулок, заходим в речку Ломня. И сразу видим несколько сетей. Геннадий рассказывает, что еще накануне был очередной ночной заморозок, рыба не шевелилась, и сетей здесь не было. Но стоило только прийти волне тепла, как в заливы пошли сорожка и лещ, – и тут же местные браконьеры заставили небольшой залив “клетчатыми удочками”. 

Одного из браконьеров накрываем с поличным – в лодке мешок с рыбой, в руках – сеть с некрупной ячеей. В “улове” – 43 хороших сороги, подлещик, окунь и мелкий судачок. Вызываем полицию, Дмитрий остается приглядывать за браконьером, а мы с Геннадием едем снимать сети. Ячейка крупная, от 60 до 90 мм, именно на крупного леща – несколько освобожденных рыбин весят явно больше двух килограммов каждая. 

361-5-2.jpg

Наряду с лещом попадается карась, которого местные называют “буффало”. Сети подгружены разнообразными железяками – Геннадий рассказывает, что в прошлом сезоне собрал такого металлолома более тонны. 

Возвращаемся к Дмитрию. Он рассказывает, что браконьер пытался избавиться от части “улова”, прекрасно зная, что, кроме общего штрафа за каждую пойманную рыбину, будет насчитан так называемый ущерб – за плотву он составляет 100 рублей. Подъезжает полиция и понятые. Процедура оформления нарушителя довольно долгая и нудная – я откровенно заскучал, вид браконьера вызывает жалость, хочется на воду, на просторы моря… 

Наконец-то все необходимые бумаги оформляются, лодка нарушителя грузится на прицеп (поедет в местный отдел полиции), а мы продолжаем патрулирование. Идем вверх, исследуем на предмет сетей Селянцевский залив, заходим в Куртюгу. Сетей нет, находим только брошенное искусственное нерестилище – длинный подгруженный шнур с пластиковыми бутылками поверху. На такой шнур весной артельщики навязывают еловый лапник, на котором нерестится рыба. Однако этой весной лапника нет – по недоразумению квоты на эти участки выделены не были, артели в этот год не работают, соответственно, нереститься рыбе не помогают – обидно. 

Из Куртюги уходим в море, к островам, там тоже нерестится рыба, а, значит, бывают сети. Но сетей в островах в этот раз нет. Геннадий рассказывает, что этой весной сетей и в целом не так много – сказалась и холодная весна, и тотальный контроль: каждый день на воде, кроме инспекторов рыбоохраны, инспектора минэкологии и полиция. 

Идем вниз по течению, доходим почти до Сокольского, обнаруживаем только одну сеть, в ней лещи и карась. Дело близится к полудню, можно заканчивать работу. Мы с Дмитрием возвращаемся в город, а Геннадий готовится к новому рейду – по его словам, в теплую погоду рыба идет к берегу, и к местным браконьерам присоединяются городские, так что отдыхать просто некогда. 

361-5-3.jpg

Напоследок напомню телефоны Нижегородского отдела, по которым нужно звонить по фактам браконьерства: 215–11–90; 215–11–91. Позвонив, необходимо представиться, обрисовать суть дела и, по возможности, оказать помощь инспекторам. Сообщения по типу “Приезжайте к нам на Ветлугу, здесь море сетей”, конечно, тоже примут к сведению, но результата, скорей всего, не дадут. К слову, про Ветлугу. Если на Чебоксарском и Горьковском водохранилищах сетей год от года становится заметно меньше, то на Ветлуге – нет. Причин этому я вижу несколько, но о Ветлуге и ее проблемах поговорим как-нибудь в другой раз. 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 11(361), 2017 г.